Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные характеристики социально-опасной ситуации подростка




 

Основные задачи:

содействие становлению специальной компетентности социального педагога на основе формирования:

знаний: о сущности социально-опасной или трудной жизненной ситуации подростка, о факторах риска, осложняющих ситуацию развития подростка, о компенсаторных факторах среды, способных оздоровить ситуацию развития подростка; о сущности взаимодействия подростка со средовыми факторами как основополагающем звене социально опасной ситуации, задающего направление его социальному развитию; умений: анализировать социально опасную ситуацию, оценивать позицию подростка в обстоятельствах, предлагать пути входа из ситуации и аргументировать их; ценностных позиций во взаимоотношениях с подростком, находящимся в трудной жизненной ситуации; практического опыта вхождения в социально опасную ситуацию с целью ее преобразования.

 

                        Основной текст учебного элемента

1.1.1.Понятие ситуации в науках о человеке

1.1.2. Социально опасная ситуация с позиции современного законода­тельства

1.1.3.Психологические факторы риска в ситуации

1.1.4.Педагогические факторы риска в ситуации

1.1.5.Взаимодействие ребенка со средой - основополагающее звено соци­ально опасной ситуации

1.1.6.«Жизнестойкость — уязвимость» ребенка в ситуации как показатель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами

1.1.8.Мягкие технологии, осуществляемые в русле поддержки и сопрово­ждения

 

Ситуация, представляющая основные проблемы элемента. Ниже представлено описание социально опасной ситуации подростка. Предлагаем по мере изучения текста учебного элемента возвращаться к ситуации с целью освоения основных понятий проблемы: социально опасная ситуация, факторы риска в ситуации, компенсаторные факторы ситуации, взаимодействие подростка с обстоятельствами ситуации, жизнестойкость - уязвимость подростка в ситуации.

 

Анатолий К. до 10 лет жил в семье с матерью и отцом. Семья была вполне благополучная, дружная, основанная на любви, теплых чувствах и ответственности друг перед другом. Отец - дальнобойщик обеспечивал, мать - домохозяйка воспитывала сына. Анатолий посещал детский сад, затем поступил в  школу - гимназию, занимался дополнительно английским языком, был записан в класс аккордеона. Учился средне, имел хорошие отношения с учителями и одноклассниками. Активно участвовал во всех делах класса. По характеристике учителя начальных классов был жизнерадостным, открытым, доверчивым.

Ситуация резко изменилась после трагической смерти отца. Анатолию исполнилось 8 лет. Мать, не имеющая образования и опыта какой-либо деятельности, не смогла устроиться на работу, оплачиваемую в такой степени, прокормить себя и сына и продолжить его образование. Анатолий после смерти отца замкнулся, стал раздражителен и груб с матерью. Мать, скрывая свое бедственное положение и не имея возможности оплачивать некоторые услуги, предоставляемые гимназией, перевела сына в обычную школу. Попутно Анатолий перестал посещать занятия в системе дополнительного образования. Переход в новую школу прошел для него болезненно. С учителями сложились конфликтные отношения, друзей в новой школе не приобрел, предпочитая встречаться с некоторыми бывшими одноклассниками. Успеваемость резко снизилась.

Ситуация еще раз обострилась, когда мать, пытаясь изменить положение, второй раз замуж. Анатолию в это время исполнилось 12 лет. Отчим оказался человеком грубым, склонным к выпивке и дракам. Подросток воспринял ситуацию резко отрицательно, замкнулся в себе, с отчимом не разговаривал, защищал мать. После рождения брата, когда мать находилась в родовспомогательном учреждении, не желая находиться с отчимом в отсут­ствии матери, ушел на четыре дня из дома, все это время находился в семье одноклассника из первой школы. Домой его привели родители друга. Они имели продолжительный разговор с матерью подростка, с отчимом разговора не получилось.                                   Второй брак распался через два года. Мать потеряла интерес к жизни, перестала следить за собой и детьми, изредка стала выпивать. Положение в семье стало невыносимым. Анатолию в это время исполнилось 14 лет. Примерно через полгода после ухода отчима он постепенно стал брать на себя обязанности, с которыми не справлялась мать. Он стал ухаживать за ребенком, побуждать мать к поиску работы. Нашел ей по объявлению работу уборщицы, стал вместе с нею выполнять обязанности по уборке девятиэтажного дома, договорился с работодателем, что деньги он будет от­давать матери в присутствии сына, чтобы можно было предотвратить выпивку. Подросток стал сам распределять заработанные деньги таким образом, чтобы хватило на оплату детского сада и питание. Он стал активно влиять на мать, требовать, чтобы она привела все в порядок в доме, следила за внешним видом своим и брата. Мать стала подчиняться сыну, постоянно говорила ему, что в нем ее спасение. Однако пьянства в полной мере преодолеть не смогла.

В школе дела Анатолия шли плохо. Он не бросил школу, присутствовал на всех уроках, дисциплину не нарушал, однако успехов ни в одном предмете не показывал, с одноклассниками вел себя отчужденно, с учителями на контакт не шел, с некоторыми вел себя грубо. Несколько раз одноклассники были свидетелями пьянства его матери. Пережив эту ситуацию и остро болея за мать, Анатолий перестал посещать школу. Однако, услышав, что ее могут лишить материнских прав, вернулся.

После окончания школы поступил в ПТУ. Считается перспективным учащимся, его столярные работы были отправлены на выставку достижений, был поощрен наградой и денежной премией. Учится Анатолий неровно, од­нако, с учителями и мастерами у него хорошие отношения. Продолжает дру­жить со своим одноклассником из первой школы.

Мечтает стать как отец водителем - дальнобойщиком, считает, что профессия, полученная в ПТУ, поможет, ему в жизни, будет подспорьем в заработке. В настоящее время пытается решить сложный вопрос: кто будет поддерживать и контролировать мать и заботиться о младшем брате, когда его призовут в армию.

 

По мере ознакомления с материалом модуля ответьте на вопросы:

1. Какие факторы в ситуации, развития подростка можно назвать факторами риска?

2.Какие факторы в ситуации развития подростка можно назвать компенсаторными?

З.Как можно охарактеризовать личность подростка с позиции «жизнестойкости- уязвимости»?                                 

4.Можно ли отнести Анатолия в категорию безнадзорных подростков улицы?

5.Что способствовало удержанию подростка в семье?

 

 1.1.1. Понятие ситуации в науках о человеке. В настоящее время не ситуации широко используются в различных науках о человеке. В литературе проанализированы и охарактеризованы понятия: конкретно-историческая ситуация, жизненная ситуация, социальная ситуация развития, проблемная ситуация, конфликтная ситуация.

Понятие ситуации давно укоренились в философии (человеческая ситуация у Э. Фромма), в социологии (общественная ситуация у П. Щепаньского), в психологии (социальная ситуация развития у Л.С. Выготского), в педагогике (педагог творит ситуацию - у Б.П. Битинаса). Существуют интересные попытки понятие личности через анализ понятия ситуаций (у Салливена: личность - стойкий образец повторяемых межличностных ситуаций, который характеризует жизнь человека).                                 

Понятие социальной ситуации развития ребенка является органической частью культурно-исторической теории развития поведения и психики человека Л.С. Выготского. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека следует искать в культуре, которая является продуктом социальной жизни людей и их общественной деятельности. Поэтому основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации жизнедеятельности. Автор особенно подчеркивал мысль о том, что ребенок в социальной ситуации развития ведет себя активно. Именно мера его активности определяет меру влияния на него внешних параметров ситуации.

Эти идеи представлены в трудах современных психологов, которые называют себя ситуационистами. Они говорят о себе: «Социальные психологи - практики просто обречены быть ситуационистами» [К. Левин, с. 48]. Выделим из трудов ситуационистов важные для анализа социально опасной ситуации идеи.

Во-первых, они говорят о сильном детерминирующем влияний на чело­века непосредственной социальной ситуации, в которой он находится. По их мнению, социальный контекст, в  котором находится человек «здесь и сейчас», порождает «мощные силы», стимулирующие или ограничивающие его поведение.                                                                    

Цитата: «Человек....с самого детства формируется социальной ситуацией, все его поведение, поступки, цели, уровень притязаний, эмоциональные реакции и т.д. определяются социальными влияниями» [Н.В. Гришина, с.49].

Во-вторых, они полагают, что поведение человека выступает как резуль­тат его взаимодействия с ситуацией.

Цитаты: люди... «активно выбирают ситуации».... они «способны изменять ситуации, в которых им случается оказаться».... они «трансформируют их своим присутствием, своими манерами, своим поведением» [Нисбетт, Росс, с.257]; «... мы должны попытаться распознать, к какой категории относят ту или иную ситуацию сами ее участники, что в свою очередь потребует извлечения на свет Божий всего их предшествую­щего опыта, а так же представлений о мире, которых они придерживаются в настоящее время» [там же, с.121].

В третьих, ситуационисты особо подчеркивают значимость субъективной интерпретации ситуации. Поэтому они предлагают ситуационные и собственно личностные факторы поведения рассматривать в неразрывном единстве

Цитата: «Мы берем на себя смелость утверждать, что каким бы количеством информации об объективных подробностях поведения в данной ситуации мы ни располагали, это не позволило бы нам предсказать поведе­ние ее участников в будущем. Только зная или верно угадывая субъективное значение происходящего, мы смогли бы определить, почему они повели себя именно так, как это произошло на самом деле» [Нисбет, Росс, с.121].

В четвертых, ситуационисты считают, что следует проявлять интерес к внешне незначительным, но внутренне важным деталям ситуации, которые обозначаются термином «канальные факторы ситуации». Канальные факторы побуждают человека к действию, они могут выступать как препоны на пути поведения. «Деталь» ситуации может послужить поводом для поступка, переживания человека.

Понятие «ситуация» органично вписывается в понятийный аппарат формирую­щейся науки - социальной педагогики. Ситуация выступает как область социальных проблем ребенка, поле его жизнедеятельности, среда, способствующая или препятствующая социальному развитию, арена для проявления личностных потребностей, интересов и эмоций. Это особая область «со-бытия» ребенка с другими, значимыми лицами. В поле зрения социального педагога находится реальная ситуация нарушенных связей и образ ситуации будущего. Фактом своего вхождения в нее он формирует преобразующую ситуацию. Преобразование ситуа­ции - это сложный процесс, протекающий в пространстве жизнедеятельности ребенка, во времени, которое необходимо для ее оздоровления. Нарушенные отношения в микросреде имеют разную степень влияния на ребенка. В зависимости от их укоренения во внутреннем мире ребенка можно условно выделить несколько уровней травмирующей ситуации, требующей, соответственно, усиления в ней процессов поддержки ребенка, вовлечения в процесс значимых лиц из социального окружения. В этом смысле социальные работники могут сказать о себе также как психологи: обречены быть ситуационистами».

1.1.2. Социально опасная ситуация с позиции современного законодательства.   В законах, обращенных к работникам социальной и образовательной сферы, употребляются, главным образом, два определения ситуации: трудная жизненная ситуация и социально опасная ситуация. Признаки этих ситуаций, согласно документам, адресованным социальным педагогам, совпадают. Трудной жизненной или социально опасной ситуацией считается такая, которая соответствует нескольким признакам: она объективно нарушает жизнедеятельность человека, человек не может преодолеть эту ситуацию самостоятельно, ситуация является основанием для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти по оказанию поддержки ребенку [М.С. Мартынова, с.36-37].

Выше представлена характеристика ситуации, позволяющая конкретизировать выделенные признаки и поразмышлять о сложном взаимодействии подростка с социально неблагоприятной средой.

Согласно законам, задача социального педагога состоит в преобразовании социально опасной ситуации в такой степени, чтобы: она содействовала полноценной жизнедеятельности ребенка (первый признак), ребенок (подросток) ощутил в себе силы для преобразования ситуации (второй признак). Этомудолжен способствовать комплекс социально-педагогических технологий, ориентированных на преобразование ситуации. Понятие трудной жизненной или социально опасной ситуации выступает как критерий в различении положения детей, нуждающихся в помощи со стороны государства и не нуждающихся в таковой (третий признак).

Цитата: «Выдвижение этого понятая, с точки зрения законодателя, способствует формированию нормы, определяющей необходимость адресного проявления внимания по отношению к тем, кто действительно нуждается в поддержке и защите со стороны органов и организаций, призванных государством обеспечивать защиту детей и их интересов» [М.С. Мартынова, с. 37].

Социально-педагогическая работа с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации, опирается на совокупность правовых норм и процедур, содержащихся в федеральных законах и программах, обязательных для исполнения на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Цитата. В дальнейшем мы будем применять понятие общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска, характеризуя совокупность правовых норм и процедур, разработанных в виде федеральных законов и программ, обязательных к исполнению на территории страны в качестве инструмента разрешения проблем детей данной группы. [М.С. Мартынова, с. ЗЗ].                                                                         

Общегосударственный подход к преобразованию трудной жизненной ситуации представлен:

- в текстах трех важнейших законов: «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения»;                  .

- в региональных и местных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних,

- в документах, регламентирующих вопросы поддержки различных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

Законы содержат материалы:

- характеризующие те области ситуации, в которых нарушен предписан­ный обществом ребенку социальный статус,

- отражающие целевые установки, принципы и последовательность про­цедур, ориентированных на предупреждение и преобразование социально опасной ситуации,

- позволяющие выстроить общий технологический подход к восстановле­нию социального статуса ребенка (подростка) в системе общественных и межличностных отношений.

Законы устанавливают объективные формы нормативного регулирования процессов поддержки, воспитания и образования формирующейся личности. Эти процессы выстраиваются определенным образом под влиянием и на основе государственных законов и соответствующих им подзаконных актов и программ, предписывающих социальным педагогам всех уровней опреде­ленные действия.

Цитата: Совершенно очевидно, что «социальная работа с детьми группы риска на уровне отношений специалист - ребенок является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та и другая требует эффективных технологий» [М.С. Мартынова, с.32].

Выполнение закона обязательно, и в этом смысле институциональные нормы воспитания, образования и поддержки, представленные в них, должны осуществляться независимо от личностных представлений и интересов лю­дей, которые выполняют данные функции и несут ответственность за их эффективность и качество.

1.1.3. Психологические факторы риска в ситуации.Современная пси­хология, обращаясь к анализу социальной ситуации развития ребенка, выделяют в ней особые феномены, называемые факторами риска.

«Под факторами риска понимают совокупность неблагоприятных ус­ловий или событий, случившихся внезапно (потеря родителей) или существующих длительное время (алкоголизм родителей и др.), не зависящихот действий ребенка. Они с определенной долей вероятности могут влечь за собой последствия для психического развития ребенка в ближайшем и отдаленном будущем. К факторам риска некоторые авторы относят также и характеристики самого ребенка: анатомо-морфологические особенности, особенности физического здоровья, нервно-психического здоровья» [О.Б. Чеснокова, с 145].

Историческая справка. Понятие риска родилось в медицине, затем им активно пользоваться в психиатрии при анализе предыстории болезни. В 70-x годах интерес был смещен в сторону анализа развития детей, живущих в семьях психически больных. Было обнаружено, что значительная часть детей в этих семьях развивалась нормально. Это побудило исследователей сместить акцент с факторов риска на жизнестойкость ребенка. Был разработан экологический подход, подчеркивающий важность развития ребенка не только ближайшего окружения, но и более широкого социального и исторического контекста, который тоже стал учитываться растущего в неблагоприятной среде ребенка. Отсюда интерес к разнообразным характеристикам социальной ситуации развития, как благоприятным, так и неблагоприятным. Стал возможен переход от ретроспективного анализа негативных факторов, способствующих искажению хода развития, к анализу позитивных факторов, предотвращающих действие фактора риска. [О.Б. Чеснокова, с.145].

 

1.1.4. Педагогические факторы риска в ситуации. Социальный педагог рассматривает ситуацию со стороны тех рисков и угроз, которые несут с некачественные педагогические процессы поддержки, воспитания, звания, искажающие статус ребенка, снижающие потенциал его развития, осуществляемые значимыми для ребенка взрослыми (родителями, учителями, другими лицами).

Отсутствие заботы о ребенке как фактор риска. Понятие заботы выступает как эквивалент особого состояния ситуации, в которой протекает жизнедеятельность ребенка. Отсутствие заботы порождает сложные феномены психического плана и ведет к искажению представлений о способах совместной жизнедеятельности людей, к нарушениям в сфере отношений и общения. Ситуация отсутствия заботы окрашена эмоцией озабоченности ребенка, имеющей разный диапазон проявления в отношениях, чувствах, способах. Она выступает как причина нарушений:

- в сфере самооценки, образа «я», выражающихся в озабоченности положением среди значимых взрослых и детей,

- в кризисе идентичности, то есть потери ориентировки в мире ценностей,

- в настроенности на ситуацию конфликта, обращенного либо внутрь себя, либо на окружающих.

При этом вырабатываются разные стратегии чувственного воспри­ятия себя и другого, выражающиеся в реактивных состояниях.

Беззащитность ребенка перед травмирующими обстоятельствами как фактор риска. Понятие социальной защиты тесно связано с понятием заботы и выступает как важнейшее в социальной педагогике. Заботясь о ребенке, взрослый тем самым защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению.

Известно, что для формирования механизмов социальной защищенности благоприятные условия создает процесс восхождения взрослого к ценностям детской жизни. Только чувствуя себя ценностью в глазах окружающих, ребенок может ценностно относиться к другим и тем самым избегать проблем в системе значимых для него отношений, строить их конструктивно. Ме­ханизм внутренней защищенности как особый психический феномен формируется сложно и неоднозначно. В случае неполноценных отношений ребенка со значимыми взрослыми развиваются особые формы защиты, называемые барьерами.

Сложность работы с социально незащищенным ребенком состоит в том, что ситуация его развития может протекать в условиях полного обесценивания жизни (игнорирование потребностей материального и духовного плана, жестокое обращение, насилие, угроза жизни). Естест­венно, что бесправие ребенка в системе отношений порождает неоднозначные эмоционально-нравственные состояния, проявляющиеся в разных формах дезадаптивного и деструктивного поведения.

Эти проявления влекут за собой вторичный пласт проблем, резко нарушая способы выстраивания отношений с взрослыми и сверстни­ками и способы реализации вербальной и невербальной коммуникации.

Исключение из процессов целенаправленного воспитания и образования как фактор риска. Ослабление целенаправленных педагогических процессов, превращение их в процессы стихийные и неуправляемые выступает как основной фактор риска, подтверждением этому служат судьбы практически всех беспризорных и безнадзорных детей. Отдельно подчеркнем, что в качестве педагогического риска в социально опасной для ребенка ситуации могут выступать феномены:

- сопротивления воспитанию, под которым подразумевается форма пси­хологической защиты ребенка от взрослого, стремление к эмансипации и утверждению своего «я»;

- дидактогения, под которой подразумевается страх ребенка перед педаго­гическими средствами, применяемыми педагогом.

Факторы риска нарушают процесс социального развития ребенка. Под социальным развитием будем понимать активное вхождение ребенка в социум, умение строить социальные отношения с окружаю­щими, включаться в деятельность, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего окружения. Отсутствие заботы и защиты, некачественные характеристики отношений, исключение из процессов целенаправленного воспитания и образования приводят к формированию особых форм активности ребенка, получившихназвание асоциальных. Ребенок становится незащищенным от криминального мира, активно вовлекается в разного рода асоциальные и  антисоциальные группировки, усваивая опыт асоциальной жизни. Проблемное социальное развитие усугубляется алкоголизмом, наркоманией, противоправными и преступными действиями. Усиливаются процессы дезадаптации в системе отношений, стереотипизируются формы девиантного поведения

1.1.5. Взаимодействие ребенка со средой - основополагающее звено социально опасной ситуации.Отталкиваясь от идей психологов - ситуационистов, социальные педагоги, анализирующие социальную ситуацию ребенка, выделяют в ней основополагающее звено - взаимодействие ребенка со средой, переживание ребенком факта этого действия. Предполагается, что не сами неблагоприятные обстоятельства, присутствующие в ситуации, а характер взаимодействия с ними в решающей мере определяет развитие ребенка.

Л.С. Выготский, исследуя социальную ситуацию развития, говорил о необходимости анализа не только внешних условий среды, но, главным образом переживаний ребенка по поводу этих условий. Анализ ситуации с точки зрения взаимодействия ребенка и обстоятельств среды побуждает к постановке сложных вопросов, которые являются основанием для дискуссии и которые сегодня нельзя ответить однозначно. Вот как они обозначены в работе: «Жизнестойкость и уязвимость: адаптация к неблагоприятной среде в детстве».

 

1.Являются ли неблагоприятные условия среды детерминирующим фактором, однозначно искажающим ход психического развития ребенка, или вероятностным фактором, определяющим своеобразие одной из возможных траекторий развития?

2.Еслинеблагоприятная среда - всего лишь вероятностный фактор, не предопределяющий однозначно жизненный путь ребенка, то почему одни могут противостоять окружающему их хроническому неблагополучию, а другие крайне уязвимы иподвержены деформирующему влиянию среды?

1.6. «Жизнестойкость- уязвимость» ребенка по отношению к факторам риска как основополагающая характеристика ситуации.

Частичный ответ на поставленные вопросы дают понятия жизнестойкости и уязвимости ребенка по отношению к факторам риска.

Подфактором жизнестойкости психологи подразумевают:

- совокупность личностных качеств, помогающих преодолевать уже существующие или формирующиеся неблагоприятные обстоятельства,

- совокупную личностную черту, обозначающую способность к адапта­ции в условиях воздействия разнообразных, в том числе негативных, факторов.

Фактор уязвимости определяется как искажение, деформация развития ребенка под воздействием неблагоприятных условий. Факторы уязвимости усугубляют воздействие основных неблагоприятных факторов (факторов риска).

 

Цитата: «О жизнестойкости можно говорить в двух случаях. В первом речь идет о процессе восстановления и возвращения к прежнему нормаль­ному уровню функционирования после краткого, сильного и необратимого воздействия, имеющего долгосрочные последствия для жизни ребенка (авиакатастрофа, травматизация, внезапная потеря близких). Во втором анализируется процесс развития.... в условиях длительно существующей не­благоприятной социальной ситуации развития....И в том, и в другом случае речь идет о развитии в условиях воздействия неблагоприятных факторов» [О.Б. Чеснокова, с.146]

1.1.7. Компенсаторные факторы среды. Современная наука, анализируя ситуацию, выделяет в ней, наряду с факторами риска, компенсаторные (поддерживающие и защитные) факторы.

Под компенсаторными факторами подразумевают те характеристики социальной ситуации развития ребенка, которые могут предотвратить действия неблагоприятных условий.

Компенсаторный фактор заботы о ребенке. Понятие заботы в науке рас­сматривается как «особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности» [Педагогическая энциклопедия, с. 316]. Забота - изначальная форма отношения к ребенку, который рождается неспособным к развитию вне заботы. Забота трансформируется в отношения с ребенком и при­нимает форму физического ухода, психологического комфорта, духовного контакта. Забота лежит в основании чувства защищенности. Восстановление отношений заботы о физическом, материальном, моральном состоянии ре­бенка выступает как первый шаг на пути восстановления социального статуса ребенка.

Компенсаторный фактор защищенности ребенка. Этот фактор может рассматриваться с разных сторон:

- во-первых, ситуация защищенности предполагает предупреждение проблемы, снятие ее, профилактику проблемного состояния отношений, способность взрослого взять в случае необходимости проблему ребенка на себя. Защищенность базируется на особой системе отношений, которые стимулируют ребенка довериться взрослому и получить помощь в решении проблемы;

- во-вторых,ситуация защищенности предполагает обращение к внутреннему мируребенка, к актуализации его способности решать проблему и темсамым создавать личностный механизм защиты, обеспечивающий поискпутей самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

- в третьих, ситуация защищенности предполагает последовательное становление комплекса личностных характеристик, обеспечивающих устойчивость в сложных жизненных ситуациях, способность вести себя наперекор тяжелым обстоятельствам, отстаивание своей позиции в системе отношений.

 

От чего в большей степени зависит преодоление проблемы: от личностных особенностей ребенка или от компенсаторных возможностей среды, присутствующих наряду с неблагоприятными факторами?

По-видимому, на поставленный вопрос нельзя ответить однозначно. Каждый случай характеризуется собственными показателями взаимодействия ребенка со средой.

1.1.8. «Мягкие технологии», осуществляемые в логике процессов поддержки и сопровождения.Опираясь на личностные характеристики «жизнестойкости - уязвимости», социальный педагог, разрабатывает технологии, усиливающие способность ребенка противостоять обстоятельствам и преобразовывать себя для решения проблем. Исходя из изложенных выше представлений об основных параметрах ситуации, можно сделать ряд предположений относительно технологического оснащения процесса ее преобразования.

Если в ситуации проявляют себя факторы риска, социальный педагог сталкивается с необходимостью нивелировки их влияния на ребенка. Деятельность социального педагога ориентирована скорее на применение коррекционных технологий.

Если в ситуации представлены факторы компенсаторные, социальный педагог стремится по мере возможности их актуализировать. Его деятельность ориентирована скорее на профилактические технологии, нацеленные на усиление этих факторов.

Если компенсаторные факторы в ситуации представлены недостаточно, социальный педагог выводит ребенка за рамки ситуации ближайшего окружения, формирует новое для ребенка пространство отношений заботы, защиты, успешности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...