Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -  начала XX вв.




Предлагается следующая периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности за весь период ее существования (этапы в свою очередь распадаются на отдельные периоды времени).

I этап - 1859 - 1890 гг. - становление культурно-просветительной деятельности в России - делится на следующие периоды:

- 1859г. - начало 1860-х гг. - зарождение культурно-просветительной деятельности;

- вторая половина 1860-х годов - первая половина 1870-х годов - разгром ряда организаций и процесс спада в просветительстве;

- вторая половина 1870-х годов - 1880-е годы процесс восстановления просветительных организаций и учреждений;

II этап - 1890-1904 гг. - стабилизация и подъем просветительной деятельности- он распадается на такие периоды:

- первая половина 1890-х гг. - начало подъема в просветительстве, численный рост организаций и учреждений;

- вторая половина 1890-х гг. - дальнейшее развитие просветительной деятельности по нарастающей. Появление официозных организаций-участниц движения (Попечительство трезвости). Превращение культурно-просветительной общественной деятельности в стабильную общественную самодеятельность, поставленную государством в законные рамки;

- с начала XX века до первой революции в России (1900-1904)- дальнейший рост движения, принятие властью новых правил в 1901-1902 годах в отношении просветительных учреждений, появление новых видов организаций в движении.

III этап - 1905-1916 гг. - культурно-просветительная деятельность в новых исторических условиях - распадается на следующие периоды:

- первой революции (1905-1907 гг.) - в эти годы наступил существенный перелом в просветительстве: всплеск общественной активности в сфере просвещения, новые условия - явочный порядок открытия организаций и учреждений, новые виды просветительных организаций и учреждений, в том числе чисто пролетарских или крестьянских;

- реформ и политической реакции, затем оживления рабочего движения (1908-1913 гг.) - в эти годы репрессии властей были направлены против членов просветительного движения, организаций и учреждений. От этого сплоченность в движении усилилась. Консолидация просветительских сил происходила на разных съездах, в том числе деятелей народных университетов и других. Рабочее представительство действовало в просветительных организациях и учреждениях. Усилилось влияние социал-демократии в просветительных учреждениях. Активно включились в просветительную деятельность органы местного самоуправления (с 1911г.). Начался подъем просветительной работы кооперативов (1913г.);

- первой мировой войны (1914-1917гг.) - некоторый спад в просветительной деятельности в связи с мобилизацией в армию многих активистов, оживление деятельности проправительственных организаций и органов самоуправления, а также кооперативов по организации здорового досуга народных масс в условиях действия сухого закона.

Выделение внутренних периодов в двух последних, и главных этапах культурно-просветительной деятельности связано, как с историческими событиями в стране, так и с изменениями в самой просветительной деятельности.

Так, выделение в отдельный период первой половины 1890-х годов связано с тем, что в это время страна, пережив тяжелейший аграрный кризис 1891-1892 гг., постепенно вышла из него, и, примерно, с 1893г. вступила в полосу оживленного промышленного развития. В годы аграрного кризиса к проблемам просвещения народа, к избавлению его от темноты и невежества одновременно обратились представители разных слоев общества. Главным образом, это была интеллигенция, люди разных профессий и званий, которые сформировали свои просветительные организации и создали просветительные учреждения, видя в этой деятельности путь к выходу из аграрного кризиса и к подъему народного хозяйства, к повышению культурного и жизненного уровня крестьянства. Причем прямую связь между неурожаем, голодом, эпидемией в стране и общественной инициативой и самодеятельностью в сфере просвещения народа подметили практически все современники, начиная от чиновников из правительства, Департамента полиции МВД, учебного ведомства и заканчивая прогрессивно настроенными общественными деятелями, педагогической общественностью и другими лицами.

Вторая половина 1890-х годов - это период, уже связанный с промышленным подъемом в стране. Потребность новой промышленности в квалифицированных кадрах диктовала новые, более утилитарные и прагматические задачи в сфере просвещения народа. Быстрое индустриальное развитие, рост числа городов и промышленных центров, урбанизация населения - все эти изменения выдвинули на первый план проблемы народного образования. К решению задач повышения культурно-образовательного уровня трудящихся обращаются не только общественные деятели, связывающие напрямую дальнейший прогресс страны, с развитием образования народа, но и государственные чиновники ведомства образования, а также непосредственные организаторы промышленного производства - предприниматели, то есть владельцы фабрик, заводов и других предприятий. Неслучайно, именно в 1895 году впервые был поставлен вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения в стране.

Быстрый рост культурно-просветительных организаций и принадлежащих им учреждений в стране, оборачивается новыми проблемами для правительства. Страх перед тем, что значительная часть населения получит возможность приобщиться к плодам образования вне казенной школы, толкает правительственные структуры, в первую очередь Департамент полиции МВД, а также ведомство просвещения, к принятию различных мер ограничительного характера. Активизируется под давлением власти просветительная работа епархиального ведомства, а также наиболее активно разворачивается по всей стране деятельность официозной общественной организации - Попечительства о народной трезвости. Таким образом, через эти организации государство также включается в просветительную деятельность[10].

Дореволюционный период - 1900-1904 гг., это период, когда в преддверии революции, государством были приняты новые правила в отношении разных видов просветительных учреждений, в частности в 1901 и 1902 гг., что, безусловно, было результатом размаха просветительства в стране. Заметим, что это были правила не смягчающего характера, которые могли бы несколько ослабить нарастающий революционный накал в обществе. Напротив, реакция правительства на рост революционных настроений в обществе, была прямо противоположной - правила открытия и деятельности учреждений просвещения и культуры были еще более ужесточены. Позитивным моментом стала лишь передача всех просветительных обществ, действующих и вновь открываемых, из ведения МВД в Министерство просвещения в 1902 году. Это несколько облегчило процедуру их открытия. Поэтому культурно-просветительное движение продолжало разрастаться в первые годы XX века. С начала века зародились некоторые новые начинания, например, появились самостоятельные общества народных чтений и библиотечные общества, заработали специальные комиссии санитарно-гигиенических знаний, а также получила воплощение в жизнь идея создания народных домов.

Следующий решающий (III) этап в развитии просветительства, начинается в годы первой революции в России и продолжается вплоть, до революционных событий 1917 года. За это время культурно-просветительная деятельность разрослась по масштабам, в России возникли новые виды просветительной работы, появились новые участники самого культурно-просветительного процесса.

Можно сказать, что из чисто общественной самодеятельности, подвижничества интеллигентных слоев населения 50-60-х годов XIX века, в XX веке выросло широкое движение со многими составляющими. Политический спектр этого движения был представлен всеми политическими течениями того времени - от правительственно-монархического до либерально-демократического, и до революционно-демократического течения.

На протяжении этого этапа были свои внутренние, существенные подвижки и изменения в развитии культурно-просветительной деятельности.

Рубежными, в развитии просветительной деятельности в России, можно назвать годы первой российской революции - 1905-1907 гг.

Первая революция в России создала уникальные условия для развития общественной культурно-просветительной деятельности. В условиях сохранившейся в России монархии впервые в годы революции было дозволено легальное создание различных общественных организаций, в том числе совершенно новых для общества - политических партий, профессиональных союзов. В то же время было позволено более свободно организоваться всему обществу по его интересам, в том числе в просветительные организации, кооперативы и т.д.[11]

Революция привела к небывалой до того активности трудящихся масс, их самодеятельности. Наряду с интеллигентскими организациями и их культурно-просветительными учреждениями, стали возникать пролетарские, крестьянские и других низших слоев общества (приказчиков, мелких служащих и т.п.), организации. Некоторые из них, которые являлись прямым порождением революционного времени, как, скажем, рабочие клубы, уже в ходе революции и после ее поражения были разогнаны властями.

Хотя клубная деятельность рабочих масс возобновилась позже, в условиях правительственной реакции, но эти клубы уже не были теми революционными учреждениями трудящихся, каковыми они являлись в 1905-1906 годах. Клубной деятельностью занимались и нетрудящиеся массы в этот период.

Многие же, из созданных в годы революции просветительных учреждений, сохранились, уцелели, и в дальнейшем также участвовали в просветительной деятельности.

Важнейшим революционным завоеванием общественности стало разрешение властей явочным путем открывать различные культурно-просветительные учреждения для трудящихся масс.

В годы первой революции в России культурно-просветительная работа обогатилась новыми формами. Во внешкольном образовании народа, например, в этот период появилась новая, высшая ступень образования для трудящихся - народные университеты, идея создания которых возникла еще в 1890-х гг.[12]

Затем можно выделить период между двумя революциями в России -1908-1916 годов, в развитии культурно-просветительной деятельности.

Годы, последовавшие за первой революцией, ознаменовались разными явлениями в просветительной деятельности. В период правительственной реакции, в частности, усилился нажим на просветительные организации и учреждения, с другой стороны, осуществление ряда реформ, и в первую очередь аграрной, а также подготовка введения начального всеобуча в стране, создало новые возможности для культурно-просветительной работы, особенно в сельской местности.

Начало промышленного подъема в 1909 году не могло не отразиться и на состоянии народного просвещения, и на культурно-просветительной работе. Проблема внедрения начального всеобуча в эти годы, особенно после 1908 года, поставила внешкольную работу на совершенно небывалую до этого высоту. Развитие внешкольного образования в стране было признано учебным ведомством во главе с министром просвещения А.Н. Шварцем важнейшей государственной задачей, решение которой позволило бы ликвидировать в стране неграмотность взрослого населения.

Для дальнейшего развития культурно-просветительной работы, расширения ее масштабов и качественных ее изменений большое значение имело активное включение местных органов самоуправления в решение задач внешкольного образования после 1911 года, когда на Общеземском съезде культурно-просветительная работа получила должное признание, как одно из важнейших направлений деятельности земств.

Рост числа кооперативов по стране и обращение внимания кооператоров на решение культурно-просветительных задач, тоже сыграли немаловажную роль в дальнейшем развитии просветительной деятельности. Пик культурной работы кооперативов пришелся на 1913 год. Но и в последующий период о спаде говорить не приходится.

События первой мировой войны, в которую втянулась Россия с 1914 года, двояким образом отразились на состоянии культурно-просветительной работы. Из-за военных расходов и трудностей военного времени (например, из-за мобилизации в армию активных и деятельных участников культурно-просветительных учреждений) произошел некоторый спад в культурно-просветительной работе. Но, с другой стороны, вынужденное «отрезвление» страны, возникшее с введением сухого закона в 1914г., привело к быстрому росту потребностей в культурно просветительных учреждениях и мероприятиях. И чем дольше длилась война, чем больше разрушений она приносила стране, тем очевиднее для всех прогрессивно мыслящих людей России становилось, что выход из войны и восстановление экономики страны будут просто не возможны без культурной работы с населением, без развития образования народа.

Поэтому в годы первой мировой войны культурно-просветительная деятельность общественных организаций, в первую голову просветительных - обществ грамотности, обществ содействия народному образованию, библиотечных обществ, обществ народных чтений, обществ народных университетов и многих других, а также кооперативов, не только не прекращалась, а напротив, всеми возможными средствами продолжалась[13]. Попечительство трезвости, земские органы, кооперативы в годы войны сосредоточили свои усилия на создании таких комплексных культурно-просветительных учреждений, как народные дома. Перспективные планы строительства сети народных домов у этих организаций имелись и на 1916, и на 1917 годы.

Но революционные события 1917 года в стране закрыли эту страницу в истории существования культурно-просветительных учреждений. В Советской России будет открыта иная страница в истории народных культурно-просветительных учреждений. Но основная база для культурной работы в советское время будет заложена в те дореволюционные годы, к которым мы обратились в нашем исследовании.

 

 

В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголизмом.

Усилий одного правительства было явно недостаточно. Существенный вклад в решение этих проблем вносила российская общественность с помощью культурно-просветительных учреждений. Этот позитивный исторический опыт дореволюционного времени дает богатый материал для осмысления и раскрывает широкие возможности для использования многих форм просветительной работы и ее содержательной стороны в современных исторических условиях.

История культурно-просветительной деятельности общественных организаций и частных лиц в дореволюционной России является одним из богатейших пластов отечественной истории. Он изобилует прекрасными примерами подлинного служения делу просвещения народа лучших представителей отечественной интеллигенции.

Исторический опыт просветительства в дореволюционной России представляет собой мало изученный и чрезвычайно интересный опыт общественной самодеятельности в условиях самодержавного политического строя общества. Те демократические традиции, которые были заложены в недавнем историческом прошлом нашего общества, сегодня дают свои новые всходы в условиях коренного реформирования российского общества. Привлечение передовой общественностью народных масс к решению насущных проблем в сфере образования и культуры в дореволюционную эпоху заслуживает сегодня, как никогда, изучения и осмысления, так же, как и вся прочая общественная деятельность той эпохи, направленная на развитие демократических традиций.

Это предопределило всплеск исследовательской активности в исторической науке по периоду конца XIX - начала XX веков, который наблюдается в настоящее время. Идет процесс изучения и переосмысления историками с иных идейно-теоретических позиций, чем это было сделано в советское время, событий и явлений, связанных с либеральной модернизацией второй половины XIX столетия и, особенно, последнего 25-летия существования Российской Империи. Этому в немалой степени способствовало ослабление цензуры и открытие доступа для историков ко многим архивным источникам. Положительным фактом в историографии стал возросший интерес исследователей к позитивным процессам и результатам дореволюционого развития России, в то время как в советской историографии самое существенное внимание исследователей уделялось как раз негативным явлениям. Предреволюционная эпоха в развитии России была представлена в советской историографии односторонне, заметно были сгущены краски в оценке кризисных явлений в общественном развитии, что прямо работало на концептуальное обоснование неизбежности революционного взрыва в России в 1917 году. Между тем, в российском обществе той поры было немало позитивных тенденций развития. Одной из них была общественная самодеятельность в сфере культуры и просвещения народа. Однако эта деятельность в советской литературе или не была представлена вообще во многих работах по истории дореволюционной культуры, или она была показана очень узко. Советские историки преимущественно освещали опыт борьбы социал-демократии за демократизацию школы и просвещения народных масс. Вся многообразная деятельность либеральных демократов в сфере просвещения народа советскими историками изучалась мало, поскольку она расценивалась ими в духе той оценки, которую дал ей вождь большевистской партии В.И. Ленин. Он определил просветительную деятельность либералов, как чистое «культурничество», направленное на отвлечение трудящихся масс путем различных культурно-образовательных мероприятий от их подлинных интересов и целей - классовой борьбы с царизмом и капиталом. В.И. Ленин подчеркивал, что крайне важно четко разграничивать позицию революционных просветителей, рассматривающих задачи образования и просвещения народа в неразрывной связи с борьбой за его полное освобождение, и позицию культурников-либералов, которые стремились, как он считал, отвлечь трудящиеся массы от революционной борьбы, подменить политическую деятельность просветительской. Он писал по этому поводу, что социал-демократическая партия не должна «стирать грань между культурнической и революционной работой». Эти высказывания лидера большевистской партии предопределили отношение советских историков к деятельности либералов, как к деятельности, не заслуживающей внимания и изучения со стороны историков-марксистов.

Многое из того полезного, что было сделано либералами для повышения образовательного и культурного уровня трудящихся масс, советскими исследователями было незаслуженно обойдено вниманием, поскольку не было признано в качестве позитивного для советской власти исторического опыта, заслуживающего дальнейшего использования и рас пространения. Более того, некоторые начинания либералов были прямо представлены в негативном свете, как вредные для пролетариев.

Понятно, что еще более негативно в советской литературе была представлена та немалая работа, которая была проделана для преодоления культурной отсталости народа, для ликвидации неграмотности взрослого населения, монархическими проправительственными и церковными организациями и учреждениями. К ним отношение советских историков было исключительно отрицательным, как к реакционным организациям власти.

Восстановление исторической справедливости в отношении разных отрядов российской общественности, работавшей по большей части совершенно бескорыстно на благо народа, на наш взгляд, сегодня является долгом современных историков. Именно поэтому история дореволюционного просветительства, безусловно, заслуживает серьезного изучения в наши дни.

Культурно-просветительная деятельность интеллигенции началась в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века, развивалась волнообразно (от подъема к спаду и снова к подъему) в период либеральных реформ и активно продолжалась в последующее время, вплоть до революционных событий 1917 года.

У её истоков стояла народническая интеллигенция. Именно в ее среде родилась идея возвращения со стороны интеллигенции народу долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом[2]. Интеллигенция просвещенная и образованная, занимаясь умственным трудом, жила за счет физически трудившегося народа, темного, суеверного, неграмотного, не имевшего доступа к образованию и культуре. И передовые умы интеллигенции озаботились поиском путей возвращения народу своего долга в виде знаний. Одним из таких путей стала частная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательного уровня народа.

Интеллигенция пошла в народ, чтобы учить и лечить его, защищать его интересы в суде и перед чиновниками, чтобы организовать его здоровый и разумный досуг, отвлечь его от пагубной привычки к пьянству и хулиганству.

Интеллигенция стремилась дать народу все те учреждения образования и культуры, которыми пользовалась сама. Так возникли просветительные учреждения частной и общественной инициативы - воскресные школы, народные чтения, народные бесплатные библиотеки-читальни, народные дома, народные университеты, народные театры и т.п. Само название этих учреждений, открываемых в то время интеллигенцией для народа, было весьма символичным. Все они получили эпитет - «народных».

Со временем круг участников культурно-просветительного движения стал расширяться. Профессора и студенты университетов, преподаватели училищ, учителя и учительницы школ, священнослужители, передовые представители дворянства, чиновничества, инженеры, врачи, агрономы, фабрично-заводская администрация, фабриканты - вот далеко не полный перечень участников начавшегося в стране культурно-просветительного движения.

Просветительная деятельность занимала свою определенную нишу в общественной самодеятельности и со временем стала существенным дополнением к образовательной деятельности правительственных учреждений.

Культурно-просветительная работа среди простого народа с начала её осуществления в дореволюционной России являлась плодом частной и общественной инициативы. Кроме того, в этой деятельности с самого ее начала возобладали революционные или оппозиционные по отношению к власти настроения. Эти обстоятельства породили непростое отношение к ней и со стороны общества в целом, и со стороны власти особенно. Так, реакция чиновников соответствующих ведомств на просветительную деятельность общественных сил была неоднозначной. С одной стороны, общественность помогала государству на свои средства и своими силами решать давно уже назревшие в обществе вопросы ликвидации неграмотности взрослого населения, отвлечения трудящихся от бесполезного и даже вредного время провождения. Такую деятельность следовало поддержать. С другой стороны, такая общественная самодеятельность не могла не вызывать серьезных опасений властей. Потому что в тогдашней России под видом образовательных учреждений могла быть организована легальная революционная пропаганда среди народа. Поэтому-то политическая благонадежность лиц, устраивавших просветительные мероприятия, больше всего заботила местное начальство и центральное правительство.

Консервативные общественные круги были на стороне власти. А прогрессивно мыслящая часть общества приветствовала просветительную самодеятельность.

Вообще власть в России всегда испытывала недоверие к начинаниям общественности. Вот почему первоначальной ее реакцией было стремление немедленно покончить со всякого рода общественной инициативной путем закрытия большинства первых просветительных учреждений - воскресных школ, что и было сделано практически на второй год после их открытия.

Но, как оказалось, эти репрессивные меры со стороны правительства уже ничего не могли изменить. Общественную активность, порожденную либеральными реформами, уже невозможно было уничтожить на корню. Закрытые частные воскресные школы все равно возрождались там, где они были закрыты, но на нелегальной основе (что, к слову сказать, было еще хуже для правительства), или возникали в новых местах. И с этим уже власть ничего не могла поделать. Тогда власти оставалось только признать существование общественной самодеятельности в сфере внешкольного образования взрослых и поставить ее под максимально возможный контроль. Что вскоре и было сделано. Так появляется целый ряд документов, жестко регламентирующих деятельность всех просветительных учреждений.

В 1870-1880-е гг. происходит постепенное восстановление прежней численности культурно-просветительных организаций и учреждений. И к 1890-м годам культурно-просветительная работа общественности вошла уже в стабильное русло. Она уже была оформлена в организационные рамки - различные просветительные общества. Число просветительных организаций за последнее десятилетие XIX в. быстро выросло по всей стране. Равно наблюдался и быстрый рост числа самих просветительных учреждений для народа. Наконец, общественная просветительная деятельность была признана правительством, и приняла конкретный характер благодаря правительственным узаконениям.

Кроме того, властные структуры общества стремились создать через сеть проправительственных общественных организаций свои собственные культурно-просветительные учреждения, в значительной мере финансируемые государством и, соответственно, являющиеся проводником государственной идеологии и политики в народные массы[3].

Ещё самих участников движения, а позже исследователей его развития, волновал вопрос о том, насколько культурно-просветительным движением Россия обязана Западу. Летописцы просветительного движения в этой связи изучали зарубежный опыт. Некоторые из них приходили к выводу о прямом заимствовании Россией из стран Запада конкретных форм просветительных учреждений. Другие, напротив, этого заимствования не признавали и подчёркивали различия между культурно-просветительными учреждениями в России и их аналогами в Германии, Англии, Франции, США и других странах.

Эти различия коренились, прежде всего, в том, что в нашей стране общее среднее образование вплоть до революции 1917 года было недоступно широким слоям населения, тогда как правительства в странах Запада уже в XIX веке ввели всеобщее обучение. В этой связи деятели просветительных учреждений в России ставили себе не те узкие задачи, которые решали просветители в странах Европы и Америки. Ведь в этих странах народное образование развивалось благодаря совместным усилиям государства и общества. Поэтому просветительные учреждения на Западе по большей части носили либо конфессиональный характер, либо характер углубленной профессиональной подготовки населения. Российские деятели просвещения, напротив, помимо решения с помощью культурно-просветительных учреждений узких или более частных образовательных задач, преследовали более широкие образовательные и культурные цели. Для них просветительство было чуть ли не единственной формой легальной общественной деятельности[4].

Влияние западного опыта в просветительном движении явно присутствовало в России второй половины XIX века. Но оно явилось лишь отправным толчком для начала подобного движения в России. Сама интеллигенция всегда являлась носительницей образования и культуры в стране и одновременно ретранслятором культуры в массы народа. А поскольку со времен Петра I и Екатерины II российская интеллигенция получала образование в западном, прагматичном духе, и все больше ощущала свой культурный отрыв от народных масс, постольку уже в XIX веке она пыталась соединить полученное ею образование и приобретенные ею культурные ценности с народными массами. Перенося на российскую почву западнические культурно-просветительные начинания XIX века, российская интеллигенция обогащала их новым содержанием и развивала сами формы работы с населением. Поэтому культурно-просветительное движение, возникнув в России под влиянием Запада развивалось у нас весьма самобытно, превратившись в итоге в российский феномен[5].

Что же подвигло учёных, преподавателей университетов, учителей и педагогов, общественных деятелей и деятелей культуры, а затем и инженеров, врачей, агрономов, фельдшеров, просто разносторонне образованных людей в дореволюционной России активно включиться в просветительную деятельность для народа? Ведь работая в воскресных школах, народных библиотеках и читальнях, в аудиториях рабочих курсов, на факультетах народных университетов, ведя воскресные чтения для народа, создавая на родные дома и театры, представители отечественной интеллигенции посвящали этому делу весь свой ежедневный и воскресный досуг, не оставляя свободного времени для себя. В просветительном движений участвовали люди разного социального положения, разных идейных убеждений и политических пристрастий (от консерваторов до революционеров). Что объединяло этих людей? И что их разъединяло в этом общем просветительном служении народу? Эти два непростых вопроса занимали и занимают умы исследователей до сих пор.

Большинство исследователей признало главным движущим мотивом для подвижников просвещения бескорыстное служение народу на благо его просвещения и приобщения к ценностям культуры. Долг интеллигенции перед народом, о котором рассуждали народники, проблема возвращения этого долга в виде разносторонних знаний - вот чем были озабочены представители передовой, демократически настроенной интеллигенции всю вторую половину XIX века. Поиск форм возвращения этого долга в виде знаний и стал реальным воплощением стремлений интеллигенции что-то сделать своими руками, своими силами для народа. С этими доводами трудно не согласиться.

Но были и другие мотивы участия разных лиц и целых организаций в культурно-просветительной деятельности. Для учителей и учительниц с их скудным заработком, для священнослужителей и других мало обеспеченных слоев интеллигенции работа в воскресной или вечерней школе, заведование библиотекой, ведение народных чтений, являлись дополнительным заработком, конечно, при условии, если эта работа оплачивалась. Это были весьма прозаические, но веские причины для участия некоторых отрядов интеллигенции в просветительной деятельности[6].

А вот, например, земским учителям земские управы вменяли в прямую обязанность работать в земских культурно-просветительных учреждениях без всякой оплаты. Таким образом, не обошлось и без элементов принуждения в организации культурно-просветительной работы на местах. Хотя, необходимо признать, что земские учителя были настоящими подвижниками просвещения.

Таким образом, нельзя сводить всю культурно-просветительную деятельность в дореволюционной России только к голому энтузиазму участников просветительной работы.

 

20. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ
ПАТРИОТИЗМ - это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины и защищать ее. Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты, и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению государства, духовных, культурных и социально-экономических основ развития его общества. Примером может служить наше недавнее прошлое: политически и экономически нестабильные 90-е годы прошлого века. Годы, когда крушение политической системы некогда мощного государства – СССР – повлекло за собой утрату нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Сегодня ситуация в стране изменилась и молодые россияне с каждым годом все больше гордятся своей страной, желают жить и работать на Родине.
Об этом говорят цифры государственного доклада «Молодежь Иркутской области»:
56,9 % опрошенных молодых людей не хотели бы родиться и жить в любой другой стране, кроме России.
При словах «Россия», «Российская Федерация» 61,3 чувствуют гордость за сильную, богатую страну.
Несмотря на положительную динамику, по сравнению с 90-ми годами ХХ века, уровень патриотизма, причем патриотизма не государственного, когда хвалят власть, а патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, своей стране, истории, языку, культуре, все-таки остается критически низким.
На данный момент острейшая проблема патриотического воспитания заключается в отсутствии единой государственной системы воспитательной работы, которая могла бы опираться на научную методическую базу, способствовала консолидации государства и общества: деятельности семьи, школы, учреждений культуры и искусства, научных учреждений, общественных организаций и молодежных движений.
Эта цель – создание единой системы патриотического воспитания – а также концептуальные подходы к организации патриотического воспитания граждан и его теоретических основ, определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2017 №1245)
Её дополняют региональные комплексные программы, а также разработанные и реализованные в городах и районах собственные локальные целевые программы по историко-культурному, духовно-нравственному, героико-патриотическому и экологическому направлениям.
Документы по программам патриотического воспитания молодежи составляют основу методологической базы патриотического воспитания в нашей стране, ими руководствуются в своей деятельности государственные федеральные и муниципальные учреждения культуры, которые являются необходимым звеном в создании эффективной системы социальных институтов патриотического воспитания.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы.
Учреждения культуры – клубы, библиотеки, музеи – играют немалую роль в воспитании патриотизма. У каждого из этих учреждений есть свои функции и специфические особенности в работе, поэтому подробнее остановлюсь на общем моменте.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, которая ведется по нескольким направлениям:
1. Просветительская
2. Культурно-досуговая
3. Информационная
Учреждения культуры имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию граждан, однако на протяжении последних десяти лет формы и методы этой работы стали меняться.
Сегодня традиционную работу библиотек, клубов с детьми и подростками в помощь патриотическому воспитанию необходимо поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием.Основные аспекты патриотического воспитания граждан России:

•возрождение национального самосознания граждан России;
•воспитание бережного отношения к историческому и духовно-культурному наследию страны;
•сохранение национальных культур и развитие народного творчества;
•развитие демократических ценностей и правовой культуры общества;
•формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе. Ещё Л.Н. Толстой писал, что «тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края»;
•повышение роли семьи и родственных отношений в воспитании духовно-нравственной личности;
•забота о физическом и нравственном здоровье подрастающего поколения.
Комплексное решение этих вопросов позволит сформировать в молодежной среде высокое гражданское самосознание, патриотическое отношение к Родине, уважение к ее истории, культуре, традициям, укрепит духовное и физическое здоровье молодого поколения, что в свою очередь позволит эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
Учреждениям культуры необходимо выйти на такой уровень работы, чтобы органы местного самоуправления не только признали наш авторитет в нравственно-патриотическом воспитании жителей района, но и обеспечили существенную финансовую поддержку. Для этого нужно работать по целевым программам, реализовывать проекты, выходящие за узкие рамки профессиональной деятельности, активно сотрудничать с другими государственными учреждениями, а также общественными организациями и объединениями.

Рекомендации для составления планов, программ, мероприятий

по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.
Сегодня многие учреждения культуры предпочитают программно-целевое планирование. Программа – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели: реализации перспективного развития учреждения и осуществления культурной политики определенной территории.

Программно-целевая деятельность организаций.

Программы могут быть:
А) по форме – комплексные, общеразвивающие, специализированные, профессионально-ориентированные.
Б) по типу – программы социализации, профессионально-прикладные, спортивно-оздоровительные, досуговые, программы, развивающие творчество.
Основные характеристики программ:
- направленность на решение конкретных проблем. Поэтому Программа – это всегда четкий, поэтапный план решения выявленной проблемы.
- комплексный характер плановых мероприятий;
- согласованность по ресурсам, исполнителям, срокам.
Программа – это доказательство перспективности работы на основе описания передового опыта!

Основной целью государственной Программы является совершенствование системы духовно-патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

 

 











Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...