Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие временных представлений.




В процессе профилактики и коррекции дискалькулии важным является формирование представлений о временах года, о днях недели, о частях суток, о временной последовательности событий.

С целью развития временных представлений и уточнения их речевых обозначений предлагаются следующие виды упражнений.

1. Узнавание и называние времен года. Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением времен года и определить, чем различаются эти картинки. Затем предлагаются следующие задания: показать на картинках лето, зиму, весну, осень; описать признаки того или иного времени года, назвать последовательность времен года по картинкам; найти ошибки в последовательности изображенных времен года и разложить картинки правильно; положить ту или иную «выпавшую» картинку с изображением времени года в нужное место в серии картинок.

2. Игра во времена года. Педагог дает каждому ребенку имя одного из времен года, но так, чтобы другие не слышали. Предлагается инструкция: «Представь себя так, чтобы другие догадались, какое ты время года. Назови своих соседей. Что наступает после твоего времени года? Какое время года ты сменяешь? И т. д.».

3. Определение понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Каждое занятие с детьми начинается с вопросов: «Какое сегодня число?», «Какое было вчера?», «Какое будет завтра?»

4. Показать на календаре, где «сегодня», «завтра», «вчера».

5. Называние дней недели. Предлагаются задания и вопросы типа: «Назови, какой сегодня день недели? Назови все дни недели по очереди. Какой день перед понедельником? Какой третий день недели? Какой день после четверга? Какой день был раньше сегодняшнего дня? Какой день будет позже?»

6. Игра в неделю. Игра проводится с группой детей. Каждому ребенку педагог дает имя одного из дней недели. Далее детям предлагается встать друг за другом в таком порядке, как следуют дни недели. Задаются вопросы: «Среда, кто является твоим соседом?», «Воскресенье, какой день после тебя, перед тобой?», «Кто не является твоим соседом?»

7. Определение и называние времени суток. Предлагаются различные варианты заданий: показать время суток, изображенное на картинках; назвать время суток и определить его признаки (месторасположение солнца, освещенность и т. д.); разложить картинки с изображением времени суток в определенной последовательности; положить «выпавшую» картинку в определенное место серии.

8. Назвать время суток, изображенное на картинках, и определить, какое время суток не нарисовано.

9. Определить время на часах.

10. Назвать время суток, изображенное на картинках. Рассказать, что делает девочка утром, днем, вечером, ночью.

Развитие слухового восприятия, слухомоторной и слухозрительно-моторной координации.

Коррекционная работа включает в себя 3 этапа:

I этап - узнавание ритма и соотнесение его с определенной зрительной моделью;

II этап - воспроизведение ритмических структур с опорой на зрительное восприятие;

III этап - восприятие и воспроизведение ритма без опоры на зрительную модель ритмической структуры.

Предлагаются следующие задания.

1. Воспроизведение ритма с опорой на зрительную модель. Педагог сидит напротив ребенка и раскладывает перед ним кубики с определенным интервалом. Далее педагог воспроизводит ритм ударами карандаша согласно расположению кубиков. Затем он предлагает отстучать ритм ребенку. Задание начинается с небольшого количества кубиков и простого их расположения. Сначала педагог стучит около каждого кубика, затем в одном месте стола. В последующих заданиях предлагаются более сложные пространственные структуры.

2. Узнавание пространственного расположения кубиков, соответствующего воспроизведенному ритму. Педагог составляет несколько серий из кубиков. Затем он воспроизводит ритм, закрывая руку листом бумаги, чтобы ребенок не видел движений руки. Ребенок должен определить, какой ряд кубиков соответствует воспроизведенному ритму. Упражнение повторяется несколько раз.

3. Узнавание ритма, соответствующего расположению кубиков. Перед ребенком только один ряд кубиков с определенным их расположением. Педагог предлагает поочередно разные звуковые структуры. Ребенок должен узнать, какому звуковому ритму соответствует ряд кубиков.

4. Воспроизведение прослушанного ритма с помощью кубиков (различно расположенных в пространстве). Ребенок получает несколько кубиков. Педагог отстукивает ритм, закрывая руку, а ребенок воспроизводит звуковую структуру из кубиков, сохраняя количество элементов и соответствующие интервалы между ними. В случае неудачи педагог повторно воспроизводит ритм, помогая ребенку правильно выполнить задание.

5. Воспроизведение ритма по данному пространственному расположению элементов. В этом упражнении используются графические рисунки, на основе которых ребенок воспроизводит ритм. С целью усложнения задания предлагается воспроизвести ритм на основе образа пространственного расположения по памяти.

6. Графическое воспроизведение прослушанного ритма. Педагог за ширмой отстукивает ритм, а ребенок воспроизводит звуковую структуру в виде графического рисунка (квадраты, палочки и др.).

7. Различение ритмических последовательностей на слух. Определение количества сильных и слабых ударов.

8. Воспроизведение ритма по подражанию. Предлагаются ритмы различной структуры - сначала простые, затем более сложные.

Формирование буквенного и цифрового гнозиса.

1. Узнать буквы: в неправильном пространственном расположении, перечеркнутые дополнительными линиями или зашумленные, написанные пунктирными линиями, недописанные буквы.

2. Найти предъявленную букву в ряду графически сходных букв.

3. Узнать буквы по их зеркальному изображению.

4. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных

5. Назвать только правильно написанные буквы.

6. Определить и назвать буквы, наложенные друг на друга.

7. Определить, какая буква спряталась в рисунке.

8. Показать и назвать последовательно цифры от 1 до 10, от 11 до 20.

9. Отгадать и показать из каких цифр нарисован человечек.

10. Назвать цифры наложенные друг на друга.

11. Показать правильно написанные цифры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...