Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МАРКЕТИНГВОЫ ТЕХНОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




       Опыт последних десятилетий показал, что в социально-культурной сфере одинаково успешно могут развиваться как классический, коммерческий (ориентированный на прибыль) маркетинг, так и маркетинг социальный, некоммерческий (нонпрофитный), преследующий цель более полного удовлетворения культурных потребностей населения. В силу общественной природы и самодеятельного характера социально-культурной деятельности, для нее более характерен маркетинг нонпрофитный (социальный).

       Как правила, коллективы социально-культурных учреждений представляют собой немногочисленные по количеству людей группы - 5-10 человек. Следовательно, из этой численности невозможно выделить людей или группу, которые бы занимались только маркетингом, равно как и создание культурных продуктов и услуг сложно дифференцировать на узких специалистов и менеджеров с ограниченными профессионально-ролевыми функциями, ибо они вместе, всем коллективом создают художественные продукты.

       Интегрированный маркетинг позволяет объединять усилия руководителя, специалистов (режиссера, сценариста, художника, музыканта и др.), менеджеров, технических работников, их таланты, творческие способности, умения и навыки не только на создание культурной программы, но и на ее реализацию потребителю.

       Классические маркетинговые концепции, связанные исключительно со сбытом товара (товарная, производственная, сбытовая и др.) постепенно трансформируются в новые представления о маркетинге, в т. ч. в коммуникационную концепцию активного использования общественных связей, политику интегрирования, партнерство всех участников процесса маркетинговых коммуникаций. Эти процессы должны курировать непосредственно руководитель учреждения культуры.

       Основные приемы коммуникации связаны с каналами распространения и передачи массовой информации. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция развития партнерских связей между учреждениями культуры и СМИ.

       На общем рынке СМИ представлены следующие участники: печатная пресса: газеты, журналы, рекламные издания; книжные издательства; радио; телевидение; Интернет.

       В условиях работы муниципального объединения особую роль играет сотрудничество коллектива с редакциями местных газет и журналов. Такое сотрудничество обусловлено объективными причинами: печатная информация относится к числу традиционных средств массовой информации, доверие к печатному слову очень высоко (особенно у старшего поколения); систематические печатные публикации позволяют сформировать банк данных, удобный для ретроспективного изучения деятельности учреждений культуры.

       Организация социально-культурной сферы, регулярно проводящая на своей базе разнообразные мероприятия, инициирующая их проведение в городе и области, готовой разрабатывать проекты новых мероприятий и акций совместно с редакцией, есть возможность стать постоянным ньюсмейкером муниципальных СМИ (Ньюсмейкер - человек, деятельность которого предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ. Ньюсмейкер – в переводе с английского буквально делатель новостей.). Это повысит узнаваемость учреждения и сформирует широкий круг лояльных лиц, которые однажды станут посетителями или приведут своих детей.

       С данным видом коммуникаций неразрывно связаны два понятия: реклама и паблисити. Реклама связана с использованием СМИ, в т. ч. интернет - ресурсов (сайтов, блогов и др.), и других специальных средств (например, рекламных щитов). Эти виды рекламы оплачивает спонсор - рекламодатель. В практике учреждения культуры чаще используются технологии паблисити.

       Паблисити не является персональным обращением к массовой аудитории, но производитель информации (в данном случае - библиотека) не платит за размещение информации о себе и своих действиях.

       Паблисити обычно происходит в форме сообщения новостей о продуктах или услугах учреждений социально-культурной сферы. Эти сведения или комментарии получают бесплатное газетное место или эфирное время, поскольку представители средств массовой информации заинтересованы своевременно, достоверно и в полной мере удовлетворить интерес своей аудитории к проходящим и будущим мероприятиям.

       Партнерские связи с редакциями периодических изданий позволяют подчеркнуть значение учреждений культуры в жизни муниципального объединения, познакомить широкую общественность с реалиями и перспективами социально-культурной деятельности, привлечь внимание к решению насущных проблем, способствовать привлечению новых пользователей, повысить престиж профессии.

       Предлагая средствам массовой информации сотрудничество, следует принимать во внимание: концепцию печатного СМИ (каково его кредо: как его можно коротко охарактеризовать, на кого оно ориентируется, какие темы регулярно рассматриваются, а какие - принципиально отклоняются); его имидж ("качественное" (новости и статьи основаны на фактах) или "желтое" (упор делается на эмоции читателя), популярно ли оно у населения, пользуется ли оно уважением, велика ли возможность искажения информации сотрудниками редакции); целевую аудиторию (кто читает, смотрит или слушает это СМИ); ценовую политику редакции (стоимость номера, где его можно приобрести, легко ли это сделать. Устанавливая определенные ценовые рамки, издатель определяет целевую аудиторию СМИ).

       Экспрессивный характер мероприятий РR, или "паблик рилейшнз", основывается на ряде специфических особенностей культурных коммуникации. Так, развитие коммуникативного канала "учреждение социально-культурной сферы - посетитель"во многом связано с развитием информационной грамотности пользователей, повышением их интеллектуальных возможностей. Высокая эффективность маркетинговых коммуникаций достигается благодаря технологиям, развивающимся во внешней и внутренней среде учреждение социально-культурной сферы.

       Создание сайтов или использование сайтов организаций-партнеров повсеместно входит в практику социокультурного маркетинга. Кроме того, в практику входит использование различного рода видеоматериалов. Уровень технической грамотности многих молодых специалистов организаций социально-культурной сферы позволяет им самостоятельно создавать такие материалы.

 

 

13. МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
281

14. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ярошенко
Методология (от метод и греч. λόγος - слово, понятие, учение) традиционно рассматривается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, либо как учение об этой системе.

К вопросам методологии исследования обращается каждый изучающий проблемы досуговой педагогики, теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Термин «методология» стал едва ли не самым популярным в нашей научной литературе. Ни один автор сколько-нибудь значительной работы не обходится без характеристики методологических основ, на которых строится его поиск, истолковываются полученные данные, конструируются нововведения. Но, к сожалению, большинство из авторов ограничиваются лишь упоминанием об исходных функциях методологического знания. В литературе еще не предпринимались попытки специального углубленного анализа методологии нашей теории, ее видоизменений.

Поэтому к числу наиболее важных проблем теории социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли педагогической науки, следует отнести уточнение ее методологии, состава методологического знания, категориального аппарата, основных понятий теории. Это связано с тем, что в настоящее время, как теоретики, так и практики не всегда могут ответить на вопрос, что значит методологическое обеспечение социально-культурной деятельности, какие методологические знания могут помочь выстроить педагогическую модель культурно-воспитательного процесса, адекватную современным условиям. Подтверждением этому может служить сам факт отсутствия в специальной литературе по теории социально-культурной деятельности развернутого определения методологии нашей науки. Хотя, по большому счету, это характерно для российской науки в целом, где сегодня подчас преобладает методологическая разноголосица, которую один из исследователей образно определил как «методологический сюрреализм»1.

Методология - ключевое понятие любой теории, в том числе и теории социально-культурной деятельности. Это общепризнанный факт. Однако даже в философии науки отсутствуют однозначное и окончательное определение методологии. Более того, спектр оттенков, которые характерны для понимания методологии в отечественной философской и педагогической науке, широк настолько, что в нем соседствуют подчас взаимоисключающие позиции. Одни авторы считают методологией только философскую проблематику, другие, сужая объем последней, рассматривают в качестве методологии лишь диалектику. Третья группа авторов трактуют методологию как частную философскую дисциплину, как совокупность гносеологических проблем, выделившихся из общей теории познания и имеющих своей целью специальный анализ научного знания. В этом смысле методология науки "является той частью гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания"2.

В начале XX столетия общая методология определялась, например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, как «отдел логики, посвященный учению о методах рациональных и эмпирических наук», а частная методология - как «рассмотрение видоизменений методов в той или другой науке, в зависимости от объектов этой науки»3.

Естественно, что современное представление о методологии существенно шире и не ограничивается лишь указанием на ее генетическую связь с логикой. Ушло в прошлое и разграничение на общую и частную методологию. Эта дихотомия сейчас формулируется как система разных по уровню понятий – методология и теория. Разграничение понятий методологии и теории необходимый элемент логико-структурного анализа философии науки. Основное различие этих понятий определяется спецификой предмета методологии и предмета теории.

Зачастую методологией называют все, что прежде относили к методике, к процедурам исследований, к методам познания — от абстрактно-теоретических, всеобщих до сугубо специальных, уникально-неповторимых, имеющих место в любых видах познавательной, технической, технологической, социальной и т.п. деятельности. Здесь допускается двойственность в понимании методологии: во-первых, она обозначает совокупность методов научного познания как таковых, во-вторых оно является учением об этих методах. Первое из этих значений отражает "онтологический аспект методологии, когда она выступает стороной самой научной действительности", второе - с той же мерой условности термина - "гносеологический ее аспект, когда она понимается как осознание, исследование этой действительности"1

Между тем, онтологический и гносеологический уровни методологии органически связаны между собой, хотя и представляют качественно различные измерения научной реальности.

Совокупность средств и методов научного познания (качества познающего субъекта, материально-технические и языковые средства и методы познания, познавательные процедуры и др.) в их функционировании образует относительно автономную систему, своего рода технологию научного познания. Именно она служит предметом самостоятельного анализа, осуществляемого методологией научного познания как научной дисциплины (онтологический аспект). При этом следует отметить, что методология является частью гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания (гносеологический аспект).

В XX веке происходил быстрый рост методологических исследований, превращение методологии в специализированную область философского знания. Заметно углублялось методологическое самосознание различных научных дисциплин. Особое влияние на развитие методологии оказывали процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и неклассических научных парадигм, появление множества новых дисциплин, усложнение предметного поля науки и ее исследовательских процедур.

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь, к началу XXI столетия, ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и, прежде всего - его содержательные основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методология отличается своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространённых является деление методологии на содержательную и формальную.

В содержательном плане методология затрагивает следующие аспекты - структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научной теорий; понятийный каркас науки и её отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности.

Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д.

В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания, и началось развитие методологии науки как самостоятельной области исследования, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приёмов, операций и форм научного познания.

Методология науки зарождается вместе с возникновением самой науки. Она — непременный ее работающий компонент, который может носить метафизический и диалектический, идеалистический и материалистический характер. В зависимости от этого она может раскрепощать, стимулировать процесс познания истины или уводить его в сторону, мешать ему.

Такой подход позволяет выделить несколько нетрадиционную трактовку методологии: "Если уж исходить из этимологии термина «методология» и учесть, что слово «метод» обозначает путь к чему-либо, а в науке это в первую очередь путь к истине, то методологию кратко можно определить как логику обоснования пути к истине при помощи фундаментальных, философских и общенаучных идей и понятий, методов и принципов"1.

Именно в этом смысле мы определяем методологию - как обоснование научного поиска, которое опирается на фундаментальные философские и общенаучные идеи, методы и принципы и обеспечивает взаимосвязь онтологического и гносеологического аспектов научного познания.

При этом мировоззрение выступает как предпосылка и основание методологии. Вся система методологического знания непременно включает в себя мировоззренческую интерпретацию оснований исследования и его результатов.

В теориях ориентированных на изучение социально-культурной практики этот положение приобретает решающее значение, ибо сам анализ явлений культуры не может быть проведен иначе как в координатах аксиологического, духовно-ценностного измерения. В действительности же невозможно создать такую всеохватывающую теорию методов. Так как нельзя создать науку, предметом которой будет все многообразие методов познания, исследовательских процедур, фактически оторванных от их исторически конкретной связи со своим содержанием, с теориями, концепциями, гипотезами, экспериментами и т. д.

Поскольку общая методология не в силах объяснить весь предельно широкий круг явлений действительности, то закономерно возникает вопрос о специальной методологии, о ее специфике, ее структуре и содержании.

Специальная методология теории социально-культурной деятельности отдельно не рассматривалась в научной литературе, поэтому необходимо дать предварительную, предельно обобщенную характеристику ее предмета, соотнесенного с предметом теории.

Применительно к интересующей нас социально-культурной проблематике, предмет методологии – это сама социально-культурная деятельность как отрасль педагогической науки, как самостоятельная система знаний, ибо в данном случае методология дает обоснование процессу и результатам исследования педагогических явлений в социально-культурной сфере; предмет теории – целенаправленный воспитательный процесс, который выстраивается в условиях социально-культурной деятельности.

Специальная методология выполняет все основные функции общей методологии на уровне специального знания, обеспечивая адекватное обоснование научного поиска, которое опирается на фундаментальные философские и общенаучные идеи, методы и принципы, реализацию онтологических и гносеологических исследовательских процедур.

Однако, специальная методология социально-культурной деятельности не является результатом прямой редукции общеметодологического уровня науки к специальному уровню. Здесь мы имеем дело с более сложным и методологически богатыми процедурами, которые в снятом виде включают в структуру специальной методологии все методологические основания более общего уровня.

Именно поэтому важно рассмотреть структуру методологии, дать ее интерпретацию применительно к задачам специальной науки, частной педагогической теории - теории социально-культурной деятельности.

 

Структура и состав методологии социально-культурной деятельности

 

Уровни в структуре методологии Состав методологии социально-культурной деятельности

Ценностно-целевой уровень

• социальные цели, влияющие на развитие воспитательной деятельности в сфере досуга; ориентация на цели гармонизации социального взаимодействия, приобщения развивающейся личности к ценностям культуры и др.
• философские основания - обобщенные философские идеи, определяющие сущность свободного развития личности в ее наилучших потенциях и дарованиях, творчества, социальной активности.

Инструментально-теоретический уровень

• понятийный аппарат - тезаурус базовых и периферийных понятий, в котором отражается специфика предметной области науки, а также присутствуют понятия из общенаучной, частнонаучных теорий (педагогика, психология, социология, теория досуга, теория культуры, социальная работа, менеджмент и др.), язык педагогической науки вообще,;
• научные представления о теории социально-культурной деятельности (т.е. знания о знаниях как отраженных в теории), об особенностях применения категорий, принципов и законов научного познания в исследовании социально-культурных явлений и процессов;

Технологический уровень

• методы научного исследования, как инструмент научного поиска, научного решения задач теории и практики социально-культурной деятельности;
• методы проектирования и прогнозирования социально-культурных процессов;
• принципы и методы,реализуемыев реальных ситуациях социально-культурной деятельности, социального воспитания в досуговых ситуациях;
• принципы и методы интерпретации результатов культурно-воспитательной деятельности и последствий внедрения инноваций;
• показатели и критерии эффективности качества результатов профессиональной деятельности работников социально-культурной сферы.

 

 

https://studfiles.net/preview/5239167/

 

15. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.

Проблема методического обеспечения - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности учреждений культуры. Острота проблем методического обеспечения объясняется усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением социально-культурной деятельности и ее практическим воплощением.

По мнению Морозовой Е.Я. под социально-культурной сферой надо понимать: «совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека».

Социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей.

Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.

Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.

Методическая деятельность - основа педагогической системы культурно-просветительной работы; она выступает внутренним регулятором воспитательного процесса, определяющим и разрабатывающим тактику, т.е. преобразует и переводит его в русло конкретной программы деятельности в форме планов, сценариев, разработок, рекомендаций.

Совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности. Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.

Методические решения и рекомендации должны быть основаны на глубоком анализе практической деятельности учреждений и достижений науки, т.е. быть результатом научно-исследовательской работы. Методическая деятельность призвана оперативно выявлять недостатки и недочеты в деятельности учреждений, своевременно оказывать консультативно-методическую помощь. Методические рекомендации должны способствовать качественному росту социально-культурных услуг. Дифференцированный подход в методическом обеспечении предполагает учет специфики типов и видов учреждений, технологических процессов и специализаций, а также условий деятельности учреждений.

Субъектом методического обеспечения является методист - интегрирующий носитель методических идей, создатель методических знаний и рекомендаций. Воздействие методиста на аудиторию социально-культурной деятельности опосредованно через практиков-специалистов. Поэтому требования к подготовке методистов высокие и охватывают уровень информационной, организационной и педагогической культуры.

Информационно-методическое обеспечение - это активная форма избирательного взаимодействия органов методического руководства с соответствующими обслуживаемыми категориями работников и организаций. Одной из проблем реализации этой функции является выявление субъективных и объективных специальных потребностей, удовлетворяемых сферой методического руководства культурно-просветительной работой. Чаще всего о такого рода потребностях судят пока еще интуитивно, спонтанно. В определенной степени этим обстоятельством можно объяснять существующую неудовлетворенность методическим обслуживанием и обеспечением.

Дальнейшее развитие функции информационно-методического обслуживания и обеспечения целесообразно вести в направлении разработки методик изучения профессиональных потребностей культурно-просветительных работников и учреждений и применения активных видов обслуживания, создания достаточных по объему и полноте отражения проблем и разнообразных видов, форм информационно-методического обслуживания.

Совершенствование функции информационно-методического обслуживания и обеспечения чрезвычайно важно, так как ее реализация выступает фактором дальнейшего развития характера потребностей культурно-просветительных учреждений. Методические органы ориентированы не только на удовлетворение запросов и потребностей, но и на их развитие, формирование, что приводит к необходимости разработки и внедрения более совершенных методов анализа состояния и проблем развития культурно-просветительной работы, техники экспериментальной работы, расширения номенклатуры информационно-методической продукция за счет введения новых форм обслуживания, в первую очередь путем создания документов обзорного типа о состоянии практики, ее проблемах и перспективах развития в целом в стране, в отдельных регионах, о тенденциях и факторах развития «профессиональной среды». Это могут быть прогностические оценки, аналитические справки, комментарии о результатах научных разработок, хроники передового опыта и рекомендации ученых и т.п. Формирование у специалистов потребностей в такого рода информации требует развития методов аналитической деятельности работников системы методического руководства, предъявляет новые требования к профессиональным качествам методистов. В связи с этим структура методических служб должна быть особой, в частности на высших уровнях методического руководства. Здесь следует в большей степени привлекать ученых, специалистов-экспертов, референтов. Именно они наряду с методистами должны составлять ядро центров анализа состояния и прогнозов развития методики культурно-просветительной работы и нести ответственность за своевременность информации о важных событиях в этой области, за их последовательное, объективное и надежное истолкование.

Обслуживание специалистов культурно-просветительных учреждений создает реальную возможность влиять и воздействовать на всю профессиональную среду в сфере культурно-просветительной работы. Расширение круга объектов методического обслуживания и обеспечения в связи с созданием культурно-спортивных комплексов, включение в него не только клубных учреждений и учреждений культуры, но и спортивных, необходимость дальнейшего развития видов методического труда - все эти факторы отражают направления дальнейшего развития функции методического обслуживания и обеспечения.

Можно выделить два основных вида функций методического руководства культурно-просветительной работой: общие и специфические. Специфические функции:

Познавательная функция методического руководства позволяет накапливать знания о методике культурно-просветительной работы;

Функции внедрения. Она выполняет роль посредника между субъектом и объектом методического руководства, между методистом и работником учреждения, организующего досуг, между наукой и практикой. Функция внедрения включает в себя две подфункции: информационно-методического обслуживания и стимулирования.

Каждая специфическая функция претворяется в жизнь посредством основных направлений методической работы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...