Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




Термин «классификация» происходит от слова «класс» и озна­чает логическую систему внутренне подчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области, распределенных по группам, классам на основе учета общих признаков и закономерных связей ме­жду ними. В классификации возникает необходимость в тех отраслях знаний, которые обширны и нуждаются в определенной систематиза­ции. Примерами могут служить; классификация наук, классификация языков, классификация отраслей производства и т.д.

       Назрела необходимость в проведении классификации и в сфе­ре социально-культурных технологий, поскольку их широкий спектр и разнообразие, вызванные изменением в последнее десяти­летие социокультурной парадигмы, а в связи с этим - пересмотром и обновлением содержания СКД, поиском и разработкой новых подходов в решении как теоретических, так и практических задач, потребовалось появления новых, неизвестных раннее социокуль­турных технологий. Их появление обусловлено и тем, что значи­тельно расширилось социокультурное пространство (информаци­онное, культурное, образовательное, социально-защитное, реабили­тационное, профессиональное и др.), необходимое для глубокого изучения и освоения,

       В исследованиях, рассматривающих педагогические образова­тельные технологии (В,П. Беспалько, М,В, Кларин, В.Ю. Питюков, Г,К. Селевко, Б.Т. Лихачев и др,), предприняты попытки провести классификацию. Остановимся на некоторых из них, представляющих интерес для социокультурных технологий, так как некоторые подходы и системообразующие признаки в них являются отражением специфи­ки С1СГ.

       В этом смысле интерес для нас представляет классификация, разработанная Г,К, Селевко, который предлагает систему упорядоче­ния образовательных технологий, объединив их в следующие группы:

- по уровню применения;

- по философской основе;

- по ведущему фактору психического развития;

- по ориентации на личностные структуры;

- по характеру содержания и структуры;

- по типу организации и управления познавательной дея­тельностью.

       Не все группы, предложенные Селевко, применимы в соци­ально-культурной деятельности, поскольку не могут охватить всю совокупность социально-культурных технологий. Однако данная классификация может быть переосмыслена и использована в СКТ.

       Остановимся на классификации технологий, построенной по уровню применения (с учетом понимания технологии как целостно­го процесса - Б.Т. Лихачев), и рассмотрим их применительно к СКТ. Автор предлагает классифицировать технологии на следую­щие группы:

- крупные методико-технологические структуры;

- технологические микроструктуры;

- методика-технологические системные формообразования;

- технологические приемы;

- технологические звенья;

- методика-технологические цепочки;

- технологизированные формы учета результатов;

- технологические средства.

 

       1. К крупным методико-технологическим структурам относят структуру целостного технологического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; струк­турные звенья организации художественной, общественной и дру­гих видов деятельности. К ним можно отнести структуры целост­ных федеральных, региональных, местных социальнозначимых проектов и программ, в которых реализуются структурные блоки и звенья организации одного из направлений деятельности или отрас­ли знаний. Примером может служить разработанная отраслевая программа «Культура против наркотиков», разработанная коллек­тивом Московского государственного университета культуры и ис­кусств: Т.Г. Киселевой, А.Д. Жарковым, В.М. Чижиковьш,

       Разработанная программа включала следующие структурные составляющие:

- научная концепция программы «Культура против наркоти­ков»;

- анализ социальной почвы наркомании в социуме и общест­венное осознание проблемы наркомании как угрозы национальной' безопасности страны;

- социально-возрастная и демографическая дифференциация населения по глубине наркотического риска (детская среда, семья, молодежная группа),

- культура как важный фактор борьбы с наркоманией:

- молодежная субкультура и ее место в социальной консоли­дации против наркотиков;

- стимулирование социального творчества молодежи, подро­стков, детей;

- роль семьи в борьбе с наркоманией;

- религия - важнейший компонент духовного развития человека;

- специалист культуры как субъект социокультурных про­цессов общества.

       2. Технологические микроструктуры используются в разно­образных формах социально-культурной работы и методах взаимо­действия в процессе деятельности. Технологическое структуриро­вание отдельных СКД представляет собой своеобразный организа­ционный каркас, определяет путь, русло, обеспечивающее движе­ние к цели, К примеру, каркасные сценарии в постреволюционных агитбригадах («Синие блузы», «Красные рубахи» и др.), разнооб­разных разговорных шоу, презентациях и многих других формах, имеющих жесткую структуру и возможность различных комбина­ций основных элементов. В подобных технологических структурах обнаруживаются различные комбинационные элементы для разъяс­нения новой информации, ее закрепления, применения на практике, применения элементов творчества, получения обратной связи, кон­троля. Технологические микроструктуры также широко применя­ются в организации студийных, кружковых, секционных форм.

       3. Следующая группа представляет собой технологические системные формообразования. Эта группа включает в себя соци­ально-культурные технологии, основанные на передовой и новатор­ской практике, когда эффективность социокультурного процесса зависит от отказа от применения разрозненных, изолированных форм и использования, совокупных методико-технологических формообразований, вовлекающих посетителей учреждений культу­ры в систему активной деятельности, отношений и общения. Тех­нологические системные формообразования используются при раз­работке какой-нибудь комплексной темы. Например, празднование Дня Победы предполагает устойчивую, последовательную систему форм деятельности, включающую: встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, солдатами-срочниками военной службы - походы по местам боевой славы - уход за памятниками и захороне­ниями павших бойцов - самостоятельные доклады и участие в кон­ференциях, посвященных бессмертному подвигу советского народа - поисковую деятельность исследовательских отрядов - подготовку праздничных концертов, огоньков, благотворительных встреч и другие формы.

       Если рассматривать технологические формообразования в объединенной системе форм воспитательного педагогического взаимодействия в каких-либо коллективах, инициативных группах, объединениях, то ее можно представить в виде такой системы; пер­вичный коллектив - проблемная социальная ситуация - выбор спо­собов деятельности совместно с участниками.

       Технологические системы, объединенные в данной группе, представляют целесообразную подборку взаимосвязанных, после­довательно взаимодействующих форм, направленных на формиро­вание общественно-значимых идеалов, системных знаний, умений, навыков, свойств личности и черт ее характера.

       4. Технологический прием представляет собой частный спо­соб решения конкретной социально-культурной задачи. Он входит в состав той или иной технологической системы. Так, в определен­ных формах - культурно-досуговых программах, - используя прие­мы драматургии, можно поставить программу как детективное рас­следование, волшебную или фольклорную сказку, мюзикл, театра­лизованный суд или иной жанр, диктуемый замыслом режиссера-постановщика.

       5. Как крупные технологические структуры, так и техноло­гические микроструктуры состоят из отдельных частей - целей, ди­агностики, методов, т.е. частей, называемых технологическими звеньями целостной структуры процесса. Все технологические зве­нья связаны между собой и находятся во взаимозависимости, и если потеряно хотя бы одно звено, вся деятельность становится неуправ­ляемой, В то же время следует отметить, что каждое звено может иметь самостоятельное, самоценное педагогическое значение. Так, например, технологическое звено сообщения информации в форме «презентации» может стать самостоятельной я основной организа­ционной основой социокультурного мероприятия.

       6. К следующим технологическим структурам относятся методико-технологические цепочки. Они используются в творческой практике передовых работников социально-культурной сферы. Технологические цепочки представляют собой сумму взаимосвя­занных, последовательно взаимодействующих приемов, методов, способов, заданий, которые обеспечивают .отработку и закрепление различных знаний, умений, навыков, социально-значимых форм и привычек поведения. К ним относятся специально разработанные системы приемов и способов для отработки социально-значимых навыков через творческие работы - постановку спектаклей на акту­альную тему, организацию выставки творческих работ, отражаю­щих «острые» ситуации. Подобные задания, оригинальные способы применения полученного навыка выстраиваются в своеобразную методико-технологическую цепочку, формирующую определенный стиль деятельности. Режим работы кружков и коллективов художе­ственной самодеятельности и народного творчества, формирование и работа с активом, система поручений и ответственных заданий, режим и распорядок деятельности учреждения культуры, оргкоми­тетов, художественных и общественных советов могут быть также выстроены в технологическую цепочку, отрабатывающую алгоритм активной общественной жизни,

       7. Все чаще в социокультурной сфере стали применяться технологизированные формы учета результатов работы. Это свое­образные анкеты, листки отчетности, тесты, опросы, наблюдения, дневниковые записи, самоанализ выполненной работы и оценка ее качества. Такой учет позволяет провести своевременную коррек­цию работы. Кроме того, он дает неоценимый опыт для аналогич­ных последующих мероприятий.

       8. И, наконец, в социально-культурных технологиях важное место занимают технологические средства. Они могут быть вклю­чены в процесс как отдельные звенья (компьютеры, принтеры, ска­неры, машинное программирование, разнообразные приборы и ап­параты), так и в качестве самостоятельной технологической цепоч­ки (компьютерные клубы, Интернет-кафе, разнообразные игротеки, основанные на современных технологиях и т.п.).

       Несколько иную классификацию социально-культурных тех­нологий на уровне разработки и внедрения предлагает Е.И. Григорьева (Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.С. 16-19,), которая выделяет социально-культурные технологии в три большие группы:

- крупномасштабные технологии на уровне страны, респуб­лики, региона;

- макротехнологии в отдельных городах, трудовых объеди­нениях, социальных и общественных институтах и т. д,-,

- микротехнологии, направленные на определенные общест­венные процессы и рассчитанные на участие в них небольших групп людей.

       Такая классификация, по' нашему мнению, носит слишком обобщающий характер и не раскрывает многообразие технологий, способов их построения, особенностей приемов, построение техно­логических цепочек, как это было представлено нами в уже рас­смотренной выше классификации.

       В обозримом прошлом, когда социальные технологии пере­живали эпоху своего первоначального проникновения в сферу культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основные группы; общие, функциональные, или отраслевые и дифференциро­ванные (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников).

       1. Общие технологии представляют собой группу технологий, ориентируемую на процессы, характерные для всей социально-культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсаль­ные способы социально-культурной деятельности».

       2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики) содержат, по мнению авторов,        «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развиваю­щейся социально-культурной деятельности в области просвещения творчества, активного отдыха, спорта и развлечений)).

       3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологиче­ские блоки организации культурно-досуговой деятельности различ­ных социально-демографических групп населения».

 

       Данная классификация построена по методическому признаку, и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот пе­риод не было четкого определения обоих понятий, и часто они по­нимались как похожий или один и тот же процесс.

Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое по­нимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке:

 

       В предложенной классификации автор подразделяют функ­циональные технологии на следующие группы:

- технологии информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности;

- технологии самодеятельного творчества;

- рекреативно-оздоровительные технологии.

       К дифференцированным технологиям исследователь относит::

- методику организации досуга детей и подростков;

- методику молодежного досуга;

- методику семейного досуга;

- методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

       Подобная классификация охватывает лишь незначительное поле социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой н фактически отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозри­мое множество.

       Позднее коллектив авторов (см,: Киселева Т.Г., Красшьников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса, М,: МГУКИ, 2001) предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, современное логическое обоснование.

 

       В основу этой классификации положен ряд признаков, позво­ляющих охватить широкий спектр социально-культурных техноло­гий:

1. Историко-содержательный признак охватывает значитель­ную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на бо­лее мелкие подгруппы.

- Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: ме­дико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

       Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные тех­нологии, в которые включены технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культур­ных ценностей в современной среде.

       Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие тех­нологии, направленные на создание и развитие культурных ценно­стей, а также технологии творческого развития детей, подростков и взрослых,

       Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охра­няющие природную среду и её ресурсы в процессе досуга.

       Пятая группа технологий объединяет на основе историко-содержательного признака коммерческие и некоммерческие, марке­тинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономическо­го обеспечения в социально-культурной сфере.

       2. По функциональному или процессуальному признаку объе­динены еще несколько технологических подгрупп.

Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие и просветительные технологии.

Вторая включает информационно-рекламные и коммуника­тивные технологии

Творчески развивающие и формирующие технологии состав­ляют третью подгруппу функционального типа.

Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлека­тельно-игровые, художественао-зрелищные.

В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии -реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

Последнюю шестую подгруппу составляют технологии соци­ального прогнозирования, проектирования и творческого модели­рования.

       3. Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:

Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.

Специализированные, или групповые технологии, ориентиро­ванные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессио­нальные, конфессиональные, этнические).

В эту группу входят также массовые общедоступные техно­логии социально-культурной деятельности и технологии общест­венных связей.

       4. Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп,

В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадици­онные, или альтернативные, инновационные технологии.

Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществ­ляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, рас­пространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звень­ев или распространенные на весь процесс и его звенья.

Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.

Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных вариантов классификации социально-культурных технологий, и не­смотря на их многообразие и многозначность они все же не охваты­вают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования лич­ности, сферам общественной жизни и др. Важно понять, что они (классификации) позволяют выявить особенности технологического процесса, характерные приемы и способы проектирования и реали­зации, формы и методы, позволяющие наиболее эффективно реализовать задуманный проект, апробировать частные или общие ново­введения, увидеть все многообразие социально-культурных техно­логий в более или менее собранном виде, понять, насколько освое­но социально-культурное пространство, рассмотренное с разных точек зрения.

       Важно понять и то, что социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических техно­логий, должны быть «направлены на повышение прикладного, ор­ганизационно-методического (а мы добавим еще и управленческо­го) потенциала педагогики, а их четкая прикладная направленность привлекала к ним внимание педагогов во всем мире»1.

       Наука и практика социально-культурной деятельности не сто­ят на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки в научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции, цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятель­ности. В процессуально-описательном плане такие разработки нуж­ны на уровне описания целей, задач содержания, средств, форм, ме­тодов для получения планируемых результатов. В процессуально-действенном они необходимы для осуществления технологического процесса с применением различных средств, форм и методов, тех­нологических цепочек и звеньев.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 561.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...