Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Термин «классификация» происходит от слова «класс» и означает логическую систему внутренне подчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области, распределенных по группам, классам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними. В классификации возникает необходимость в тех отраслях знаний, которые обширны и нуждаются в определенной систематизации. Примерами могут служить; классификация наук, классификация языков, классификация отраслей производства и т.д. Назрела необходимость в проведении классификации и в сфере социально-культурных технологий, поскольку их широкий спектр и разнообразие, вызванные изменением в последнее десятилетие социокультурной парадигмы, а в связи с этим - пересмотром и обновлением содержания СКД, поиском и разработкой новых подходов в решении как теоретических, так и практических задач, потребовалось появления новых, неизвестных раннее социокультурных технологий. Их появление обусловлено и тем, что значительно расширилось социокультурное пространство (информационное, культурное, образовательное, социально-защитное, реабилитационное, профессиональное и др.), необходимое для глубокого изучения и освоения, В исследованиях, рассматривающих педагогические образовательные технологии (В,П. Беспалько, М,В, Кларин, В.Ю. Питюков, Г,К. Селевко, Б.Т. Лихачев и др,), предприняты попытки провести классификацию. Остановимся на некоторых из них, представляющих интерес для социокультурных технологий, так как некоторые подходы и системообразующие признаки в них являются отражением специфики С1СГ. В этом смысле интерес для нас представляет классификация, разработанная Г,К, Селевко, который предлагает систему упорядочения образовательных технологий, объединив их в следующие группы: - по уровню применения; - по философской основе; - по ведущему фактору психического развития; - по ориентации на личностные структуры; - по характеру содержания и структуры; - по типу организации и управления познавательной деятельностью. Не все группы, предложенные Селевко, применимы в социально-культурной деятельности, поскольку не могут охватить всю совокупность социально-культурных технологий. Однако данная классификация может быть переосмыслена и использована в СКТ. Остановимся на классификации технологий, построенной по уровню применения (с учетом понимания технологии как целостного процесса - Б.Т. Лихачев), и рассмотрим их применительно к СКТ. Автор предлагает классифицировать технологии на следующие группы: - крупные методико-технологические структуры; - технологические микроструктуры; - методика-технологические системные формообразования; - технологические приемы; - технологические звенья; - методика-технологические цепочки; - технологизированные формы учета результатов; - технологические средства.
1. К крупным методико-технологическим структурам относят структуру целостного технологического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; структурные звенья организации художественной, общественной и других видов деятельности. К ним можно отнести структуры целостных федеральных, региональных, местных социальнозначимых проектов и программ, в которых реализуются структурные блоки и звенья организации одного из направлений деятельности или отрасли знаний. Примером может служить разработанная отраслевая программа «Культура против наркотиков», разработанная коллективом Московского государственного университета культуры и искусств: Т.Г. Киселевой, А.Д. Жарковым, В.М. Чижиковьш, Разработанная программа включала следующие структурные составляющие: - научная концепция программы «Культура против наркотиков»; - анализ социальной почвы наркомании в социуме и общественное осознание проблемы наркомании как угрозы национальной' безопасности страны; - социально-возрастная и демографическая дифференциация населения по глубине наркотического риска (детская среда, семья, молодежная группа), - культура как важный фактор борьбы с наркоманией: - молодежная субкультура и ее место в социальной консолидации против наркотиков; - стимулирование социального творчества молодежи, подростков, детей; - роль семьи в борьбе с наркоманией; - религия - важнейший компонент духовного развития человека; - специалист культуры как субъект социокультурных процессов общества. 2. Технологические микроструктуры используются в разнообразных формах социально-культурной работы и методах взаимодействия в процессе деятельности. Технологическое структурирование отдельных СКД представляет собой своеобразный организационный каркас, определяет путь, русло, обеспечивающее движение к цели, К примеру, каркасные сценарии в постреволюционных агитбригадах («Синие блузы», «Красные рубахи» и др.), разнообразных разговорных шоу, презентациях и многих других формах, имеющих жесткую структуру и возможность различных комбинаций основных элементов. В подобных технологических структурах обнаруживаются различные комбинационные элементы для разъяснения новой информации, ее закрепления, применения на практике, применения элементов творчества, получения обратной связи, контроля. Технологические микроструктуры также широко применяются в организации студийных, кружковых, секционных форм. 3. Следующая группа представляет собой технологические системные формообразования. Эта группа включает в себя социально-культурные технологии, основанные на передовой и новаторской практике, когда эффективность социокультурного процесса зависит от отказа от применения разрозненных, изолированных форм и использования, совокупных методико-технологических формообразований, вовлекающих посетителей учреждений культуры в систему активной деятельности, отношений и общения. Технологические системные формообразования используются при разработке какой-нибудь комплексной темы. Например, празднование Дня Победы предполагает устойчивую, последовательную систему форм деятельности, включающую: встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, солдатами-срочниками военной службы - походы по местам боевой славы - уход за памятниками и захоронениями павших бойцов - самостоятельные доклады и участие в конференциях, посвященных бессмертному подвигу советского народа - поисковую деятельность исследовательских отрядов - подготовку праздничных концертов, огоньков, благотворительных встреч и другие формы. Если рассматривать технологические формообразования в объединенной системе форм воспитательного педагогического взаимодействия в каких-либо коллективах, инициативных группах, объединениях, то ее можно представить в виде такой системы; первичный коллектив - проблемная социальная ситуация - выбор способов деятельности совместно с участниками. Технологические системы, объединенные в данной группе, представляют целесообразную подборку взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм, направленных на формирование общественно-значимых идеалов, системных знаний, умений, навыков, свойств личности и черт ее характера. 4. Технологический прием представляет собой частный способ решения конкретной социально-культурной задачи. Он входит в состав той или иной технологической системы. Так, в определенных формах - культурно-досуговых программах, - используя приемы драматургии, можно поставить программу как детективное расследование, волшебную или фольклорную сказку, мюзикл, театрализованный суд или иной жанр, диктуемый замыслом режиссера-постановщика. 5. Как крупные технологические структуры, так и технологические микроструктуры состоят из отдельных частей - целей, диагностики, методов, т.е. частей, называемых технологическими звеньями целостной структуры процесса. Все технологические звенья связаны между собой и находятся во взаимозависимости, и если потеряно хотя бы одно звено, вся деятельность становится неуправляемой, В то же время следует отметить, что каждое звено может иметь самостоятельное, самоценное педагогическое значение. Так, например, технологическое звено сообщения информации в форме «презентации» может стать самостоятельной я основной организационной основой социокультурного мероприятия. 6. К следующим технологическим структурам относятся методико-технологические цепочки. Они используются в творческой практике передовых работников социально-культурной сферы. Технологические цепочки представляют собой сумму взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих приемов, методов, способов, заданий, которые обеспечивают .отработку и закрепление различных знаний, умений, навыков, социально-значимых форм и привычек поведения. К ним относятся специально разработанные системы приемов и способов для отработки социально-значимых навыков через творческие работы - постановку спектаклей на актуальную тему, организацию выставки творческих работ, отражающих «острые» ситуации. Подобные задания, оригинальные способы применения полученного навыка выстраиваются в своеобразную методико-технологическую цепочку, формирующую определенный стиль деятельности. Режим работы кружков и коллективов художественной самодеятельности и народного творчества, формирование и работа с активом, система поручений и ответственных заданий, режим и распорядок деятельности учреждения культуры, оргкомитетов, художественных и общественных советов могут быть также выстроены в технологическую цепочку, отрабатывающую алгоритм активной общественной жизни, 7. Все чаще в социокультурной сфере стали применяться технологизированные формы учета результатов работы. Это своеобразные анкеты, листки отчетности, тесты, опросы, наблюдения, дневниковые записи, самоанализ выполненной работы и оценка ее качества. Такой учет позволяет провести своевременную коррекцию работы. Кроме того, он дает неоценимый опыт для аналогичных последующих мероприятий. 8. И, наконец, в социально-культурных технологиях важное место занимают технологические средства. Они могут быть включены в процесс как отдельные звенья (компьютеры, принтеры, сканеры, машинное программирование, разнообразные приборы и аппараты), так и в качестве самостоятельной технологической цепочки (компьютерные клубы, Интернет-кафе, разнообразные игротеки, основанные на современных технологиях и т.п.). Несколько иную классификацию социально-культурных технологий на уровне разработки и внедрения предлагает Е.И. Григорьева (Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.С. 16-19,), которая выделяет социально-культурные технологии в три большие группы: - крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона; - макротехнологии в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т. д,-, - микротехнологии, направленные на определенные общественные процессы и рассчитанные на участие в них небольших групп людей. Такая классификация, по' нашему мнению, носит слишком обобщающий характер и не раскрывает многообразие технологий, способов их построения, особенностей приемов, построение технологических цепочек, как это было представлено нами в уже рассмотренной выше классификации. В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сферу культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основные группы; общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников). 1. Общие технологии представляют собой группу технологий, ориентируемую на процессы, характерные для всей социально-культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности». 2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики) содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещения творчества, активного отдыха, спорта и развлечений)). 3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».
Данная классификация построена по методическому признаку, и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс. Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке:
В предложенной классификации автор подразделяют функциональные технологии на следующие группы: - технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности; - технологии самодеятельного творчества; - рекреативно-оздоровительные технологии. К дифференцированным технологиям исследователь относит:: - методику организации досуга детей и подростков; - методику молодежного досуга; - методику семейного досуга; - методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста. Подобная классификация охватывает лишь незначительное поле социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой н фактически отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов (см,: Киселева Т.Г., Красшьников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса, М,: МГУКИ, 2001) предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, современное логическое обоснование.
В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий: 1. Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы. - Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и её ресурсы в процессе досуга. Пятая группа технологий объединяет на основе историко-содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере. 2. По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп. Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие и просветительные технологии. Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа. Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественао-зрелищные. В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии -реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования. 3. Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых: Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде. Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические). В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей. 4. Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп, В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии. Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья. Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения. Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных вариантов классификации социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования личности, сферам общественной жизни и др. Важно понять, что они (классификации) позволяют выявить особенности технологического процесса, характерные приемы и способы проектирования и реализации, формы и методы, позволяющие наиболее эффективно реализовать задуманный проект, апробировать частные или общие нововведения, увидеть все многообразие социально-культурных технологий в более или менее собранном виде, понять, насколько освоено социально-культурное пространство, рассмотренное с разных точек зрения. Важно понять и то, что социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического (а мы добавим еще и управленческого) потенциала педагогики, а их четкая прикладная направленность привлекала к ним внимание педагогов во всем мире»1. Наука и практика социально-культурной деятельности не стоят на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки в научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции, цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности. В процессуально-описательном плане такие разработки нужны на уровне описания целей, задач содержания, средств, форм, методов для получения планируемых результатов. В процессуально-действенном они необходимы для осуществления технологического процесса с применением различных средств, форм и методов, технологических цепочек и звеньев.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 561. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |