Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование умения дифференцировать глаголы несовершенного и совершенного вида  (задание 22)




Неречевой материал: парные картинки — девочка одевается, девочка оделась; мальчик строит пирамидку, мальчик построил пирамидку; девочка рвет цветы, девочка сорвала цветы.

Процедура и инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, что на них нарисовано».

Оценка результатов:

высокий уровень — ребенок усвоил категориальное значение видов глагола, отражающих различный характер проявления процессуального признака: целостность или нецелостность действия, его предельность или непредельность; он выделяет сильный член семантической оппозиции, совершенный вид, указывающий на неделимость действия на фазы и его предельность (достижение им своего внутреннего предела), обозначает частные видовые значения глаголов совершенного вида, конкретно-фактическое значение при выражении аспектуальной ситуации единичного, неповторяющегося конкретного действия, выделяет слабый член оппозиции: глаголы несовершенного вида, обозначающие нецелостное, расчленяемое на отдельные фазы, непредельное действие; в аспектуальных ситуациях учащийся выделяет и частное видовое значение для глаголов несовершенного вида: конкретно-процессное (с передачей единичного конкретного действия); он дифференцирует грамматические формальные отличия глаголов: парадигматические (временную парадигму глаголов несовершенного вида и отсутствие у глаголов совершенного вида форм настоящего времени), а также синтагматические (грамматическую сочетаемость); школьник владеет видообразованием (перфективацией и имперфективацией); выполняет задание правильно и самостоятельно;

уровень выше среднего — усвоение категориального значения видов глагола, отражающих различный характер проявления процессуального признака (целостность или нецелостность действия, его предельность или непредельность), позволяет школьнику выделять сильный член семантической оппозиции, совершенный вид; в единичных случаях ребенок ошибается при выделении слабого члена оппозиции — глагола несовершенного вида, обозначающего нецелостное, непредельное действие, расчленяемое на отдельные фазы; ребенок ошибается в аспектуальных ситуациях при выделении частного видового значения глаголов несовершенного вида, т. е. конкретно-процессного (с передачей единичного конкретного действия), при дифференциации грамматических формальных отличий глаголов совершенного и несовершенного вида (парадигматических — временной парадигмы глаголов, синтагматических в виде грамматической сочетаемости слов); отдельные ошибки учащийся допускает при имперфективации, образовании глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида; эти ошибки он обнаруживает и исправляет самостоятельно или после замечаний логопеда;

средний уровень — усвоение категориальных значений видов глагола позволяет школьнику выделять сильный и слабый члены семантической оппозиции, их совершенный и несовершенный вид; ошибки в половине случаев отмечаются при обозначении частных видовых значений глаголов совершенного и несовершенного вида, глаголов совершенного вида конкретно-фактического значения при выражении аспектуальной ситуации единичного, неповторяющегося конкретного действия, а также в аспектуальных ситуациях при выделении частного видового значения глаголов несовершенного вида, т. е. конкретно-процессного (с передачей единичного конкретного действия), при дифференциации грамматических формальных отличий глаголов совершенного и несовершенного вида (парадигматических и синтагматических); отдельные ошибки учащийся допускает при имперфективации, образовании глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида с помощью префиксации и применении дополнительных средств имперфективации (чередования и мены ударения), при перфективации (образовании глаголов совершенного вида от глаголов соверешенного вида с помощью приставок, приставок и суффиксов); неправильные ответы ребенок исправляет с помощью логопеда;

уровень ниже среднего — у ребенка отмечаются недостатки усвоения категориальных значений видов глагола, что не позволяет ему выделять большинство глаголов совершенного и несовершенного вида; ошибки отмечаются при обозначении их частных видовых значений, конкретно-фактического значения глаголов совершенного вида при выражении аспектуальной ситуации единичного, неповторяющегося конкретного действия в предложении, в аспектуальных ситуациях при выделении частных видовых значений для глаголов несовершенного вида, т. е. конкретно-процессного (с передачей единичного конкретного действия), в ходе дифференциации грамматических формальных отличий глаголов совершенного и несовершенного вида (парадигматических — временной парадигмы глаголов, синтагматических в виде грамматической сочетаемости слов); недостатки операций имперфективации отражаются в ошибках образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида с помощью префиксации, а также в ходе применения дополнительных средств имперфективации (чередования и мены ударения); ребенок ошибается при перфективации (образовании глаголов совершенного вида от глаголов соверешенного вида с помощью приставок, приставок и суффиксов); помощь логопеда позволяет выполнить работу до конца;

низкий уровень — ребенок испытывает ярко выраженные трудности усвоения категориальных значений видов глагола, не выделяет большинство сильных и слабых членов данной семантической оппозиции, у глаголов совершенного вида целостность и предельность действия, у глаголов несовершенного вида — нецелостность действия и делимость его на отдельные фазы, его непрерывность; учащийся ошибается при обозначении частных видовых значений глаголов совершенного вида, их конкретно-фактического значения, выражая аспектуальную ситуацию единичного, неповторяющегося конкретного действия, а также в аспектуальной ситуации при выделении частного видового значения для глаголов несовершенного вида, т. е. конкретно-процессного (с передачей единичного конкретного действия), при дифференциации грамматических формальных отличий глаголов совершенного и несовершенного вида (парадигматических и синтагматических), при основной имперфективации и применении ее дополнительных средств, при перфективации; правильные ответы ребенок дает в единичных случаях или отказывается от выполнения задания.

 

Исследование умения образовывать глаголы супплетивным способом.

Речевой материал: предложения: Мальчику очень хотелось эту конфету брать (взять). Ей важно было правду говорить (сказать). Вещи нужно на место положить (класть). Ему удалось эту рыбу ловить (поймать). Спать нужно вовремя лечь (ложиться). Необходимо хорошим человеком становиться (стать).

Процедура и инструкция. Логопед читает предложения и просит ребенка заменить глаголы близкими им по смыслу для более точного выражения мысли. Например: Девочка забыла возвращать (вернуть) книгу в библиотеку.

Оценка результатов: см. 1.2.3.10.1.

Исследование усвоения грамматического значения слова










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...