Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание. Укажите, удается ли Вам выделить самое существенное содержание из всей выбранной информации, если удается, то как?




 

При подготовке к занятиям преподаватель отбирает из соответствующего раздела программы учебные элементы (УЭ), которые представляют собой описание объектов той или иной области научных знаний, включенных в предмет.

Отбор учебных элементов может быть произведен эмпирическим путем и методом моделирования. Эмпирический путь предполагает построение содержания занятий на основе прошлого опыта предшествующей деятельности. Качество отобранного материала содержания проверяется после завершения обучения - по результатам обученности учащихся. Эмпирический путь отбора содержания не дает возможности преподавателю предвидеть результаты своей деятельности, заранее, еще до начала занятий, проверить насколько отобранное содержание работает на повышение эффективности педагогического процесса в целом.

Педагогический процесс для учащихся неповторим, и тот факт, что содержание на занятиях может быть отобрано неудачно будет являться основной причиной низкого качества уровня знаний в дальнейшем.

Метод моделирования позволяет проводить анализ содержания учебной информации еще до того, как занятие состоится в учебной аудитории. Смысл моделирования учебной информации состоит в том, что оно помогает увидеть и понять процесс формирования и развития научных знаний, рассмотреть системы связей между учебными элементами, обозримо представить содержание будущего занятия в виде модели. Метод моделирования широко используется при отборе содержания учебной информации в высшей школе, в средних специальных учебных заведениях, в некоторых школах. Рассмотрим суть метода моделирования при отборе содержания обучения.

Этот метод стал основным в технологии модульного обучения, в которой в жесткой иерархии простроены и объединены в систему учебные элементы, образующие по отношению друг к другу различные уровни (модули).1) Для анализа учебной информации выбрана модель в виде древовидного графа, построенного по дедуктивному признаку. Вершинами такого графа являются учебные элементы, а ребрами – связи между ними. Методика построения графа логики научного начала заключается в следующем:

1. Из учебной программы выписывается название темы занятия.

2. Анализируется квалификационная характеристика соответствующей специальности, учебник или учебное пособие с целью выделения учебных элементов, которые характеризуют в первом приближении объем учебного материала по теме. Составляется список учебных элементов.

3. Определяется исходный учебный элемент, т.е. такой, который в своем описании в обобщенном виде содержит все неизвестное, подлежащее усвоению. Чаще всего исходные УЭ совпадают с названием темы.

4. Определяется основания графа. Основанием графа являются аспекты рассмотрения исходного УЭ. Они отражают определенную общность или собирательное понятие по отношению к учебным элементам. Выбор числа и содержания оснований должно соответствовать цели данного занятия с точки зрения модели специалиста.

5. Определяется последовательность расположения оснований графа. Принцип дедукции требует такого расположения оснований, при котором каждое последующее помогает раскрывать и конкретизировать предыдущее. Порядок расположения оснований отражает логику науки. Крайние основания являются “границами” между темами или разделами курса.

6. На основании графа размещаются учебные элементы из составленного ранее списка, т.к. каждый учебный элемент есть характеристика какого-либо одного из существенных признаков, он может располагаться только на одном из оснований графа.

7. Устанавливаются связи между УЭ, отражающими структуру научного знания, показываются только связи идущие от высших порядков к низшим. Связи между УЭ, находящимися на одном основании не отражаются.

8. УЭ, расположенные на основании графа нумеруются по порядку, “слева – направо” и “сверху – вниз”.

9. Построение графа закончено, получена логическая структура (ЛС) содержания занятия. Следует теперь проанализировать полученный граф, т.к. он служит методом самоконтроля преподавателя при отборе содержания учебной информации. Что дает анализ графа?

Во-первых, проверяется все ли учебные элементы из заготовленного списка попали на основание графа. Если есть такие, которые не нашли места на модели, так как они не характеризуют ни одного из оснований графа, значит преподаватель получает сигнал о перегруженности содержания несущественным материалом (с точки зрения поставленной цели занятия). Не нарушая логики науки, эти учебные элементы убираются из данной темы.

Во-вторых, проверяются связи между УЭ на модели. Если есть УЭ не имеющие связей с другими, то их также следует исключить из списка.

В-третьих, нужно проверить, нет ли среди УЭ таких, к которым идет сразу несколько связей от элементов верхних оснований. Если такие УЭ обнаруживаются, следует рассмотреть этот факт с двух точек зрения: либо связи дублируют друг друга и некоторые из них следует убрать, либо в определение УЭ вошла слишком большая доза информации и его нужно разбить на целый ряд учебных элементов.

Итак, построенная по данной методике логическая структура отражает основные логические связи между УЭ и свидетельствует о целесообразности отобранного содержания, так как не содержит не связанных УЭ и исключает дублирование материала.

Применяя строгий системный анализ понятийного аппарата каждого предмета, преподаватель может выделить группы основных фундаментальных понятий, логично и компактно сгруппировать материал, избежать повторений как внутри предмета, так и в смежных дисциплинах. Фактически – это шаг к модульному разбиению учебной информации, которое в отличие от традиционного сложившегося построения курса по темам дает значительную экономию за счет сокращения второстепенного материала.

Исследователи отмечают, что кроме своего основного назначения, ЛС благодаря наглядности и компактности широко используется при обсуждении вопросов отбора основной и второстепенной информации, рационализации внутрипредметных и межпредметных связей. Методике построения графов стали обучать студентов и учащихся техникумов и ПТУ, что во многом способствовало развитию творческого мышления, эффективному проведению самостоятельной работы. Переход от обычной учебной программы к представлению содержания обучения в виде ЛС – это средство преодоления формализма, т.к. неоднозначные неопределенные словесные формулировки заменяются четкими учебными элементами. Абсолютная определенность состава содержания обучения, его структурированная наглядность облегчает изучение предмета: преподаватель и учащийся видят отдельные УЭ, их взаимную связь, главные и второстепенные вопросы.

Вот как можно определить, например, некоторые учебные темы, используя метод моделирования и построения логической структуры (первый пример дается подробно с методикой построения, в остальных приведены результаты).

Отбор содержания учебной информации по теме “Токарные резцы” (предмет “Металлорежущий инструмент”)

В результате анализа темы “токарные резцы” для построения логической структуры содержания были отобраны следующие учебные элементы:

 Токарные резцы.

 Обработка цилиндрических поверхностей.

 Обработка фасонных поверхностей, обработка плоскостей.

 Проходной резец, расточной резец, прямые резцы.

 Проходной резец.

 Расточный резец.

 Фасонные резец.

 Подрезной резец.

 Отрезной резец.

 Прямые резцы.

Отогнутые резцы.

 Оттянутые резцы.

 Круглые резцы.

 Тангенциальные резцы.

 Призматические резцы.

 Резьбовые резцы.

Выделяем исходный элемент - это “токарные резцы”; он является общим для всех учебных элементов из вышеперечисленного списка.

Затем определяем основания ЛС.

Первое основание - понятие о токарных резцах – раскрывает применяемость данного вида инструмента на конкретном оборудовании, в данном случае на токарных стенках, и механизмах обработки.

Второе основание - технологическое название резцов – классифицирует резцы по технологическому применению.

Третье основание - основные типы резцов – конкретизирует второе основание и позволяет более четко уточнить место данного типа резца в технологическом процессе.

Четвертое основание - конструктивное исполнение – дает возможность ориентироваться среди резцов с одинаковым технологическим назначением.

  Список учебных элементов темы “Токарные резцы”

№№ n/n         Название учебных элементов
1 Токарные резцы
2 Обработка цилиндрических поверхностей
3 Обработка фасонных поверхностей
4 Обработка плоскостей
5 Проходной резец
6 Расточной резец
7 Фасонный резец
8 Подрезной резец
9 Отрезной резец
 10 Прямой резец
11 Отогнутый резец
12 Оттянутый резец
13 Круглый резец
14 Тангенциальный резец
15 Призматический резец
16 Резьбовой резец

     

Логическая структура темы «Токарные резцы»

 


                              

 

                      

 

 Логическая структура содержания темы “Червячные передачи”


Список учебных элементов темы “Червячные передачи”










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...