Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование умения образовывать имена существительные суффиксальным способом (-чик, -ик, -чк, -ек с уменьшительно-ласкательным значением).




Неречевой материал: предметы больших и маленьких размеров (стул — стульчик, том — томик, пуговица — пуговичка, цветок — цветочек). 

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать предъявленные предметы.

Оценка результатов:

высокий уровень — ребенок выделяет план содержания и выражения каждой морфологической категории, верно конструирует нужную словоформу, точно и быстро выполняет задания;

уровень выше среднего — у ребенка относительно сформирована содержательная составляющая морфологических операций, однако отмечается неустойчивость стратегиальных составляющих; ребенок самостоятельно находит и исправляет отдельные ненормативные словообразования; полностью задание выполняется с помощью логопеда;

средний уровень — имеют место систематические ошибки в образовании малознакомых слов и производных слов с фонетическим чередованием, а также супплетивных форм слов; отмечается замещение словообразования на аграмматичное ситуативное высказывание; учащийся испытывает трудности при выделении и анализе значений отсылочной и формантной частей производного слова; ошибки связаны с нарушением операции комбинирования морфем; большинство ошибок ученик исправляет после замечаний логопеда;

уровень ниже среднего — имеет место большое количество ненормативных словообразований продуктивных и непродуктивных моделей, а также значительное число повторов исходного слова и его части, прибавление имени прилагательного к «производному» слову, образование формально-семантически искаженных форм (деформация, изменение семантики слова); словообразовательное ассоциирование представлено в единичных случаях; выполнение задания возможно только по образцу;

низкий уровень — система продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей у ребенка не сформирована; отмечаются наличие окказиональных словообразований производных слов с продуктивными (мало- и непродуктивными) суффиксами, использование вариативных замен суффиксов, различающихся по значению, стойкие ошибки при семантическом преобразовании производных слов (видоизменения и мутации); имеют место неологизмы, неосемантизмы, семантические искажения, фонетические цепные ассоциации; обучающие инструкции по типу словообразования аналитическим, корреляционным и дефиниционным способами непродуктивны.

 

Исследование умения образовывать названия детенышей животных (задания 19.1–19.2).

Неречевой материал: парные картинки с изображением домашних животных и диких зверей, домашних птиц, рыб и их детенышей: а) верблюд — верблюжонок, заяц — зайчонок, утка — утенок; слон — слоненок; б) овца — ягненок, свинья — поросенок, корова — теленок, рыба — малек.

Процедура и инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и скажи, кто на них изображен».

Оценка результатов: см. 1.2.3.10.1.

 

Исследование умения образовывать качественные имена прилагательные.

Речевой материал: слова жарко, душно, солнце, дождь, ветер, туман, стужа, снег.

Процедура и инструкция: «Если днем жарко, какой это день? (Жаркий.) Когда душно? (Душный.)». Остальные слова образуются по вопросам аналогично.

Оценка результатов: см. 1.2.3.10.1.

Исследование умения образовывать относительные имена прилагательные с использованием суффиксов -н-, -ян-, -енн-.

Неречевой материал: картинки, на которых изображены кукольная мебель, посуда, игрушки и вещи для кукол (стул, стакан, шуба, ваза, носки, мяч, подушка, ведро, пиджак) 

Процедура и инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, из чего сделан стул? (Из дерева.) Значит какой он? (Деревянный.)». Аналогично задаются вопросы по другим картинкам. 

Оценка результатов: см. 1.2.3.11.1.

Исследование умения образовывать притяжательные прилагательные (задание 20).

Неречевой материал — картинки с изображением хвоста рыбы, головы лисицы, крыла птицы, лапы медведя, дупла белки, гнезда вороны, яйца утки, логова волка.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и с помощью вопросов «Чье это?», «Чья это?» или «Чей это?» скажи, что на них изображено (например, рыбий хвост, лисья голова, птичье крыло и т. д.).

Оценка результатов: см. 1.2.3.10.1.

 

Исследование умения образовывать глаголы префиксальным способом (задание 21.1, задание 21.2).

Неречевой материал: сюжетные картинки с изображением водителя, управляющего автомобилем.

Процедура и инструкция. Логопед демонстрирует картинки и просит ребенка закончить предложения: Машина из гаража… (выезжает). Машина от дома… (отъезжает). Машина по дороге… (едет). Машина к мосту… (подъезжает). Машина на мост… (заезжает). Машина через мост… (переезжает). Машина с моста… (съезжает). Машина в гараж … (въезжает)».

Оценка результатов: см. 1.2.3.10.1.

        










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...