Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание: Разработайте рабочую версию сценария непродолжительной по времени имитационной игры на тему “Если на трассе газопровода произошла авария...”   




 Операционные игры помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики газосварки, разбора конфликтной ситуации в бригаде и пр.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с “обязательным” содержанием. Например, бригадир, провокатор конфликта, “защитники”.

При разработке деловых игр преподавателю необходим энтузиазм, творческий запал и знание методики проектирования, на последней мы остановимся ниже.

Проектирование деловой игры включает три этапа: подготовки проведения, анализа и обобщения.

Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки Разработка игры · разработка сценария; · план игры; · общее описание; · содержание инструктажа; · подготовка материального обеспечения  
  Ввод в игру · постановка проблемы; · условия, инструктаж; · регламент, правила; · распределение ролей; · формирование групп; · консультации;
Этап проведения Групповая работа над заданиями · работа с источниками; · тренинг; · мозговой штурм; · работа с игротехником;
  Межгрупповая дискуссия · выступление групп; · защита результатов; · правила дискуссии; · работа экспертов;
Этап анализа и обобщения   · вывод из игры; · рефлексия игры; · оценка и самооценка работы; · выводы и обобщения · рекомендации;

 

Завершая обзор методов и форм обучения, которые мы предлагаем проектировщикам учебного занятия, остановимся еще на одном из них - методе “case study” . В последнее время он широко распространился в бизнес-образовании, однако с успехом используется и в других видах профессионального образования. Этот метод представляет описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. В целом он занимают промежуточное положение между игровыми и коммуникативными методами обучения. Особенность и привлекательность в том, что рассматриваемые ситуации приближены к реальной практике и одновременно достаточно демократичны по отношению к учащимся. Слушатели, работая с ситуацией, учатся правильно ставить задачи, анализировать материал, выявлять ключевые факторы, аргументировать свои позиции и решения.

Для эффективного использования этого метода рекомендуется определенная схема преподавания.

1. Учащиеся заранее должны получить задание познакомиться с ситуацией, уяснить суть дела и основные проблемные вопросы, сформулировать мысленно свою стратегию поведения в предстоящем обсуждении.

2. Перед занятием учащиеся должны быть разбиты преподавателем на малые группы (4-5 человек), в которых будет происходить первое обсуждение ситуации и коллективное решение поставленных задач ( в течение 1,5-2 часов).

3. Работа учащихся в большой группе (все малые группы собираются вместе) в форме дискуссии (1,5-2 часа). Представители малых групп аргументируют свои позиции, общую коммуникацию обеспечивает преподаватель, направляющий учащихся к принятию рациональной оценки различных ситуации, а на этой основе к выработке общего коллективного решения с учетом всех альтернатив.

Задание. Основываясь на своем опыте, придумайте хотя бы одну профессиональную ситуацию, которую важно обсудить на учебном занятии с вашими учениками.

Резюме.

1.Выбор методов и форм организации учебного процесса обусловлен той педагогической технологией, которой преподавательотдает предпочтение. Если он остается приверженцем “школы памяти” или, так называемой “знаниевой педагогики”“, то его методами по-прежнему останутся информационные лекции и семинары с типовыми заданиями. Если он убежден, что знание “оживает” только в собственной активной деятельность учащихся, которую он осуществляет с интересом, с пониманием учебной цели и способа ее достижения, то предметом его интереса станут методы и формы активного обучения: проблемные, игровые, коммуникативные и т.п.

2.Основными критериями отбора методов и форм организации учебных занятий являются следующие: цели обучения, особенности содержания учебного материала, специфика “взрослых” обучаемых и условия проведения.

 

Контрольные вопросы.

    10.Что следует понимать под методами обучения? Из предложенных ответов выберите правильный, доказав неполноту или ошибочность остальных.

а) метод обучения - это путь движения мысли от преподавателя к  учащимся;

б) метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения;

в) метод - способ сотрудничества педагога с учащимися;

г) под методами обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

11. Из перечисленных ниже типов лекций выберите те, которые нацелены на стимулирование активности учащихся:

     а) вводная лекция;

     б) обобщающая;

     в) текущая лекция;

     г) проблемная;

     д) парная;

     е) лекция - консультация;

     ж) лекция - дискуссия.

12. Из перечисленных утверждений назовите два ведущих фактора, определяющих выбор игровых методов обучения:

а) цель обучения;

б) уровень, который необходимо достичь;

в) активность учащихся;

г) интерес учащихся;

д) приближенность к реальной производственной деятельности;

е) время обучения.

 

 

Раздел 5. Разработка системы контроля (как измерить результаты?)

 

Процедуру контроля можно изобразить в виде следующей формулы:

 
К= В+Из+Оц

 

 


где: К - контроль; В - выявление; Из - измерение;Оц - оценка.

 

Контроль складывается, таким образом, из нескольких шагов.

Сначала нужно выявить, что усвоено учащимися, опознать это. Затем следует измерить усвоенное, например, по уровням усвоения, по осознанности, по полноте, и т.д. Заключительная процедура контроля – это оценка результата по определенной шкале. Если преподаватель “пропускает” какой-либо из вышеуказанных элементов, или действует без норм и критериев, то часто контроль отождествляется с выставлением отметок. Глазомерные отметки, под которыми нет никаких оснований кроме субъективного впечатления, это беда нашей системы обучения. Они оставляют “лазейки” для некачественной подготовки, приводят к мифическому результату и, в конечном счете, лишают преподавателя управлять процессом обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...