Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С проблемной ситуацией можно «столкнуться», встретится в жизни, в учебном процессе, в производственной деятельности и т.д.




 

Проблема -это нестандартная задача, для решения которой требуется поиск новых, недостающих знаний или новых путей применения прежних знаний. Ее еще называют поисковой задачей. Проблему нужно сформулировать!

Она существует в мыслительном пространстве.

 

Учебная проблема -это поисковая задача, для решения которой учащемуся необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть им самостоятельно (или при помощи педагога) «открыты».

Проблемность - понятие субъективное. Учебная задача, которую обучаемый в состоянии решить привычными способами на основе имеющихся знаний, не воспринимается им как проблема, проблемной для него не является.

 


График зависимости уровня проблемности

 от уровня знаний

 

 

Приложение 5


Критерии учебного занятия (урока) развивающего типа

1. 1.1. 1.2.   1.3.   1.4. 2.     3.   4.     4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 5.     6. 6.1.   6.2.   6.3. Выделение в качестве ведущих - развивающих целей. Адекватность целей и результатов обучения; Диагностичность целей (четкость, конкретность, возможность проверки); Инструментальность (цель задана в терминах деятельности обучаемых); Реалистичность (возможность достижений в заданных условиях). Наличие педагогической деятельности развивающего типа: преподаватель организует совместную деятельность, создает условия для развития. Наличие учебной деятельности развивающего типа: активность, осознанность, самостоятельность обучаемых. Полнота (представленность всех элементов совместной деятельности) и целостность (последовательность элементов в логике развивающей деятельности: Вхождение в деятельность; Проблемная ситуация; Действие; Рефлексивные действия; Коммуникация; Исполнение действия и контроль; Рефлексия деятельности в целом и собственного развития. Наличие дифференциации по результату и процессу (с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития каждого обучаемого). Наличие у обучаемых следующих результатов учения: Развитие личностных качеств - способности к самоопределению, к самореализации. Освоение различных видов деятельности и различных общеучебных умений по каждому виду деятельности. Освоение целостной системы знаний.

 

 

Отличия традиционного урока от развивающего

 

 Признаки Традиционный урок Развивающий урок
Цели     Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятель­ностью   Профессиональ­ная установка педагога   Методы     Характер органи­зации учебной деятельности   Формы учебных взаимодействия и отношений     Контроль и оценка Формирование знаний, умений, навыков.   Предметно-ориентирован­ная позиция . Преобладают функции: информатора и контролера. Стиль авторитарно-дирек­тивный, репрессивный, ини­циатива у педагога, инициа­тива учащихся не культиви­руется   Закрытость. Ориентация на собственную активную дея­тельность.   Информационно-иллюстра­тивные, репродуктивные   Деятельность строится по схеме: “знания - деятель­ность”. Преобладают задания ре­продуктивного типа, дейст­вия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в го­товом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт.     Ведущая форма взаимодей­ствия - подражание, имита­ция, следование образцам. За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных отношений. Высокий уровень кон­фликтности и агрессивности на всем протяжении обуче­ния.   Преобладает жесткий кон­троль в рамках жестко за­данных правил. Самокон­троль отличается ситуатив­ностью. Мотивация осуществляется за счет “ожидания приговора - оценки учителя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла. Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг. Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату. Эмоциональная состав­ляющая контроля - страх пе­ред оценкой. Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирова­ние целостной системы зна­ний, общеучебных и пред­метных умений и навыков.   Ориентирован на личность учащегося. Преобладает стимулирую­щая функция. Стиль демократический, поощряется и поддержива­ется инициатива учащихся.   Открытость. Ориентация на солидар­ность и совместную деятель­ность с учащимися.   Методы активного обуче­ния: проблемного изложения, проблемные, исследователь­ские, рефлексивные.   Деятельность строится по схеаме: “ориентировочное знание - деятельность - реф­лексия - теоретическое зна­ние”. На первый план выдвига­ются творческие и продук­тивные задачи и задания. Учебные цели и способы деятельности делаются дос­тоянием учащихся, они при­нимают учебные задачи, а следовательно осознанно включаются в познаватель­ную деятельность.   Задания носят личностно или социально значимый смысл. Цели и задачи разрабаты­ваются совместно учителем с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Учащиеся находятся в ак­тивной позиции. Они осваивают разные по­зиции: партнера, руководи­теля, помощника. Многообразие межгруппо­вых и межличностных отно­шений снижает конфликт­ность. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм, изживается солидарностью.   Преобладает взаимо- и са­моконтроль. Преобладает взаимо- и са­мооценка в группах. Акцент делается на дости­жениях ученика, а не на том, чего он не знает, не умеет. Контролю подвергается ход деятельности, характер ана­лиза. Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания дос­тижений. Эмоциональный фон кон­троля позитивный.  

 

Приложение 6.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...