Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
С проблемной ситуацией можно «столкнуться», встретится в жизни, в учебном процессе, в производственной деятельности и т.д.
Проблема -это нестандартная задача, для решения которой требуется поиск новых, недостающих знаний или новых путей применения прежних знаний. Ее еще называют поисковой задачей. Проблему нужно сформулировать!
Она существует в мыслительном пространстве.
Учебная проблема -это поисковая задача, для решения которой учащемуся необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть им самостоятельно (или при помощи педагога) «открыты».
Проблемность - понятие субъективное. Учебная задача, которую обучаемый в состоянии решить привычными способами на основе имеющихся знаний, не воспринимается им как проблема, проблемной для него не является.
График зависимости уровня проблемности
от уровня знаний
Приложение 5
Критерии учебного занятия (урока) развивающего типа
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
| Выделение в качестве ведущих - развивающих целей.
Адекватность целей и результатов обучения;
Диагностичность целей (четкость, конкретность, возможность проверки);
Инструментальность (цель задана в терминах деятельности обучаемых);
Реалистичность (возможность достижений в заданных условиях).
Наличие педагогической деятельности развивающего типа: преподаватель организует совместную деятельность, создает условия для развития.
Наличие учебной деятельности развивающего типа: активность, осознанность, самостоятельность обучаемых.
Полнота (представленность всех элементов совместной деятельности) и целостность (последовательность элементов в логике развивающей деятельности:
Вхождение в деятельность;
Проблемная ситуация;
Действие;
Рефлексивные действия;
Коммуникация;
Исполнение действия и контроль;
Рефлексия деятельности в целом и собственного развития.
Наличие дифференциации по результату и процессу (с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития каждого обучаемого).
Наличие у обучаемых следующих результатов учения:
Развитие личностных качеств - способности к самоопределению, к самореализации.
Освоение различных видов деятельности и различных общеучебных умений по каждому виду деятельности.
Освоение целостной системы знаний.
|
Отличия традиционного урока от развивающего
Признаки
| Традиционный урок
| Развивающий урок
| Цели
Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятельностью
Профессиональная установка педагога
Методы
Характер организации учебной деятельности
Формы учебных взаимодействия и отношений
Контроль и оценка
| Формирование знаний, умений, навыков.
Предметно-ориентированная позиция .
Преобладают функции: информатора и контролера.
Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива у педагога, инициатива учащихся не культивируется
Закрытость. Ориентация на собственную активную деятельность.
Информационно-иллюстративные, репродуктивные
Деятельность строится по схеме: “знания - деятельность”.
Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт.
Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам.
За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения.
Однообразие социальных и межличностных отношений.
Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения.
Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью.
Мотивация осуществляется за счет “ожидания приговора - оценки учителя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла.
Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг.
Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату.
Эмоциональная составляющая контроля - страх перед оценкой.
| Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков.
Ориентирован на личность учащегося.
Преобладает стимулирующая функция.
Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива учащихся.
Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с учащимися.
Методы активного обучения: проблемного изложения, проблемные, исследовательские, рефлексивные.
Деятельность строится по схеаме: “ориентировочное знание - деятельность - рефлексия - теоретическое знание”.
На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания.
Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием учащихся, они принимают учебные задачи, а следовательно осознанно включаются в познавательную деятельность.
Задания носят личностно или социально значимый смысл.
Цели и задачи разрабатываются совместно учителем с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.
Учащиеся находятся в активной позиции.
Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника.
Многообразие межгрупповых и межличностных отношений снижает конфликтность.
Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм, изживается солидарностью.
Преобладает взаимо- и самоконтроль.
Преобладает взаимо- и самооценка в группах.
Акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает, не умеет.
Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа.
Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений.
Эмоциональный фон контроля позитивный.
|
Приложение 6.
|