Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование операции классификации.
Формирование количественного понятия числа и арифметических действий неразрывно связано с умением выполнять классификацию. Основой классификации является группирование элементов с учетом их признаков. В процессе коррекционной работы необходимо научить детей выявлять признаки, на основе которых осуществляется классификация. Для этого используются следующие задания 1. Дидактический материал: набор картинок с изображением животных (домашние; дикие, живущие в северных лесах; дикие, живущие в южных лесах). Ребенку дается инструкция: «Рассмотри картинки и подумай, как можно объединить животных, чтобы в каждой группе они подходили друг к другу». Не все дети сразу выделяют общие критерии. Например, они иногда объединяют животных по цвету, по размеру. В таких случаях педагог помогает ребенку определить общие закономерности, задавая вопросы: «Где живет это животное?» (Демонстрируется картинка с изображением кошки.) Ответ: «Живет дома». Следующий вопрос: «А где живут эти животные?» (Лев, слон.) Ответ: «В зоопарке» или «В южных лесах*. Затем педагог дает инструкцию: «Разложи всех животных по группам по месту их обитания». После группировки картинок закрепляются общие критерии. Ребенок называет: а) домашних животных, б) диких животных, живущих в северных лесах, в) диких животных, живущих в южных лесах. С целью закрепления этот вид упражнений повторяется на другом материале (но также на знакомых детям предметах). 2. «Четвертый лишний». 3. Классификация на основе двух признаков. Детям предлагаются серии предметных картинок и задания. Например: покажи только те игрушки, на которых можно кататься; покажи фрукты, но не круглые; покажи животных, которые живут в зоопарке. 4. Классификация на основе функциональных признаков: покажи, что самое легкое; покажи, что может летать; покажи игрушки, которые звучат; покажи, во что можно играть только зимой. И т. д. 5. Выполнение классификации на абстрактном материале, например на геометрических фигурах. В начале занятий педагог подготавливает детей к пониманию, что существует несколько возможностей группирования фигур, уточняются понятия «признак», «форма», «величина». В ходе занятий педагог обращается к ребенку следующим образом: «Это набор геометрических фигур. Сейчас будем раскладывать их по коробкам по определенному признаку. Скажи, чем отличаются эти фигуры?» Как правило, дети отвечают: «Цветом». «Чем еще?» Часто дети дают ответ, описывая формы, но не используют общее название «форма». Далее педагог уточняет, что существует еще один признак, по которому отличаются фигуры, и вынимает из набора два круга (большой и маленький), затем два маленьких и два больших треугольника и квадрата. «Чем отличаются круги, квадраты и треугольники?» Дети дают ответ: «Этот большой, этот маленький». Педагог уточняет: «Отличаются величиной». С целью закрепления общих названий применяются следующие упражнения. Педагог кладет перед ребенком любую геометрическую фигуру (например, маленький синий квадрат) и задает вопрос: «Какая форма этой фигуры, какой цвет, какая величина?» Упражнение повторяется несколько раз. Ребенку дается задание: «Определи признаки этой фигуры» (например, большой красный квадрат). Этот вид упражнения также повторяется несколько раз. Затем приступают к выполнению классификации: «Сейчас разложи по коробкам фигуры по определенному признаку». Ребенок поочередно выполняет три возможных варианта, раскладывая фигуры по цвету, по форме, по величине. В ходе выполнения действий педагог следит, чтобы после выбора критерия ребенок не менял его в процессе классификации. 6. Классификация слов по различным признакам. - Классификация слов на основе семантических признаков. Детям предлагается назвать лишнее слово среди ряда других. Назвать лишнее слово среди имен существительных: стол, шкаф, ковер, кресло, диван; волк, собака, рысь, лиса, заяц; круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник; Николай, Саша, Иванов, Миша, Наташа; Назвать лишнее слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, спелый, зеленый; Назвать лишнее слово среди глаголов: бросился, слушал, помчался, ринулся; подбежал, вошел, подошел; бежать, идти, спать, плыть. - Классификация слов на основе формально-языковых признаков. Детям предлагается назвать лишнее слово, обращая внимание на слоги и звуки данных слов: рама, кошка, собака, игра; машина, канава, крышка, капуста; - Классификация слов на основе грамматического значения (критерий не называется). Назвать лишнее слово среди других и объяснить, почему оно лишнее: читать, обедать, вечер, играть; красный, вкусный, яблоко, ясный. 7. Письменное составление схем и таблиц на основе классификации объектов. Детям предлагается заполнить схему или таблицу. Например: - Составление схемы «Жилище». - Определение рода и числа существительных. - Педагог диктует детям слова-существительные, дети вписывают слова в соответствующий столбик таблицы (карандаш, столы, парты, книга, озера, пальто, радуга, комар, листья, мышь, окно, огурцы, груша и т. д.).
- Арифметические действия. Детям предлагается записать компоненты (члены) арифметических действий в соответствующие строки и колонки таблицы.
-Определение ошибок в классификации. Для правильного выполнения заданий этого вида уточняются правила классификации, обращается внимание на то, что в классификации должны сохраняться единые критерии систематизации. Затем детям предлагается найти ошибку в классификации и объяснить, почему эта классификация неправильная. -Классификация предметов или их изображений. Например, детям предъявляются следующие картинки: ключи, нож из металла, лопата, молоток, палка, деревянный стол, стул из дерева, металлическая ложка. Предлагается распределить картинки на две группы: деревянные предметы и предметы, сделанные из металла. -Классификация на вербальном уровне. Детям предлагается объяснить, почему эта классификация неправильная, и исправить ошибку. В лесу растут березы, лиственные и хвойные деревья. Фрукты могут быть круглые, зеленые, желтые и красные. Звуки бывают твердые, мягкие, гласные и согласные. Буквы бывают звонкие и глухие. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |