Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о процессе развития личности.




Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - социальная характеристика человека. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильно вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс, характерной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Рассмотрим основные понятия.

Фактор (от лат. - делающий, производящий) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа.

Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, а социальное находит выражение в психическом, интеллектуальном росте.

Личность - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.

Социализация (личности) - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие, психическое (процессы восприятия, мышления и пр.) и социальное (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).

Развитие личности - одна из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, а педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека.

Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений, характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные, преобразование физических, психических и духовных характеристик личности.

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает.

Биологизаторский подход объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств (бихевиоризм, Э. Торндайк). Тестирование и деление на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями (по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретенный при жизни).

Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде (детей из разных социальных слоев надо учить по-разному).

Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием двух факторов: биологического (наследственность) социального (общество, семья, социальные институты). Природные данные составляют основу, возможность для развития, а преобладающее значение имеют социальные факторы, среди которых педагогическая наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка.

Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием.

Внутренние факторы развития личности: активность самой личности - ее чувства, воля, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Значение наследственности и среды в формировании личности.

Процесс и результат человеческого развития детерминируются совместным воздействием следующих факторов - наследственности, среды и воспитания.

 

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия, два способа существования человека.

Деятельность - форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. Основные виды деятельности - игра, учение, труд.

 

Особым видом деятельности человека является общение.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение - одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятором ее развития: общаясь с другими людьми , анализируя отношение других людей к себе, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания. «Единственная роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Виды общения

По составу участников:

Межличностное - деловое и личное общение в системе ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК; по характеру взаимоотношений: служебное, служебнотоварищеское, дружеское.

Личностно-групповое - деловое, как правило, общение в системе ЧЕЛОВЕК - ГРУППА; по характеру взаимоотношений: служебное и служебнотоварищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой.

Межгрупповое - деловое общение в системе ГРУППА - ГРУППА; контакт двух или нескольких общностей.

По степени опосредованности:

Непосредственное — общение «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.

Опосредованное - общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т. п.

По продолжительности: кратковременное и длительное.

По завершенности: законченное и незаконченное или прерванное.

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Коммуникативная сторона - обмен информацией между субъектами общения.

Интерактивная - построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.

Перцептивная - восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Они органически взаимосвязаны. Предметное взаимодействие порождает коммуникативное. Содержание коммуникативного аспекта составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами в связи с предметным взаимодействием. В предметное взаимодействие педагог и учащиеся могут вступать на уроке, в процессе подготовки и проведения мероприятий и т.д. Педагогический эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности - познавательной, художественной, трудовой и др., но и уровнем коммуникативного взаимодействия воспитателя с воспитанниками и последних - друг с другом.

Среди основных направлений коммуникативного взаимодействия можно выделить следующие: согласование и координирование предметной деятельности учителя и учащихся, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития; создание отношений совместимости, взаимопонимания, сопереживания; формирование культуры общения учащихся.

Проблема возрастных и индивидуальных различий.

Возрастная периодизация.

Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые отличают данного человека от других.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях (своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности).

Возрастная периодизация (педагогическая): 1) младенчество (до года); 2) преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный (от 3 до 6 лет); 4) младший школьный (6 - 10 лет); 5) средний школьный (10 - 14 лет); 6) старший школьный (14 - 17 лет). Основу данной периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно основываться на возрастных особенностях детей. Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.

Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности; переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменением положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.

Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...