Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические требования к современному учебному занятию (уроку)




Современный учебное занятие (урок) в профессиональном образовательном учреждении - это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование - это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность (а не имитация последней), где функция преподавателя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения  подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.

 

Общие педагогические требования состоят в следующем:

1. Четкое и однозначное определение целей и задач каждого учебного занятия с учетом специфики (например, “взрослые”) и возможностей обучаемых.

2. Оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей обучаемых.

3. Обеспечение условий для полноценной учебной деятельности (мотивация, учебная ситуация, рефлексия).

4. Внедрение новейших педагогических технологий;

5. Целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности.

6. Творческий подход к формированию структуры учебного занятия.

7. Сочетание различных форм коллективной деятельности и самостоятельной работы обучаемых.

8. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом обучаемых.

10. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики при проектировании и реализации учебного занятия.

 

Приложение 7

Как подготовиться к анализу учебного занятия?

1. Определить цель посещения: проведение общего или одноаспектного анализа учебного занятия.

2. Побеседовать с преподавателем с целью уточнения цели учебного занятия, его построения, методики проведения.

3. Ознакомиться с документацией преподавателя (учебная программа, перспективно-тематический план, проект учебного занятия).

4. Познакомиться с особенностями участников учебной группы (результаты входного тестирования и др.).

5. Подготовить серию вопросов, на которые следует обратить особое внимание при посещении учебного занятия (например, рациональность отбора учебного содержания, эффективность выбранных методов обучения, разнообразие видов деятельности обучаемых, обеспечение учебной мотивации, обеспечение рефлексии учебной деятельности и др.).

6. Подготовить тетрадь для феноменологических записей (по ходу учебного занятия), рефлексивных вопросов и выводов-рекомендаций.

 

 

Приложение 8.

Схема общего педагогического анализа учебного занятия

n оценка правильности определения целей учебного занятия;

n рациональность структурного построения занятия и целесообразность распределения времени по его элементам;

n Оптимальность отбора содержания учебного материала, выделение главного и второстепенного;

n эффективность решения образовательных и развивающих целей.

n оценка эффективности выбора методов и приемов обучения, спосо­бов формирования и развития познавательного интереса и учебной моти­вации;

n содержание учебной деятельности обучаемых на занятии (формирование у обучаемых общеучебных умений, эффективность ис­пользования средств учения, формирование способности к рефлексии, ов­ладение обучаемыми методикой самоконтроля и др.);

n организация педагогического общения на учебном занятии;

n педагогический стиль.

 

Одноаспектный анализ учебного занятия

Анализ учебного занятия можно проводить, отдавая предпочтение тому или иному аспекту.

Дидактический анализ: постановка целей учебного занятия, соблюдение дидактиче­ских принципов, рационализация информационного наполнения урока, логика изложения учебного материала, активизация познавательной деятельности обучаемых, организация их самостоятельной работы, вне­дрение новейших педагогических технологий.

Психологический анализ:изучение психологического климата на занятии, организация межличностного общения, налаживание отношений со­трудничества в группах, в парах, в коллективе в целом, Позиция препода­вателя, учет им психологического состояния обучаемых.

Методический анализ:характер использования обучающих средств на учебном занятии, его методическая оснащенность (учебный план, проект, “опорные” материалы для учащихся, дидактические средства и т.д.

Организационный анализ: приемы организации занятий, рацио­нальное использование времени.

 

 


1) Смотри подробно: Третьяков Г.Ч., Сенновский И.Б./ Технология модульного бучения в школе: практико- ориентированная монография. М.: Новая школа, 1997. С.352.

* использованы материалы из кн. Н.Г.Милорадовой «Учебные задачи». - М. 1998.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...