Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДРАМАТУРГИЯ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Согласно концепции ценностно-ориентированного подхода к целостному активно-деятельному технологическому процессу в учреждениях культуры, драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. В культурно-досуговой деятельности следует различать предметную деятельность, результатом которой является создание определенных духовных ценностей, выраженных в познавательной деятельности, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве в условиях учреждения культуры или домашнего досуга. Культурно-досуговая программа — это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино н телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее — действие, жизнь в движении. Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных вечеров н концертов, посвященных героическим традициям народа. Рассказ ведется через призму настоящего времени —зритель становится соучастником событий. Во-вторых, действие только тогда н называется действием, когда оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического конфликта иет и не может быть драматургии. В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным, вызывает те или нные чувства. Прекрасно сказал об этом А. С. Пушкин: "Смех, жалость и ужас — три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством". Эта особенность драматургии также чрезвычайно важна, ибо способна возбудить эмоции, вызвать чу вство радости, созидания новой жизни, гнев и презрение к носителям всего отрицательного, высокие чувства патриотизма. Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства, Надо, чтобы в нем содержались необходимые элементы, движущие развитие действия. Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров н стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры. Специфика эта основана на иной природе общения зрителей н сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но н по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности. Это во многом побудило и театр искать прямые контакты с аудиторией. Много этой проблемой занимался Г.А. Товстоногов, рассматривая "контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене н человека в зале. В этом контакте — сама овеществленная поэзия. Нужно учесть также, что изменяющийся характер контакта в значительной степени определяет сущность и роль театра в обществе. Мы накопили огромный опыт определения тональности зрительного зала и наших с ним отношений. Но это эмпирический опыт, если можно так сказать — на руку, на глаз, на свет. Так пробовали воду' до изобретения термометра. Только теперь мы подходим к научному исследованию характера контакта Теория информации, изучение массовых связей кинематографа, телевидения, наконец, спорта, который все более культивирует эстетическое начало, — все это позволяет взглянуть и на характер контактов театра по-новому, и, как это на первый взгляд ни странно, благодаря научно-технической революции не "по-домашнему", а по- человечески! Возвышается знание, знахарство уничтожается. Теперь только понимаю всю справедливость слов К С. Станиславского' "Вслед за изучением сценических чувств должно ирийти и изучение чувств зрителя — изучение зрительского зала". "Должно прийти"— он думал о будущем, в его время еще не было научного инструментария для такого изучения"I. Современное понимание технологии кулыурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности учреждений культуры, которые трансформировались сегодня в новые названия. Как отмечает Юпоско Е.М. в настоящее время "авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой деятельности Наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); место осуществления (домашний досуг или учреждение культуры)"II. Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях: культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге. В данном контексте "кулыурно-досутовая программа"— это результат рассмотрения и использования традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников и зрителей. Стремление к яркому художественному оформлению реальных событий жизни и труда человека, подчеркивающему их смысл н значение, акцентирующему гуманистическое звучание, всегда было присуще творческим исканиям специалистов учреждений культуры. В регионе, на каждом предприятии, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет методистам определить проблему культурно-досугово й программы. В современных условиях вектор социальной направленности противоречив, ибо он совпадает со всеми направлениями развития общества, до противоположных его интересам Люди, в первую очередь учащаяся молодежь, проявляет инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпровождения. Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно- досуговой деятельности, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов избираются далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, чуждые нашему образу жизни увлечения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга. Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии, надо заметить, что в последнее время принято резко разграничивать драматургию театра и другие специфики. Это неверно. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения, пришла действенная теория и методология, раскрывающая процесс драматургизации пьесы как творческий режиссерский поиск. Драматургия для режиссера, как считал Станиславский, это не литература, не сама пьеса, которая есть лишь "повод для спектакля". Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения спектакля1. Драматургия — это сюжетно-образная концепция культурно- досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный но- иер н т.д. Драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал для режиссерского творчества конкретную пьесу и на основе ее литературного материала создаем идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров и отвечающий сегодняшним жизненным проблемам спектакль, то в культурнодосуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального и фактического материа- ia, реальных героев, которыми является и аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае — пьеса, где спектакль строится с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом — конкретная исходная реальная ситуация. В одном случае мы идем как бы от пьесы к жизни, а в другом наоборот — от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурио-досуговой программе — исходным, общественно-значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации. Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения культуры широкого профиля и театра.
1СмСтаниславский К ССобр. соч. в 8 т, Т 5. — М. — С 461—462.
Драматургия как понятие еще оспаривается частью и теоретиков, и практиков. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее осуществления, является то, что многие программы проводятся на основе хорошо драматургически разработанных сценариев. В сценарии — подробной литературной разработке его содержания — указывается, что говорят н как поступают действу ющие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие н т.д. Сценарий "чистого вида"дополняется разнообразными источниками, жизненными фактами, документальными и художественными материалами. Однако даже самые интересные нз них в первозданном виде "сыроваты". Поэтому каждый специалист должен "настраивать"себя на работу со сценарием до последнего момента перед выпуском программы. Как ведущий компонент технологического процесса драматургия путем использования огромного разнообразия художественных средств создает модель условий для свободного общения, непринужденного сценического и внутрнаудиторного воздействия. Учреждения всех типов поэтому не могут быть конкурентом театра, кино, телевидения. Это не их задача, онн за счет своей специфики дополняют профессиональные творческие коллективы в удовлетворении духовных потребностей людей. Поэтому драматургия культурно-досуговых программ теснее связана с жизнью, должна идти от ее актуальности, злободневности, жгучих проблем. В отличие от театральной драматургии в основе содержания культурно-досуговых программ лежит фактологический материал. Сложность структур ку льтурио-досуговой деятельности выявила два основных вида драматургии; сценарий н сценарный план, где сценарий предстает как подробная литературная разработка программы. Поэтому в сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами. Это не значит, что драматургия культурно-досуговых программ не может обращаться к вымыслу, к созданию или использованию романтических героев прошлого, настоящего и будущего. Однако в основе лежит драматургия факта как наиболее типичная для конкретного круга людей. Это выражается в реальности материала, основанного на фактах местной жизни, а через них идет связь с жизнью страны, затем — реальность героя, взятого из конкретной жизни, действующего от первого лица, от своего имени. Реальность места действия чрезвычайно важна в культурнодосуговой программе. Организовать непосредственно на месте тех или иных событий действие, высту пления участников, воспоминания зрителей н использование реальности н художественных выразительных средств, значительно сильнее воздействует на зрителя, чем самодеятельные кинофильмы, стихи, песни, рисунки, фотографии, созданные на местном материале, хорошо известные или просто знакомые зрителям. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждения культуры лежит вовлечение самих присутствующих. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Мотивация участия зрителя в программе формируется рекламой или со слов знакомых, друзей, товарищей. Перед сценаристом встает задача превратить эту начальную форму в готовность зрителя принять участие в конкретном коллективном действии Значит, автор сценария должен предусмотреть в своих драматургических наметках моменты, которые заинтересовали этих тюдей, чтобы онн втянулись в проводимую программу', прониклись бы ее темой до такой степени, что были бы готовы к соучастию, к содействию, к внутригрупповому общению. Чтобы эти люди через какое-то реальное коллективное действие, включенное в сценарий, смогли удовлетворить свой мотив участия. Клубный сценарий — это не театральная пьеса, Уже тот факт, что в программе могут выступить реальные участники тех или иных событий, позволяет компилировать автору7 сценария фрагменты или це- тые ху дожественные произведения с реальными действиями реальных пгроев в единую композицию, которая подчинена общему замыслу, единой теме, идее и разрабатывается по единой сюжетной линии. В связи с этой особенностью драматургии культурно-досуговых программ следует подчеркнуть еще одну важнейшую специфику драматургии, которая заключается в том, что здесь драматург и режиссер выступает в одном лице, что требует особого склада мышления, внутреннего видения будущего результата. Цель сценария программы состоит в том, чтобы создать оригинальное художественнореалистическое произведение путем соединения необходимых выступлений, церемоний, действия, а также стихов, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую композицию, построенную в определенной последовательности и отображающую авторское видение будущей программы. В противном случае программа без четко определенной канвы предстанет как механическое объединение отдельных компонентов, а не цельное, логическое художественнодокументальное произведение. Основные требования к сценарию программы: 1) опора на основные закономерности драматургии: фактологич- яость, сюжет, конфликт, построение композиции действия; 2) предусматривание внешних действий для выявления актуальных идей и положений, для выявления мотива участия зрителей в коллективных действиях; 3) соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию данной аудитории, а также материально- техническим возможностям учреждения культуры. Перед тем как начать писать сценарий, необходимо определить его тему, т.е. круг жизненных явлений, которые должны быть освещены в сценарии. Тема кратко и конкретно выражает круг вопросов, затрагиваемых в программе, вопросов, актуальных для данной аудитории. Название программы всегда выражается в пу блицистических фразах, состоящих из 3—4, редко более слов. Тема может выражаться более пространным предложением. Название программы — всегда кратко, призывно и должно достаточно точно отражать тему. Но погоня за краткостью, увлекательностью названия не должна идти в ущерб научной или технической точности. Выбор названия зависит от предполагаемой аудитории, для которой создается программа. Что же организует отобранный материал, через что выражаются тема, идея и жанровое построение программы? В драматургии культурно-досуговой программы организующей силой сценария является сюжет. Сюжет — это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме тему программы. В противоположность классической драматургии, где сюжетная основа пьесы строится на борьбе действующих лиц между собой, на действии и контрдействии, в сценарии программы имеется только единое действие н не может быть единого контрдействия, так как на сцене учреждения культуры в противоположность положительному герою не выводится герой отрицательный или имеющий недостатки и перевоспитывающийся в течение программы. (Я не говорю о некоторых фрагментах аппбригадных программ, бичующих отрицательных героев.) Если речь идет об отсутствии единого контрдействия, это не значит, что в сценарии нет конфликта, т. е. столкновений. Без конфликта нет драматургии. Конфликт знаменует собой высшую ступень проявления драматических противоречий, его возникновению предшествует образование драматической коллизии. Коллизию создает стечение обстоятельств (событий), которое ставит героя перед необходимостью волевого решения — выбора пути. Когда выбор этот согласуется с обстоятельствами и, следовательно, герой примиряется с действительностью, то возможный конфликт с ней предотвращен. Если же герой решает противодействовать обстоятельствам, начинается драматическая борьба, коллизия перерождается в конфликт. Коллизиявозникает в силу течения событий, конфликт — в силу решения героя. Конфликт — это не обязательно столкновение антагонистических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении положительных целей и т.д. Итак, конфликт необходимо строить на основе объективных общественных противоречий, на столкновении определенных социальных сил и тенденций общественного развития. Но эти противоречия, столкновения, тенденции должны быть конкретизированы в определенный жизненный конфликт, понятный, доступный каждому. Возьмем самую простую форму кулыурно-досуговой программы — вечер-портрет, посвященный отдельному человеку. Здесь конфликт часто строится на преодолении данным человеком каких-то трудностей, противоречий. Оии могут быть объективными, от него не зависящими — разруха, голод, тнф, война субъективными —слабость духа, неуверенность в своих силах и др. В сценарии могут быть приведены самые яркие поступки из жизни героя, именно те, которые выковывали волю н стойкость, стали ступеньками, ведущими к высшему проявлению мужества — подвигу. Работая над построением сюжета программы, следует: а) найтн порядок расположения материала, т.е. подумать о композиции; б) установить главные действующие лица, их порядок появления на сцене. Надо всегда помнить, что ввод главного героя усиливает напряженность действия, оно становится более стремительным, насыщенным; в) определить роль всех действующих лиц в развитии конфликта или определить их сверхзадачу, т.е, цель, ради которой мы вывели того или иного героя на сцену, занимаемое им в сюжете. Сюжет в своем развитии обязательно раскрывает намеченную тему в намеченном объеме. В его центре — события или элементы, которые могут наиболее полно раскрыть тему и идею. События, которые автор определил, в сценарии выстраиваются в событийный ряд н раскрываются через сюжет в такой композиционной последовательности, чтобы занимательность сюжета усиливалась по мере его развития. Построение сюжета и развитие действия по нарастающей обычно требует особого драматургического хода, который мог бы лечь в основу сюжета, красной нитью пройтн через все содержание и стать его цементирующим началом. Это действие в условиях полета самолета, или путешествие на каком-то виде транспорта, или сюжет сказки. Когда выбрана тема сценария, определены идея и драматургический ход, найден сюжет, следующим шагом становится определение сквозного действия н контрдействия, т. е. реализации конфликта сюжета в сценическом действии. Организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала с обязательным учетом причинных связей и традиций осуществляется на основе композиции. Н. Велехова в "Заметках о композиции драмы"пишет: "Композиция драмы тесно связана с конфликтом — сердцем драмы, источником движения. Думается, что в драме композиция — это организация действия". Еще более точно об этом писал В.Г. Белинский: "Если, например, двое спорят о ка- ком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента, но когда спорящие, желая приобрести друг над другом верх, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые стр>ны ду ши партнера это в споре выказываются их характеры, а конец спора ставит нх в новые отношения друг к другу —это уже своего рода драма"1. Эти мысли Белинского говорят о сущности драматического, о конфликте, о превращении простого спора в драматический элемент поможет нам в построении сценария, его композиции. При работе над композицией программы следует помнить, что из множества элементов надо отыскать центральное событие, вокруг которого следует расположить элементы, сделать композицию монолитной. Создавая сценарий, не следует произвольно подгонять наиболее эффектные сцены "под кульминацию"или изыскать "занятный"финал. Финал возникает органично, он обусловлен внутренней закономерностью действенного развития сюжета драмы.
6. ИНОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА 7. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 8. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общеобразовательные и общегуманитарные знания организатора социально-культурной деятельности высшей квалификации должны стимулировать формирование высочайшей духовности, возможность профессионально оценивать социально-культурную ситуацию, проявлять общекультурную мобильность и способность принять на себя роль лидера в духовной жизни определенной общности или конкретного региона. Общекультурная и психолого-педагогическая подготовка такого специалиста предусматривает знание истории, литературы, философии, экономики, политологии, права, общей и социальной психологии, одного из иностранных языков международного общения, владение основами истории и теории отечественной и мировой культуры и искусства, историей, теорией и общей методикой организации социально-культурной деятельности, основами экономики, организации и управления в сфере культуры, педагогикой и психологией социально-культурной деятельности, основами социологии культуры и методики конкретных социальных исследований социально-культурной сферы, принципами организации любительского творчества, умениями и навыками непрерывного самообразования в сфере культуры и социально-экономической жизни. Специальная подготовка организатора социально-культурной деятельности призвана сформировать знания, умения, навыки и личностные качества, необходимые для обеспечения педагогического влияния на поведение, деятельность и отношения людей в сфере свободного времени, стимулирования процесса непрерывного просвещения разных групп населения; приобщения их к достижениям отечественной и мировой культуры; вовлечения в общественно-значимые формы социального, научно-технического, прикладного и художественного самодеятельного творчества; разработки и реализации разнообразных культурных программ; осуществления педагогического, художественно-творческого, экономического и административного руководства отделами, секторами и другими подразделениями учреждений культуры, образования, спорта, здравоохранения. В рамках специальности квалификационные требования дифференцируются в соответствии со специализацией выпускника высшей школы на работу в определенной подсистеме социально-культурной деятельности, характеризующейся устойчивой тенденцией к развитию в качестве самостоятельного направления со своими специфическими функциями и средствами воспитания, с отчетливо различимыми (организационно-методическими, художественно-творческими, административно-хозяйственными и другими) особенностями организации, имеющей развитую структуру (сеть и типы) специализированных учреждений, располагающих собственной материально-технической базой, штатами, источниками финансирования, аппаратом управления. Специализации предопределяются особенностями содержания и форм организации социально-культурной деятельности на данном этапе общественного развития, спецификой региона, объекта воздействия, характером и типом базовых учреждений. Это может быть «социальное программирование в сфере досуга», «организация и методика информационно-просветительной деятельности», «организация и методика зрелищно-игрового досуга», «сценарно-режиссерские основы организации социально-культурной деятельности», «педагогика клубных объединений», «педагогика досуга детей и подростков», «организация экскурсионно-туристической деятельности» и так далее. Введение новых специализаций осуществляется с учетом интересов студентов и потребностей в кадрах, определяемых органами управления культурой, и возможностями вузов, обусловленных их научным и преподавательским потенциалом, материально-технической и практической базой обучения. Развитие и углубление специализированной подготовки организаторов социально-культурной деятельности осуществляется через ее последовательную, по ступеням, дифференциацию, отражающую специфику конкретной работы с разными группами населения. Многолетний социальный эксперимент в учреждениях культуры, образования, досуга и иных социальных институтах позволил придти к выводу, что организатор социально-культурной деятельности должен уметь: вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс непрерывного просвещения, самодеятельного творчества и рационального отдыха; формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, нравственную, правовую, экологическую, эстетическую, физическую культуру; обеспечивать педагогическую инструментовку различных форм общественно-организованного свободного времени; осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры, и, в частности, искусства; работать с людьми, конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения; эффективно использовать в информационно-просветительной, художественно-массовой и зрелищно-игровой деятельности наглядные и технические средства, осуществлять идейно-эмоциональное воздействие на личность искусством живого слова; оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам досуга в осуществлении этой работы; прогнозировать, планировать и осуществлять воспитательную, художественно-творческую, организационно-методическую и административно-хозяйственную функцию учреждений культуры; разрабатывать и осуществлять конкретные регионально-целевые программы рациональной организации социально-культурной деятельности разных групп населения; изучать, обогащать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт работы учреждений культуры. Организатор социально-культурной деятельности должен владеть навыками: изучения и учета потребностей и интересов разных групп населения (поисково-социологическое мастерство); культурно-организаторской деятельности, экономического, правового, методического и организационного обеспечения функционирования (менеджерское мастерство) учреждений и организаций социально-культурной сферы; информационно-просветительной, зрелищно-познавательной и художественно-массовой работы (ораторское, просветительное, художественно-пропагандистское и сценарно-режиссерское мастерство); правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения деятельности клубных объединений, инициативных групп, любительских движений в культурно-досуговой среде (организационно-педагогическое мастерство); организации общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство); индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности, создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство); проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ (перспективно-формирующее мастерство). Для этого он должен знать: а) основы теоретической и прикладной культурологии, позволяющей использовать общие закономерности приобщения человека к культурному социуму в специфических условиях конкретного региона, учреждения, организации, семьи; б) достижения и проблемы отечественной и мировой духовной культуры, чтобы уметь воздействовать на выбор, суждения, оценки личности, руководить педагогическим процессом в учреждениях культуры, реализовать принципы педагогики сотворчества и взаимовоспитания в процессе социально-культурной деятельности; в) критерии учета динамичных процессов социально-культурного творчества для осуществления художественно-критической оценки явлений духовной жизни; г) методологию и методику общественной организации досуга, чтобы ориентироваться в основных направлениях, сферах и институтах свободного времяпрепровождения разных групп населения; д) принципы организации и экономики учреждений культуры для осуществления наиболее эффективного управления их деятельностью в условиях внедрения новых механизмов хозяйствования; е) методику анализа передового опыта социально-культурной деятельности и его использования в широкой практике. Организатор социально-культурной деятельности должен обладать комплексом профессионально-личностных качеств, которые позволяют ему осуществлять ценностно-ориентационную, коммуникативно-организаторскую, информационно-просветительную, творческо-конструктивную, рекреативно-развлекательную, поисково-исследовательскую функции
(ВАРИАНТ 2)
В современном ритме функционирования, как мы видим, немаловажным условием эффективной деятельности учреждений культуры и, в частности, методических служб является профессионализм и компетентность специалистов культуры – методистов. Составить определенное представление о тех навыках, умениях, качествах, факторах влияющих на продуктивную работу специалиста по данному профилю. Во-первых – знание законов о культуре и нормативных актов регулирующих всю деятельность куцльтурно-досуговых учреждений и взаимоотношений между ними. В этом списке конечно, должны оказаться: Закон о культуре, все его 10 разделов, О кадровой политике, Об учреждениях культуры клубного типа, Об объектахкультурного наследия, Об общественных формированиях, различные постановления и положения Министерства культуры и т.д. Во-вторых, – владение основами делопроизводства, навыками фиксации и хранения и обработки полученной информации, умением структурировано выстроить систему хранения данных архива методической службы. В-третьих, – уверенное пользование компьютером, компьютерными программами и соответствующими устройствами вода и вывода и, сейчас, даже мультимедийной аппаратурой (оптические и цифровые проекторы и пр.) В-четвертых, - знание в теории и умение реализовать на практике основные формы куцльтурно-досуговой деятельности, будь то образовательные, информационные, рекреационные или другие их виды. В-пятых, - современный специалист – методист культурно-досугового учреждения, должен однозначно обладать развитыми коммуникативными способностями, поскольку по роду своей повседневной деятельности вынужден и должен обращаться за помощью в самые различные организации. Будь то сельская библиотека или Министерство культуры, умение наладить контакт и поддержать творческую, как правило, взаимовыгодную связь пригодиться ему в любой ситуации. В-шестых, - не стоит забывать, работник культурно-досугового учреждения, конечно же, ещё и менеджер. Правильно распределить собственное рабочее время, составить график пользования методическим кабинетом, написать план или подготовить отчет по текущей работе, суметь выстроить благоприятные отношения с руководством и коллективом, на всё это требуется специальная подготовка или как минимум смекалка и находчивость управленца, т.е. менеджера. Вот всего лишь несколько моментов влияющих на профессиональный облик специалиста культуры – методиста культурно-досугового учреждения. И этот список можно продолжать, поскольку с каждым новым днем, с каждым новым посетителем куцльтурно-досугового учреждения его (методиста) функции могут расшириться, а значит, и изменятся критерии его компетентности. Этот вопрос в свою очередь необходимо исследовать более подробно и обстоятельно с помощь социологических исследований. Опорным свойством методиста по художественной самодеятельности являются специальные способности. Они отвечают требованиям рассматриваемой деятельности и помогают исполнителю реализовать другие свойства. Коммуникативные способности методиста обеспечивают ему широкую систему общения. Эта система включает внешние и внутренние контакты. Внешние - общение с людьми, непосредственно не связанными с клубом, внутренние - отношения с руководителями кружков и участниками художественной самодеятельности. Коммуникативная мобильность методиста при внешних и внутренних контактах является предпосылкой успешного проявления его организаторских данных. Основой названных способностей является высокий уровень волевых и интеллектуальных свойств. Наиболее соответствует рассматриваемой деятельности практический характер мышления. К ведущим нравственным свойствам следует отнести принципиальность, гуманизм, честность, к характерологическим - самостоятельность, требовательность, общительность, активность, инициативность. Опорным свойством методиста по клубной работе являются конструктивные данные. Они определяют успех исполнителя в работе над теоретической частью клубных мероприятий. Большое значение для работника культуры имеют организаторские способности, вытекающие из характера и содержания его деятельности. В формировании названных способностей большую роль играют память, творческое воображение, автономно проявляющиеся волевые усилия. Ведущими нравственными и характерологическими свойствами для данной деятельности следует признать идейность, убежденность, гуманизм, самостоятельность, активность и инициативность, организованность.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 427. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |