Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности формирования математических представлений и понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.




 

Психолого-педагогические особенности усвоения математики детьми с ТНР

В научных исследованиях отмечаются такие характерные затруднения в усвоении математического материала детьми с ТНР, как недостаточная сформированность понятия о числе и нарушения счетных операций по типу акалькулии и дискалькулии (Р.Е.Левина, Л.А.Дмитриева, А. Гермаковска и др.), недоразвитие пространственно-временных представлений (И.Н.Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев и др.), нарушение понимания логико-грамматических отношений арифметических задач (Л.С.Цветкова и др.).

Проблемы усвоения математики детьми с ТНР могут быть связаны с воздействием нескольких факторов:

1. Недостаточное развитие речевых функций, ограничивающее возможности приобретения математических знаний и умений. Характерные для детей с тяжелыми нарушениями речи низкий уровень понимания словесных инструкций, бедность словаря и недоразвитие грамматического строя препятствует пониманию и выполнению математических действий.

2. Низкий уровень самоорганизации психической деятельности - целостной направленности психики на активацию познавательной деятельности и на ее управление, что создает необходимые условия для протекания мыслительной деятельности.

3. Недоразвитиенекоторых психических функций, составляющих основу математических понятий: логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, пространственной и временной ориентировки, перцептивно-моторных функций.

4. Наличие специфических нарушений счетных операций (дискалькулии)

Подробно рассмотрим эти особенности.

1. Недостаточное развитие речевых функций. У ребенка с ТНР недоразвитие речи вызывает большие затруднения при усвоении математики. Отмечается бедность математического словаря, трудности в обозначении количественных, пространственных, временных отношений при помощи языковых средств, так как многие слова для ребенка с ТНР незнакомы. К началу обучения в школе математический словарь у ребенка с ТНР очень ограничен, при усвоении математической терминологии наблюдаются все характерные особенности словаря при недоразвитии речи: названия числительных, арифметических действий и т.д. усваиваются ребенком в более долгие сроки, наблюдаются искажения звукового, слогового состава (двенадцать – двецать, треугольник – трегольник и др.) терминов.

Из-за несформированности грамматического строя речи изменение формы числительного (от двух отнять…– к двум прибавить …– два плюс…) либо не воспринимается ребенком, либо приводит к тому, что грамматическую форму одного и того же числительного ребенок воспринимает как новое слово. Ребенок затрудняется в понимании грамматических отношений в математических выражениях типа «от семи отнять …, к пяти прибавить…, в 2 раза больше – на 2 больше»: он слабо различает значение предлогов, как следствие возникают трудности в подборе правильного арифметического действия.

Наибольшие трудности вызывает у ребенка с ТНР решение арифметических задач. Нарушения чтения, которые в той или иной степени проявляются у детей, мешают пониманию содержания задачи, в устном же восприятии понимание задачи осложняется недостаточностью импрессивной речи, нарушениями речеслуховой памяти. При поиске решения задачи, определении связи между данными в ее условии необходимо анализировать лексико-грамматические связи между словами, предложениями, что практически недоступно ребенку с ТНР на начальных этапах обучения. Для правильного решения задачи необходимо четко представлять последовательность действий, уметь составлять план решения, придерживаться этого плана, отвлекаясь от несущественных данных, проверять правильность решения. Полноценность этих умений во многом определяется сформированностью внутренней речи, ее регулирующей, планирующей и контролирующей функцией, которая у детей с ТНР наиболее неразвита.  

2. Низкий уровень самоорганизации психической деятельности (Л.А. Дмитриева, А.Н.Корнев, Э.М.Кулиев, Л.Г.Соловьева, В.И.Терентьева и др.) проявляется в том, что многим детям с тяжелыми нарушениями речи свойственна пассивность, несамостоятельность, зависимость от окружающих (Л.М.Шипицина, Л.С.Волкова, 1993). Недоразвитие регулирующей функции речи влияет на формирование волевых процессов, что негативно сказывается на развитии познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. В целом произвольность действий у детей с тяжелыми нарушениями речи находится на более низкой ступени развития, чем у их сверстников с ненарушенным речевым развитием (Н.Е.Новгородская, Н.Ц.Василева, Ж.Т.Рахимова, Ю.Е.Вятлева и др.). В частности, отмечаются нарушения самоорганизации познавательной деятельности, проявляющиеся в отсутствии устойчивого интереса к заданию, более низком уровне показателей произвольного внимания и запоминания, несформированности функций планирования и контроля своей деятельности (Ю.Ф.Гаркуша, В.А.Ковшиков, О.Н.Усанова, Ю.А.Элькин).

3. Недоразвитие психических функций, обеспечивающих усвоение математических знаний. Характерной особенностью восприятия школьников с тяжелыми нарушениями речи является нарушение симультанных процессов и сукцессивного анализа и синтеза (А. Гермаковска, Р.И.Лалаева, 2000). В связи с этим нарушается восприятие и понимание соотношения частей и целого, не устанавливаются четкие связи между компонентами целого. У детей страдают определение последовательности, структурирование элементов в ряду, программа и организация действий. Вследствие этого уже на первых этапах обучения математике у детей с недоразвитием речи могут возникать проблемы при усвоении элементарных математических представлений: затруднения в восприятии совокупности определенных свойств предметов (цвет, размер, форма), смешение простейших геометрических фигур, длительное формирование пространственной ориентировки, представления о временной последовательности. В дальнейшем неполноценное усвоение элементарных математических представлений может отрицательно сказываться на овладении такими математическими понятиями, как счет, числовой ряд.

Наряду с этим, несформированность сукцессивных и симультанных процессов снижает речевые способности, связанные с пониманием и употреблением сложных логико-грамматических конструкций, что, в свою очередь, может затруднять овладение математическими умениями (понимание математических правил, текста задачи и т.д.).

У детей с тяжелыми нарушениями речи часто наблюдается недостаточная сформированность целостного образа предмета, в процессе восприятия отмечаются нарушения в выделении существенных, содержательных признаков, соскальзывание на случайные, незначимые признаки (Н.Ц.Василева, 1991). При обучении математике нарушения зрительного восприятия проявляются в трудностях классификации по форме, величине, цвету, в преимущественном нарушении цифрового и буквенного гнозиса.

У школьников с речевыми нарушениями обнаруживается бедность и недостаточность дифференцированных представлений, вследствие чего ограничиваются возможности наглядно-образного мышления (Н.Ц.Василева, А.Гермаковска, Мулли Сухад). Отставание в развитии наглядно-образного мышления у детей с речевым недоразвитием на первых этапах обучения математике может проявляться в несформированности представлений о размере предметов, пространственных представлений, в дальнейшем – в трудностях обучения решению арифметических задач, усвоения геометрических понятий.

Процесс формирования всех математических понятий и образование на их основе суждений и умозаключений предполагает высокий уровень развития словесного, отвлеченного мышления и использование ряда логических операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации. Именно обобщающая, познавательная, абстрагирующая функция речи является главным средством формирования теоретического мышления и математических знаний в частности, и именно она часто оказывается у детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированной. Это влечет за собой вторичную задержку развития сложных форм словесно-логической мыслительной и в целом учебно-познавательной деятельности.По данным Р.И. Лалаевой, А. Гермаковской, дискалькулии той или иной степени выраженности наблюдаются у 82 % детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Специфические нарушения счетных операций

Д и с к а л ь к у л и я - специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.

Симптомы дискалькулии выражаются в трудностях:

š понимания разрядного строения числа и понятия числа;

š понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;

š понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;

š перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;

š выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);

š распознавания числовых знаков;

š соотнесения чисел в арифметическом действии;

š заучивания таблицы умножения;

š решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;

š раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;

š выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.

У детей с ТНР механизмы дискалькулии сочетают в себе

š несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления),

š недоразвитие речи,

š несформированность зрительно-пространственных функций, симультанного анализа и синтеза,

š несформированность эмоционально-волевых реакций.

Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ. АКАЛЬКУЛИЯ.

Выделяют два основных типа неспособности к вычислениям в зависимости от степени недоразвития и возраста, в котором она проявилась: акалькулия и дискалькулия.

Акалькулия – трудности приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности. Возникает в результате травм головного мозга, на фоне нормальных общих математических способностей.

Дискалькулия (лат. dis – отделение, calculia - счет) – недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций; в основном проявляется в дошкольном и школьном возрасте. Частота встречаемости в школьной популяции – около 5%. Дискалькулия встречается одинаково часто среди представителей обоих полов.

Симптоматика дискалькулии

1. Недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правил образования числа.

2. Несформированность количественных отношений чисел.

3. Автоматическое воспроизведение порядка следования чисел.

4. Трудности установления отношения числа к его соседям.

5. Затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел.

6. Недостаточное овладение математическим словарем.

7. Неправильное называние чисел.

8. Неточное представление о графической структуре цифр.

9. Элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, "ручной" способ выполнения).

10. Незнание таблиц сложения и вычитания, умножения и деления.

11. Преимущественно конкретный характер мыслительных операций.

Механизмы дискалькулии

Вопрос о механизмах дискалькулии представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. Анализ различных точек зрения на механизмы дискалькулии позволяет условно выделить несколько концепций.

1. Концепция дискалькулий, в которых в качестве механизмов выделяются гностико-практические нарушения.

2. Психологические концепции дискалькулии.

3. Нейропсихологические концепции.

Классификации дискалькулии

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно.

L.Kosc выделяет несколько видов дискалькулии:

- вербальная, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий;

- практогностическая, при которой имеется расстройство системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

- дислексическая, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков;

- графическая, которая проявляется в нарушении записи математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур;

- операциональная, связанная с неумением выполнять математические операции.

Таким образом, в основе проблем освоения школьниками с ТНР курса "Математики" могут лежать различные механизмы. Их важно выявить на этапе диагностики для правильной организации коррекционной работы.

Таким образом, проблемы усвоения математики детьми с тяжелыми нарушениями речи могут быть связаны с воздействием нескольких факторов:

1) Недостаточное развитие речевых функций.

2) Низкий уровень самоорганизации психической деятельности.

3) Недоразвитие психических функций, составляющих основу математических понятий.

4) Специфические нарушения счетных операций

При этом если влияние первого фактора – речевого недоразвития – у детей с тяжелыми нарушениями речи всегда велико, то степень воздействия второго, третьего и четвертого факторов может быть различной и во многом определяет особенности усвоения математических знаний детьми с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому для того, чтобы правильно организовать процесс обучения математике детей с недоразвитием речи, важно как можно раньше определить, с чем связаны основные причины затруднений ребенка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 1892.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...