![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И его связи с формальными признаками.
Определение рода существительного по конечной части слова. Речевой материал: слова с пропущенными буквами:
Процедура и инструкция: «Подставь слова/местоимения (он, она, оно) к словам, в которых пропущены первые буквы». Оценка результатов: высокий уровень — учащийся демонстрирует высокий уровень сформированности морфологической структуры слова, его родовидовой принадлежности; правильно и аргументированно выполняет задание; уровень выше среднего — ребенок допускает единичные ошибки, которые исправляет в ходе самопроверки или после подсказки логопеда; средний уровень — ребенок допускает ошибки при определении частной категории рода, но с помощью педагога исправляет их; уровень ниже среднего — отмечается нечеткая сформированность связи между грамматическим значением слова и его формальным выражением с помощью конечной части; низкий уровень — ребенок неверно определяет род имени существительного во всех случаях.
Понимание лексико-грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского). Речевой материал: слова с известными суффиксами, образованные от незнакомых слов: лар (зверь), ларенок, ларище; лафит (сладкий квас), лафитница; кашемир (красивая материя), кашемирщик. Процедура и инструкция. Логопед сообщает ребенку, что в волшебной стране живет зверь, которого зовут ЛАР. Затем задает вопросы: Кто такой ЛАРИЩЕ? Какая разница между ними? Кто больше — ЛАР или ЛАРИЩЕ? Кто такой ЛАРЕНОК? Какая между ними разница? Кто больше? КАШЕМИР — это материя. КАШЕМИРЩИК — это кто или что? Что он делает? ЛАФИТ — это сладкий квас. А что такое ЛАФИТНИЦА? Оценка результатов: высокий уровень — ребенок правильно и аргументированно выполняет задание на основе выделения и семантического анализа морфологических элементов слов на практическом уровне; уровень выше среднего — ребенок верно выполняет задание, допуская, отдельные неточности при объяснении смыслоразличительных значений некоторых суффиксов; классификация проводится по категориальной соотнесенности (например, рода, числа); средний уровень — ученик допускает систематические ошибки в половине случаев, что свидетельствует о непонимании лексических значений отдельных суффиксов; при объяснении он прибегает к псевдопонятиям; уровень ниже среднего — ребенок понимает лексико-грамматические значения единичных суффиксов; объяснение строит на предъявлении ассоциативных комплексов; низкий уровень — понимание лексико-грамматического значения суффиксов на материале малознакомых слов ребенку недоступно, помощь неэффективна.
Определение родственных слов, Морфемный и морфологический анализ слов
Исследование умения подбирать родственные слова. Речевой материал: карточки, на которых напечатаны слова рыба, письмо, лист, ходить, бег, морской, домашний, грибной. Процедура и инструкция: «Внимательно прочти напечатанные слова, подбери к ним родственные слова и запиши их». Оценка результатов: высокий уровень — у ребенка сформировано адекватное представление о родственных словах; он безошибочно выделяет ядро и периферию семантического поля, правильно выполняет задания с подбором большого количества родственных слов; уровень выше среднего — ребенок не дифференцирует представления о родственных словах, допускает их смешение с грамматическими формами; в единичных случаях подбор родственных слов он заменяет словоизменением; правильно устанавливает разнообразные связи между словами (парадигматические, синтагматические, иерархические) при уточняющих вопросах экспериментатора; объем семантического поля родственных слов ограничен (рамками трех-четырех слов); средний уровень — ребенок подбирает 2–3 родственных слова, ориентируясь при подборе на семантику одной из морфем; отмечаются нарушение программы действия и стойкие ошибки в изменении данных слов по числам и родам; обучающая помощь со стороны логопеда позволяет их исправить; уровень ниже среднего — объем семантического поля родственных слов ограничен (одним, реже — двумя словами); успешность ориентировочных действий зависит от характера лексического материала; стойкие ошибки, описанные ранее, более выражены, они не исправляются ни самостоятельно, ни с помощью логопеда; низкий уровень — у ребенка отсутствуют представления о родственных словах; он не может произвольно подобрать родственное слово; имеют место стойкие ошибки при мнемотехническом кодировании слов (выбора из лексикона и применение морфологического правила); подбор родственных слов носит угадывающий характер.
Исследование умения отбирать из группы слов родственные. Речевой материал: слова лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел; стрижка, стриж, постриженный, подстригать. Процедура и инструкция. Логопед говорит ученику: «Сейчас я буду читать слова, а ты внимательно слушай и постарайся определить, какие из них являются родственными. Объясни, почему ты так решил». Оценка результатов: высокий уровень — ребенок демонстрирует высокий уровень сформированности морфологических обобщений; он безошибочно и аргументированно отбирает родственные слова; уровень выше среднего — ребенок допускает смешения при выделении ближнеродственного слова (ядра семантического поля) и других слов родственного гнезда (его периферии); задания выполняет преимущественно правильно, но недостаточно аргументировано объясняет его выполнение; единичные ошибки ученик находит и исправляет самостоятельно; средний уровень — подбор ребенком родственных слов сопровождается многочисленными ошибками в половине серий слов; недостатки исправляет после наводящих вопросов логопеда; уровень ниже среднего — ребенок отбирает родственные слова по звуковому сходству; наводящие вопросы логопеда помогают найти и исправить лишь часть ошибок; низкий уровень — у ребенка отсутствуют представления о родственных словах; отбор слов обусловлен заменой парадигматических отношений другими (синтагматическими); задание выполняется неправильно, объяснения неаргументированы, помощь неэффективна.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |