Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание. Обоснуйте точку зрения, что по результатам корректирующего контроля следует выставлять отметки.




 

 

 

Цель констатирующего контроля - оценить результат завершенного учебного действия. Преподаватель обращается при этом к каждому участнику обучения. Способы обращения различны: устный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, рейтинг, зачеты, защиты, экзамены, чем более совершенны способы контроля, т.е. определенны, однозначны, достоверны, тем объективнее результаты оценки.

Констатирующий контроль по периодичности бывает предварительным, текущим, тематическим (рубежным) и итоговым.

Предварительный контроль проводится для фиксации исходного начального уровня обученности. Сравнение исходного уровня с конечным позволяет измерять прирост знаний. Наиболее надежным способом проведения входного контроля является тестирование.

Текущий контроль для диагностики хода дидактического процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Этот вид контроля позволяет своевременно определить пробелы в усвоении материала, скорректировать учебный процесс. Способы проведения текущего контроля достаточно разнообразны. К ним относятся устный, уплотненный, комбинированный, магнитофонный и компьютерный опросы, тестирование, рейтинг.

Тематический контроль нацелен не просто на проверку усвоения отдельных элементов, а на выявление  понимания систем, в которые они объединены. Основными способами являются синтетические комплексные задания и батареи тестов.

 Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце изучения предмета или курса. На этом этапе окончательно систематизируется и обобщается учебный материал. Для проведения контроля используется система зачетов, экзаменов, защит выпускных работ, итоговое тестирование с применением компьютеров и специальных программ.

Таким образом, перед преподавателем открываются большие возможности качественно подготовиться к проведению контроля. Приведем примеры наиболее распространенных (устный опрос), а также входящих в практику (рейтинг, тесты) способов контроля.

Самым излюбленным способом контроля является устный опрос. Как подготовиться к нему, чтобы не утратить преимуществ этого способа и сделать его эффективным?

1. Необходимо выделить узловые учебные элементы, в которых заключена сама суть темы.

2. Нужно назначить уровень усвоения этих элементов.

3. Сформулировать четко и определенно задание.

4. Определить количество существенных операций в ответах по каждому вопросу.

Фактически преподаватель создает для себя эталон, который позволит объективно оценить качество опыта учащихся. Иногда этот эталон материализуется в образец, который предъявляется учащимся для сравнения с его результатом, например в условиях производственного обучения. При устном ответе всегда есть возможность оценить знания любого уровня. При помощи дополнительных вопросов можно оказать помощь слабому и поднять планку сложности для сильного учащегося, Кроме того, опытные педагоги всегда используют возможность разъяснения, повторения трудно воспринимаемых учебных элементов. Сердцевиной подготовки к устному опросу является формулирование вопроса. Он может быть очень простым, предназначенным для воспроизведения информации, формулы, правила, алгоритма; а может заставить учащихся активизировать свои силы, ставить цель и искать нестандартный способ достижения цели. Например, вопрос “Греет ли солнце под водой?” вызывает необходимость строить разные версии и доказывать их.

Некоторые преподаватели пытаются освоить современные виды контроля, такие как рейтинг и тестирование.

Рейтинг  дает возможность расставить по порядку в зависимости от успешности всех учащихся. Привычные больные системы отметок отменяются, вместо них вводятся порядковые шкалы, которые составлены как иерархия некоторых признаков. Эксперты сравнивают учащихся между собой и в зависимости от успеха расставляют их по порядку, Таким образом, возникают не группы отличников, троечников и неуспевающих, а список, в котором каждый получает свое место (1,2,3,….16 и т.д.) в зависимости от достижений в обучении.

Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью. Ее можно использовать как по определенному предмету, так и по всему курсу обучения. В список оцениваемых достижений могут быть включены и внеучебные, но важные для данного учебного заведения признаки. Варьирование позиций в ранжированном списке достижений дает возможность преподавателю и администрации иметь мощный механизм управления, например, если понижается интерес учащихся к отдельным разделам обучения, за освоение этих разделов назначается наивысший рейтинг. Зная, что первые десять человек в списке получают престижную работу, учащиеся будут вынуждены обратиться к этим разделам в надежде набрать высокий рейтинг в целом.

Рейтинговая система строится следующим образом:

1. Составляется список всех оцениваемых учебных действий (путем максимального опроса и согласования мнений всех участвующих в обучении педагогов).

2. Согласуется количество балов, которые присуждаются за каждый вид работы учащихся: все элементы списка получают свой весовой коэффициент.

3. Производится ранжирование учащихся: каждый эксперт выдает упорядоченную последовательность по степени выраженности оцениваемых качеств.

Для примера можно привести ранжированный список учебной деятельности, которые используются для оценки студентов в Московском педагогическом университете.

1. Реплика при обсуждении задачи, вопроса, сообщения.

2. Представление результатов работы микро группы в ходе занятия.

3. Ответ на вопрос преподавателя.

4. Участие в конкурсе по предмету.

5. Постановка оригинального вопроса с возможным вариантом ответа.

6. Представление оригинальной точки зрения.

7. Выступление с решением педагогической задачи.

8. Постановка новой задачи и ее решение и т.д.

По мере работы список может меняться, так же, как и ранжировка. Многие педагоги закладывают в шкалу баллов не только оценку за сам факт выполнения той или иной работы, но и учитывают качество. Результаты рейтинга объявляются достаточно часто, что позволяет педагогу реально управлять процессом учения, а учащимся продуктивнее учиться.

Обратимся теперь к тестированию.

Тест - это контрольное задание на выполнение деятельности данного уровня в сочетании с определенной системой оценок. В эту систему оценок обязательно входит эталон, под которым понимают образец решения задания теста.

 
Т = З + Э  

 


Единицей, по которой можно судить о качестве выполнения теста является существенная операция (р). Существенная операция связана с целью проверочной процедуры, она выделяется из общего числа операций, которые нужно применить к условию теста, чтобы его решить.

Коэффициент усвоения (Кa)  позволяет судить о завершенности процесса обучения.

 
Кa.= а/р  

 

 


Где: а - число правильно выполненных операций; р - число существенных операций, характеризующих проверяемый уровень учащихся.

При Кa < 0,7 материал не усвоен, учащийся систематически делает ошибки, у него не сформирован начальный опыт.

При Кa ³ 0,7 можно говорить о сформированной деятельности учащегося.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...