Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ С ДИСКАЛЬКУЛИЕЙ




С целью формирования логических операций у детей с дискалькулией предлагаются следующие упражнения.

1. Раскладывание предметов разного цвета.

I вариант. Раскладывание 7 голубых и 7 красных предметов в два ряда в определенном пространственном соответствии. Задается вопрос: «У меня столько же голубых предметов, сколько и красных? То же количество?» Дети, как правило, сразу отвечают: «Да».

II вариант. Раскладывание 7 голубых и 7 красных предметов следующим образом: в первом ряду предметы голубого цвета сдвинуты и занимают небольшое пространство; во втором ряду предметы красного цвета раздвинуты и занимают большее пространство. Задается вопрос: «Как вы думаете, у меня столько же голубых предметов, сколько и красных? То же количество?» В случае затруднений педагог предлагает упорядочить соответствие голубых и красных предметов: под каждый предмет голубого цвета положить предмет красного цвета или положить их парами в один ряд. Таким образом, дети приходят к выводу, что в обоих рядах одинаковое количество предметов.

III вариант. Предметы красного цвета раздвинуты, голубые сдвинуты. Упражнение проводится аналогичным образом.

IV вариант. 7 зеленых и 9 желтых предметов раскладываются в два ряда так, чтобы оба ряда занимали одинаковое пространство. Задается вопрос: «Одинаковое ли количество предметов в обоих рядах?» Ребенок сравнивает, соединяя предметы в пары, либо, актуализируя предыдущий опыт, при сравнении сосчитывает предметы первого, а затем второго ряда.

2. Упражнения на провоцирующее соответствие.

I вариант. Ребенку даются две картинки, изображающие лестницы: одна лестница большая, вторая - маленькая. На каждой из них стоит человечек на седьмой ступеньке. Педагог задает вопрос: «Скажи, какой человечек прошел больше ступенек?» Часто дети показывают человечка на большой лестнице. Педагог предлагает сосчитать ступеньки, которые уже прошли человечки. Ребенок считает и приходит к выводу, что оба человечка прошли одинаковое количество ступенек.

II вариант. Ребенку предъявляются две картинки с изображением тарелок. На первой картинке 12 маленьких тарелок, расположенных на небольшом пространстве; на второй картинке - 12 больших тарелок такой же формы, но расположенных на более широком пространстве. Задаются те же вопросы, что и в первом варианте. Аналогичные упражнения проводятся с использованием других предметов (с бусами, карандашами и т. д.).

Формирование операции сериации.

Процесс формирования сериации у детей с дискалькулией проходит в три этапа (на основе стадий Ж. Пиаже):

I этап - уточнение глобальной операции без регулярной последовательности действий;

II этап - интуитивная сериация с нащупыванием конструкций, с трудностями включения новых элементов в конструируемую серию;

III этап - определенная сериация с систематической координацией отношений предметов или действий. Каждый элемент находит такую позицию, в которой он является большим по отношению к предыдущему и меньшим по отношению к последующему.

Формирование сериации можно осуществлять в нескольких вариантах:

- на невербальном материале;

- с включением речи;

- на числовом материале.

Большинство детей с дискалькулией находятся на втором уровне сформированности операции сериации. У них наблюдаются трудности с включением элемента в ряд, они строят серию путем «проб и ошибок», затрудняются при сравнении элементов. Поэтому основное внимание в коррекционной работе уделяется II и III этапам.

На II этапе используются следующие упражнения.

1. Первая серия упражнений - ранжирование предметов, геометрических фигур по величине, длине, насыщенности цвета и другим признакам. Ранжирование 5 полосок, длина каждой из которых увеличивается на 1 см по отношению к предыдущей. Дается инструкция: «Разложи полоски в таком порядке — от самой маленькой к самой большой». Затем предлагаются 10 полосок и изменяется инструкция: «Разложи полоски от самой большой до самой маленькой». В дальнейшем задание усложняется через уменьшение разницы в размере полосок до 0,5 см.

2. Вторая серия упражнений – проводится в речевой форме с одновременным закреплением сравнительной лексики. Этот вид упражнений проводится на материале первой серии. Различие заключается в том, что ребенок, сравнивая предметы, оформляет результаты сравнения в речевой форме, в вербальном плане. В результате тренировки ученики должны овладеть следующими прилагательными: маленький - большой, маленький - средний-большой, самый маленький - самый большой, огромный и т. д. Детям предлагается рисунок, изображающий детей разного роста, стоящих в очереди. Задаются вопросы: «Скажи, кто самый низкий?» (ответ: «Самая низкая девочка с собакой»), «Кто самый высокий?», «Как ты скажешь о девочке с собакой?», «Какой этот мальчик (педагог показывает на одного из ребят) по отношению к мальчику с мячом?» (Ответ: «Он выше его») и т. д. На заключительном этапе выполнения задания дается инструкция: «Покажи детей по очереди, начиная с самого высокого и кончая самым низким». Позже дается задание показать детей в последовательности, начиная с самого низкого. Предлагается сюжетная картинка с изображением города. После предварительного рассматривания изображенных на картинке объектов дети ранжируют их по различным критериям: по высоте, по толщине, по длине, по величине и т. д. Использование сравнительной лексики закрепляется как в импрессивной, так и в экспрессивной речи.

3. Третья серия упражнений проводятся на числовом материале (закрепление порядкового значения числа). Раскрасить числа разным цветом: 2 и 4 - синим, 1 и 5 - красным, 3 - желтым. В процессе выполнения задания дети уточняют, какую цифру они раскрашивают. Определить, кто какой по счету в очереди. Детям предлагается рисунок, изображающий детей разного роста, стоящих в очереди. Педагог задает следующие вопросы: «Сколько детей в очереди за мороженым? Кто четвертый в очереди? Какая по счету девочка с собакой? Кто стоит после третьего в очереди? Кто стоит перед пятым в очереди?» И т. д. Определить, на какой жердочке птица. Детям предъявляется картинка с изображением забора и птицы, а также фишка с изображением птицы. Педагог задает следующие вопросы: «На какой жердочке сидит птица? Сколько жердочек должна перепрыгнуть птица, чтобы сесть на пятую жердочку? Покажи первых жердочек. Покажи 3 последние жердочки. Сколько жердочек надо перепрыгнуть птице, чтобы оказаться на последней?» Нахождение чисел, разбросанных на листе, в порядке их увеличения. Определение места чисел в ряду. Предлагаются задания типа: считай от 13 до 27 и обратно; считай от 22 до 29 и обратно; назови соседей числа 7, 20, 32 ..., назови число на 1 больше 6, 27, 33, 47 ... Письменные упражнения: дополнение числовых рядов, например: 8, 7,......., 4; 22, 23,...,..., 26; 65, 64,........61; заполнение решеток с последовательностью чисел.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 487.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...