Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Симптоматика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи




 

Орфографически безошибочное письмо - это важнейший показатель орфографической компетенции. Оно формируется на основе системных знаний в области орфографии, обобщенных способов их применения, учебно-практической деятельности и сукцессивно-симультанных операций (М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Л. В. Савельева, Е. Г. Шатова и др.). Исследование количества и характера ошибок позволяет выявить нарушенные уровни и отдельные операции грамматико-орфографических действий, деструктивность орфографических обобщений.

Критериями оценки сформированности орфографической грамотности служали: автоматизированность орфографических действий (наличие/отсутствие ошибок); полнота орфографических действий, определяемая объемом орфографического поля (отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы, написание дефиса и пр.), владением опознавательными признаками орфограмм (несовпадение звука и буквы; «опасные места» слов (по М. Р. Львову, 2007) и учет позиционных условий: слитно-раздельное написание окончания слов, шипящие в абсолютном конце слов и на стыке морфем) и частными признаками орфограмм; а также цельность орфографических действий, а именно, сформированность процессуально-содержательных, результативных контролирующих действий (наличие/отсутствие исправлений). 

Как правило, у детей с ОНР и их сверстников с нормальным речевым статусом отмечатеся разный уровень сформированности орфографической грамотности в диктанте, изложении, сочинении. В отличие от сверстников с нормальным речевым рзвитием, в письменных работах школьники с ОНР делают значительно больше ошибок. У детей с ОНР отмечается рост орфографических ошибок от второго к четвертому классу. Успеваемость учащихся с нормальным речевым статусом к концу начальной школы, наоборот, повышается. При воспроизведении детьми текстов количество ошибок в письменных работах увеличивалось с ростом самостоятельности.

Высок индекс ошибочного письма и в заданиях репродуктивного характера, с минимальной степенью подготовленности письменного образца при высокой степени коэффициента плотности орфограмм. При написании диктанта слов из словаря, опирающихся на традиционный принцип орфографии, количество орфографических ошибок у школьников с ОНР по сравнению с ошибками их сверстников с нормальным речевым развитием возрастает от класса к классу. Во вторых классах численность ошибок детей с ОНР по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием возростает в 3 раза, в третьи классах – в 3,49 раза. Максимальный пик ошибок детей с ОНР отмечается на четвертом году обучения. Они делают их в 5,8 раз больше по сравнению со сверстниками без патологии речи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...