Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание: Перечислите те методы обучения, которыми Вы наиболее часто пользуетесь и по 10-балльной шкале оцените частоту применения каждого из них.




Традиционный процесс обучения в профессиональных учебных заведениях зачастую проектируется, а потом и организуется так, что принцип связи теории с практикой лишь провозглашается, т.е. знания “оторваны” от реальной трудовой деятельности; вместе с тем “школа памяти” остается единственной, которую “проходят” (часто мимо) учащиеся. В результате такого процесса, приобретаемые знания оказываются “мертвыми” и смогут ожить только потом, когда ученик возвратиться в свою практику и начнет (если начнет) адаптировать их к своей профессиональной деятельности. Многим это не удается и тогда обучение в училище или лицее остается “зря потраченным временем”.

“Ну а при чем тут методы и формы организации учебного процесса?” - спросите Вы. Отвечаем: от того, какие методы и формы Вы выберете, ваши подопечные будут либо обучающимися, либо учащимися (чувствуете суть разницы?). Если второе для Вас предпочтительнее, то Вы должны стать поклонником “активных” методов и форм организации учебного процесса, которые нацелены на интеграцию учебной и практической деятельности учащихся, создание психолого-педагогических условий развитием творческой индивидуальности рабочих и специалистов.

В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира. Следовательно, при организации учебного занятия важно отдать активность в руки учащихся.

Итак, приступая к выбору методов обучения, педагог должен помнить - только то присваивается человеком, что проходит через его собственную активную деятельность.

Теперь обратимся к самим методам обучения. Прежде всего, скажем несколько слов о самом понятии. Метод обучения (от греч. metodos - буквально путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Поскольку мы ведем речь главным образом о совместной деятельности педагога и учащихся, то далее будем вести речь именно о методах обучения.

Все множество методов обучения ученые разделили на типы по самым разным основаниям, а потому получилось множество типологий (классификаций). Но, желая сохранить практическую направленность наших рекомендаций, мы не будем здесь вдаваться в сложности теоретической систематизации (каждый преподаватель в силу его интересов сможет всегда обратиться к педагогической литературе (см. список в конце главы), а остановимся на простой и инструментальной типологии. В основу этого деления методов кладется степень активности обучаемого и характер их деятельности. В связи с этим, методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).

Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу важно помнить, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или тем более навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). В деятельности педагогов УКК эти методы проявляются обычно через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями (подробнее читай ниже).

Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Педагог отбирает (создает сам) систему задач, заданий, упражнений на воспроизведение действий, уже известных и осознанных учащимися благодаря информационно-рецептивным методам., а ученики выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение. Неоднократное повторение приводит к формированию знаний 2-го уровня. 

Когда целесообразно выбрать репродуктивные методы? Тогда, когда надо научить обучаемых воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков.

Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.

Третью группу методов составляют методы проблемного обучения (см. Приложение 4). Они ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование у них оперативного мышления (3- уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, как “открытие”, совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучаемых знаний.

Именно с проблемным обучением связывается возможность формирования у обучаемых технического мышления, конструкторско-технических навыков, возможностей рационализаторства и др.

Обычно к группе проблемных или проблемно-поисковых методов относят метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение, так называемые игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельнострные и др.) и др. и коммуникативные (дискуссия, “мозговой штурм” и др.).

Итак, каким методам должен отдать предпочтение преподаватель, готовясь к учебному занятию. Он может выбрать любой метод, главным критерием является цель, которую он ставит перед собой, как это было описано ранее. Если он предполагает сформировать знания 1 уровня, то он вполне может подобрать информационно-иллюстративные методы;

Нацеленность педагога на формирование у обучаемых устойчивых типовых умений и навыков приводит его к необходимости выбрать репродуктивные методы. Если же он стоит перед необходимостью формирования у обучаемых умений решать творческие задания, задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций, то он должен будет выбрать продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых по типу “открытия”. 

К важным критерием выбора методов относятся также особенности обучаемых, в данном случае - особенности взрослых людей; специфика содержания учебного материала; особенности условий, в которых обучаются люди и ряд других.

Ниже мы остановимся на описании тех методов (из каждой, указанной выше, группы методов), которые пользуются у преподавателей либо наибольшей популярностью в силу их простоты и экономичности по времени, либо отличаются новизной и еще не освоены педагогами, а потому требуют хотя бы краткого (в рамках данного пособия) описания.

Из группы иллюстративно-демонстрационных методов обратим ваше внимание на такой традиционный и “вечно живой” метод, как лекция.

        










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...