Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основной текст учебного элемента




1.2.1.Социальный статус как отражение способа взаимодействия ребенка с обстоятельствами в ситуации

1.2.2. Статусы ребенка в обществе: предписанные и достигаемые

1.2.3. Статусы ребенка в межличностных отношениях: предписанные и достигаемые

1.2.4. Показатели социального статуса ребенка

1.2.5. Процесс преобразования социально опасной ситуации как процесс преобразования социального статуса ребенка

1.2.6. Преобразование социального статуса как условие достижения более высоких результатов, связанных с формированием духовности

Ситуация, представляющая основные проблемы элемента. Ниже представлено описание социально опасной ситуации подростка. Предлагаем по мере  изучения текста учебного элемента возвращаться к ситуации с целью осмысления основных понятий проблемы: социальный статус подростка, предписанный законодательством, статус, предписанный ситуацией, статус, достигаемый подростком.

Сережа Н.,подросток 15 лет, воспитывался в полной семье, состоящей матери, бабушки, сестры. Стиль и тон отношений в семье задавал отец, ведущий себя со всеми членами семьи по авторитарному образцу. В семье никто не пил, не курил. На день составлялось «расписание дел», вечером все должны были доложить отцу о проделанных видах домашней работы, о встречах, о событиях и т.д. Мать должна была вставать утром за час до ухода отца на работу, подавать завтрак на накрахмаленной скатерти, сидеть за столом молча, ожидая приказаний мужа. Дети не имели права завтракать вместе с отцом, только после него. К вечернему приходу отца все готовились. Сыну и дочери следовало положить дневники на стол и пригото­виться к беседе о том, что случилось в школе. О каждом шаге необходимо было докладывать отцу. Отец при этом, как правило, сидел, сын и дочь стояли. За все поступки, совершенные без ведома отца (посещение одноклассников, просмотр запрещенного отцом видеофильма, незапланированная игра на улице и др.), дети наказывались долгими выгово­рами, оставлением без еды, физическими наказаниями.

Стараясь угодить отцу, Сережа хорошо учился, много времени проводил за учебниками, переживал за оценки. В школе считалось, что подросток, имеющий положительные оценки и не совершающий никаких проступков, вполне нормально развивается. Тот факт, что он не имеет друзей среди сверстников, всегда озабочен и угрюм, никого не заботил.

В возрасте 13 лет у подростка начались поведенческие «срывы». Получив неудовлетворительную оценку по математике, Сережа спрятал дневник, разговаривая с отцом по поводу плохой оценки, первый раз «взорвался», на­грубил отцу, за что был физически наказан. Увлекшись музыкой, украл у матери деньги, купил на них плеер, стал слушать музыку на чердаке дома, был уличен отцом и снова физически наказан.

Развязка ситуации наступила внезапно. Сам Сережа рассказывал о ней так: «Я опоздал на автобус и понял, что не смогу доехать домой до 10-ти часов, что отец мне этого не простит, и между нами могут возникнуть неприятности. Положение усугублялось тем, что я отлучился из дома само­вольно, не спланировав предварительно нужную мне встречу и не спросив разрешения у отца. Все это грозило мне большими неприятностями. Приближаясь к дому, я находился «на взводе». Все во мне трепетало. Позвонив в дверь и увидев отца с каким-то ремнем в руках, очевидно предназначенным для того, чтобы бить меня, я выхватил этот ремень и стал разбивать им все в квартире. Я опомнился только тогда, когда увидел, что отец спрятался от меня в ванной. Это совершенно перевернуло во мне отно­шение к нему. Бросив ремень, я наговорил ему грубостей, сказал, что он -негодяй, что я не позволю издеваться над собой, что я буду делать то, что я хочу».

После этого случая Сережа зажил вольной жизнью. Он перестал посещать школу, большую часть времени проводил на улице, возвращался домой, чтобы поесть и поспать. В присутствии отца специально курил, матерился и выпивал. На улице у него появились друзья, они приняли его в свою компа­нию, через некоторое время он стал в этой компании лидировать. За деяния, связанные с катанием на чужих автомобилях и мелкое воровство, подросток был поставлен на учет.

Долгие беседы с подростком побудили его вернуться к семье и посещать школу. Сам Сережа говорит об этом так: «Я вернулся домой, потому что мне бабушку и маму, потому что я хочу доказать отцу, что нельзя издеваться над близкими, и еще я хочу защитить свою сестру, которая его боится».

 

В процессе работы над содержанием учебного элемента ответьте на вопросы:

1.Как можно охарактеризовать статус подростка, предписанный ему семейными и школьными отношениями?

2.Как положение в системе отношений отразилось на социальном развитии подростка?

3.Можно ли считать положение подростка в системе отношений фактором риска?

4.Каким образом подросток преодолел предписанный социальный статус, в чем выразилась новизна статуса, достигнутого им благодаря личным усилиям?

5.Как отразилось новое положение подростка в системе отношений на его социальном развитии?

 

1.2.1. Социальный статус подростка как основополагающее звено ситуации. Выше мы говорили о том, что характеристика социально опасной ситуации будет неполной, если не сбудет рассматриваться характер взаимодействия подростка с обстоятельствами жизни, представленными в ситуации.Мера их влияния на социальное развитие подростка отражается в понятии социального статуса.

Под социальным статусом в науке понимается положение человека (подростка) в системе общественных и межличностных отношений, способ взаимодействия с обстоятельствами жизни, определяющий направление его развития.

 

1.2.2. Социальные   статусы ребенка (подростка) в обществе: предписанные и достигаемые. Следует различать предписанные и достигаемые социальные статусы. Социальные статусы, предписанные ребенку, выступают как результаты процессов институционализаци. Они формируются автоматически в силу рождения в определенном социальном слое, группе, классе и могут передаваться «по наследству» от родителей к детям.

Понятие предписанного социального статуса.

На разных этапах исторического развития ребенку предписывалось определенное поведение, зависящее от сословной принадлежности, от конфессиональной принадлежности; пола и возраста. Предписанный соци­альный статус определял допустимые с точки зрения общества формы поведения и уровни образования ребенка дворянина и крестьянина,, мальчика и девочки, православного и мусульманина. Определяя статусы ребенка, предписанные ребенку обществом, обыкновенно рассматривают:

- зависимость его от принадлежности его социальному слою, конфессио­нальной группе (какова специфика социализации в зависимости от принад­лежности ребенка слою, группе, в рамках которых организуются процессы социально-педагогической поддержки, воспитания и образования);

- зависимость его от возраста (как долго ребенку позволено быть ребенком и социализироваться в системе целенаправленного воспитания и образования, на каком году жизни заканчивается детство и начинается взрослая жизнь, определяющая иное направление социализации);

- зависимость его от пола (какие формы социализации допустимы для женского пола, какие - для мужского пола).

Предписанные ребенку (подростку) статусы обыкновенно закрепляются рядом государственных документов. В них отражаются обязанности государ­ства, семьи и общества по отношению к ребенку, раскрываются механизмы реализации прав ребенка на воспитание и образование.

В качестве исторического примера приведем выдержки из законодательства Российской Империи первой половины XIX века, ориентированного на закрепление сословного статуса, препятствующего вы­ходу ребенка за рамки сословных ограничений.

Цитата из «Рескрипта об основах нового устройства учебных заведений»: «....необходимо .... чтобы каждый … приобретал познания, наиболее для него нужные...не стремился чрез меру возвыситься над тем положением, в коем, по обыкновенному течению дел, ему суждено оставаться...» [История, с. 136 -137].                                 

Понятие достигаемого социального статуса. Социальные статусы, дости­гаемые ребенком в процессе жизнедеятельности, отражают внутренние потенции самого ребенка, формирующего свой социальный статус.

С одной стороны, история знает немало личностей, стремящихся вырваться из законодательно предписанных позиций, преодолеть сословные, возрастные, половые ограничения, занять положение в обществе, адекватное личностным потенциям. (Примером может служить стремление прогрессив­ных деятелей первой половины XIX века уравнять в правах на образование детей разных сословий, борьба женщин второй половины XIX века за право на высшее образование и др.).

С другой стороны, есть немало примеров, говорящих о том, что предписанные ребенку государственным законодательством социальные статусы не всегда подкрепляются практическими механизмами их реализации. В настоящее время далеко не все граждане страны (в том числе подростки) имеют возможность реализовать свое право на жизнь, здоровье, образование, труд, социальную активность, то есть достичь законодательно предписанных социальных статусов.

1.2.3. Социальные статусы ребенка (подростка) в межличностных отношениях: предписанные и достигаемые. Статус ребенка в решающей мере зависит от межличностных отношений, складывающихся в семье, ближайшем социальном окружении,     от процессов поддержки, воспитания и образования ребенка, осуществляемых значимыми взрослыми.

Авторитарные системы поддержки, воспитания и образования предполагают подчиненное положение ребенка в отношениях с родителями и учителями, безоговорочное послушание ребенка, отсутствие выбора, сковывание инициативы. В этой системе ребенок должен придерживаться предписанного родителями статуса. Социально опасная ситуация предписывает ребенку неполноценные статусы в системе межличностных отношений. Отношения, играющие исключительно важную роль в развитии могут настолько ослабевать, что ребенок выходит за рамки значимых взаимодействий в семье и школе, пополняя группы детей, статус которых в обществе обозначен понятиями беспризорности и безнадзорности.

 Свободные системы поддержки, воспитания и образования предполагают равноправное отношение ребенка и родителей, возможность действовать самостоятельно, осуществлять выбор, проявлять инициативу. В этой системе ребенок имеет возможность формировать свой статус, отталкиваясь от собственных потенций.

Достигаемые статусы выступают как результат усилий ребенка, преодолевающего предписанный статус, выходящего за его рамки сложившихся отношений. Ребенок, находящийся в социально опасной ситуации, обладающий характеристикой жизнестойкости, может, преодолевая предписанный ему статус, достичь высоких результатов развития.

Социальный статус ребенка отличается от социального статуса взрослого. Защита его прав на жизнь, здоровье, образование, социальную активность выступает необходимой предпосылкой развития способности стать самостоятельной личностью и тем самым преобразовать статус зависимости от взрослого в статус независимости, эмансипации от старшего поколения.

 

Под социальным статусом будем понимать положение ребенка (подростка) системе значимых межличностных отношений, зависящее от характера его взаимодействия с обстоятельствами, представленными в ситуации, то есть от степени выраженности характеристик «жизнестойкости-уязвимости».

1.2.4. Показатели социального статуса ребенка (подростка).Есть две группы показателей социального статуса ребенка (подростка).

Во-первых, социальный статус выявляется через анализ отношений к подростку значимых для него людей (родителей, учителей, сверстников).

Пример ситуации: подросток Денис Н. (десять лет) вошел на перемене в класс и положил на один из столов свой ранец. Через минуту в кабинет вошла группа девочек - одноклассниц. Одна из них резким движением смахнула ранец Дениса на пол со словами: «Сказала же я тебе, что не буду с тобой сидеть». Содержимое ранца рассыпалось. Прозвенел звонок. Денис быстро собрал ранец, сел на свободное место. Вошел учитель, оглядел класс, обратился к Денису: «Мне это, в конце концов, надоело; я же сказал тебе, чтобы ты сидел за второй партой, сколько раз надо это повторять, дай дневник».

Во-вторых, социальный статус определяется отношением самого подростка к положению в системе значимых отношений.

Продолжение ситуации. Денис, вместо того, чтобы дать учителю дневник, схватив портфель, выбежал из класса. На остальные уроки он не явился. На следующий день в школу пришла расстроенная мать. Она рассказала учи­телю, что Денис явился домой после девяти часов вечера, угрюмо молчал. Мать, расстроенная ситуацией, безуспешно пыталась выяснить причину случившегося. Обыкновенно доверчивый и ласковый Денис нагрубил матери, ночью он плакал, утром наотрез отказался идти в школу.

Перечислим те проявления, которые может пронаблюдать и проанализи­ровать социальный педагог в этом конкретном случае: поступки подростка, переживания подростка, мотивировки по поводу поступков и переживаний.

Анализируя эти проявления, мы можем судить о том, как осознает ребенок (подросток) свое положение в системе значимых отношений; как переживает ребенок (подросток) свое положение в системе значимых отношений, в данном случае - в системе школьных отношений; в какой сте­пени он «уязвим - жизнестоек» по отношению к ситуации; в какой степени он стремится к изменению ситуации. В совокупности эти проявления могут привести к пониманию мотивации, самооценки и других внутренних побудителей общей линии поведения ребенка. Анализируя эти проявления на разных этапах преобразования ситуации, социальный педагог может уточнять задачи и корректировать процессы достижения поставленных це­лей.

Таким, образом, положение в системе значимых отношений является отражением характера взаимодействия подростка и обстоятельств, которое рассматривается психологами и педагогами как сущностная характеристика ситуации. Это положение относительно легко фиксируется в реальной жизнедеятельности подростка и может быть понято через поступки, пережи­вания, мотивировки ребенка.

 

1.2.5.Процесс преобразования социально опасной ситуации как про­цесс преобразования статуса подростка в отношениях. Следует подчеркнуть, что подросток сам так или иначе пытается найти выход из того тупика, который предписан ему сложившейся ситуацией. Он бунтует против отношений, ущемляющих его достоинство, отказывается от навязанных ему форм воспитания и образования, против насилия над его мыслями, чувствами, телом. Одной из крайних форм протеста является побег из семьи и жизнь на улице. Это происходит в тех случаях, когда не срабатывает первичная профилактика.

Процесс преобразования социально опасной ситуации можно рассматривать

- как процесс преобразования статуса подростка, предписанного ему трудными жизненными обстоятельствами,

- как движение от статуса, предписанного обстоятельствами, к статусу, достигаемому посредством изменения способа взаимодействия с обстоятельствами.

Собственно, технология преобразования социально опасной ситуации может быть обозначена как технология преобразования положения подростка в системе значимых отношений. При этом показателями преобразования выступает изменения в поступках, переживаниях, мотивировках, сигнализирующих о преодолении обстоятельств и усилении жизнестойкости.

В повседневной жизни подросток действует в ограниченном круге повторяющихся ситуаций. Социальный педагог, работающий над преобразованием социально опасной ситуации, ориентирован на изменение травмирующих обстоятельств жизни подростка. Он не всегда может изменить в полном объеме параметры  ситуации, препятствующие полноценному развитию ребенка (трудно заставить мать, бросившую ребенка, полюбить его, побудить отца не пить и т.д.). Но можно попытаться изменить статус подростка, предписанный ему неблагоприятными обстоятельствами, посредством актуализации внутренних потенций подростка, изменения части обстоятельств в ближайшем окружении, или на основе выхода за рамки ситуации в более широкое социальное пространство.

 

1.2.6. Преобразование социального статуса как условие достижения более высоких результатов, связанных с формированием духовности.Отметим, что измененный социальный статус можно рассматривать как некоторый ­результат социального развития и как предпосылку дальнейшего развития,связанного с более высокими результатами, которые трудно поддаютсяконкретизации, стандартизации. Имеется в виду поиск ребенком (подростком) смысла жизни, обращение его к духовным детерминантам собственной жизни, потребность нравственного самосовершенствования. Расширяяпространство деятельности и отношений, выводя подростка за пределы сложившейся ситуации, социальный педагог дает ему возможность приобрести иной опыт жизненных отношений, и, возможно, сделать выбор впользупоследних.                                                   

Таким образом, изменение статуса выступает: с одной стороны, как важ­ный результат преобразования ситуации, который может быть четко обозначен и оценен, - с другой стороны, - как важное условие, обеспечи­вающее духовное развитие ребенка, которое не может быть выражено в конкретных единицах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...