Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содействие становлению специальной компетентности




Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности.

Учебное пособие / Под общ. ред. проф. С.А. Расчетина. - СПб: Издательство Буковского, 2005, -244 с. - (Высшее образование).

ISBN 5-88407-036-5

Данное учебное пособие обращено к студентам педагогических ву­зов, готовящих себя к деятельности социальных педагогов и социальных работников. Оно задумано таким образом, чтобы обеспечивать становление компетентности студента в области теории и практики сопровождения под­ростка, проводящего большую часть времени на улицах города. В пособии представлены материалы, раскрывающие современные стратегии управления системой социально-педагогической поддержки подростков, определяемые нормативно-правовой базой. Пособие может быть использовано в профессиональной деятельности специалистов в сфере социальной работы.

Данные, приведенные в рамках учебного пособия, используются в работе Автономной Некоммерческой Организации "Содружество по противодействие подростковой дезадаптации «Герой», СПб, 10-ая Советская, д. 14, тел/факс 271-28-84  E_mail. patriot@ctinet.ru: http:www.geroi2000spb.ru.

Издание настоящего учебного пособия было бы невозможно без деятельного участия Охранного предприятия "Патриот", СПб, Смольный пр. д.7, пом. 16Н, тел./факс 274-41-92; 271-58-92 E-mail: patriot@ctinet.ro. http:www.geroi2000spb.ru. А также Информационно-правового центра "Аскон-СПб", СПб, ул. Циолковского д. 9-А. тел. 103-38-34, E-mail: ippolitova@ascon.ru: http.www. ascon-spb.ru.

Составители учебного пособия коллектив авторов:

Модуль 1 - д.п.н. С.А. Расчетина

Модуль 2 - д.п.н. С.А. Расчетина, В.Е. Филинский, Д.К. Устян

Модуль 3 - к.п.н. А.Б. Кокин, д.п.н. С.А. Расчетина, Модуль 4 - д.п.н. С.А.

Расчетина, к.п.н. М.Б. Торбина, В.Е. Филинский

Модуль 5 - к.п.н. B.C. Кошкина

Модуль 6 - к.п.н. B.C. Кошкина

ПРИЛОЖЕНИЕ: доктор В.Зюсс (Германия), к.ю.н., представитель ISMO e.V. в России, член экспертного совета EFCSW O.B. Ивкова, д.п.н.СА.Расчетина, ~ Генеральный директор Охранного Предприятия «Патриот» А.Н.Суслин, ме­тодист Высшей' категории по работе с молодежью, директор Мобильной .' школы В.Е.Филинский, Президент Ассоциации Уличных социальных работников СПб Файн А.П., доктор В. Шпехт (Германия). Отв. ред. - д-р пед. наук, проф. С.А. Расчетина. Зам. отв. ред. - методист Высшей категории по работе с молодежью В.Е.Филинский

ISBN 5-88407-036-5

Расчетина С.А., 2005, Кошкина B.C., 2005, Филинский В.Е., 2005, коллектив авторов, 2005

 

Оглавление

 

Введение................... с. 3.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЙ, НАРУШАЮЩЕЙ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА............................ с. 4.

1.1. Основные характеристики социально опасной ситуации.............. с.5.

1.2. Социальный статус подростка в трудной жизненной ситуации ........ с. 14.

2. ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА………….. с. 22.

2.1. Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема........................................................ с. 23.

2.2. Личность безнадзорного и беспризорного подростка в системе отношений....................................................... с.31

3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА УЛИЦЫ......................... с. 41

3.1. Характеристика социально-педагогической деятельности............ с. 42

3.2. Социально-педагогическая деятельность, как поддерживающая, посредническая, сопровождающая................................... с. 48

4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МАРШРУТА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА.................................................... с. 55

4.1. Маршрут сопровождения как совокупность конструируемых ситуаций……с. 56

4.2. Маршруты сопровождения подростков, осуществляемые социальными педагогами разных организаций.......................................... с. 66.

5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА ...................... с. 84

5.1. Введение в проблему нормативно-правового обеспечения социально-педагогической поддержки детства.................................115

5.2. Нормативно- правовая база социально-педагогической поддержки детства.........................................................123

5.3. Социально-педагогическая программа как механизм реализации государственной политики социально-педагогической поддержки детства. 139

6. МУНИЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА.........................................156

6.1.Введение в понятие управления муниципальной системой социально-педагогической поддержки.........................................158

6.2. Организационная структура муниципальной системы социально-педагогической поддержки.........................................168

6.3.Социально-педагогическая поддержка детства в муниципальной системе образования....................................................180

Приложения

1. Индивидуальная педагогическая помощь подросткам Германии в России (д-р В. Зюсс, Германия)...........................................196

2. Перечень и краткая аннотация проекта (С.А. Расчетина, А.Н. Суслин, В.Е. Филинский).....................................................205

-3. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (О.В.Ивкова)................................210

4. Мобильная школа (С.А. Расчетина, В.Е. Филинский)................216

5. Мобильная работа с молодежью в Германии (д-р В. Шпехт, Германия) .223

6. Подростки и молодежные сообщества (А.П. Файн)..................228

Список литературы...............................................240

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги

Известно, что сегодня в индивидуальной жизнедеятельности человека ярче, чем остальные актуализирована социальная составляющая. Этим мо­жет быть объяснено стремление разных наук о человеке к интеграции с социологическим знанием. Педагогика принадлежит к числу наук, стремящихся раскрыть свой аспект связи процессов «социализации-индивидуализации» ребенка на современном этапе общественного развития. Внимание авторов пособия привлечено к распознанию сущности социальной ситуации развития ребенка, которая в нормативных и правовых документах охарактеризована как сложная жизненная или социально опасная ситуация.

Учебное пособие построено по блочно-модульному образцу. Первый блок ориентирован на анализ социально-психологических и социально-педагоги­ческих аспектов ситуации. Он включает четыре модуля, каждый из которых отражает специфику ситуации развития подростка и способы оказания поддержки ему социальными педагогами и социальными работниками. Второй блок материала учебного пособия связан с управлением системой социально-педагогической поддержки детства, в том числе системой профилактики подростковой беспризорности. В нем основное внимание уде­лено вопросам правового обеспечения поддержки на всех уровнях. Социально-педагогические программы рассматриваются как механизм реализации государственной и социальной политики. В блок вошли вопросы, связанные с координацией и взаимодействием различных ведомств на муни­ципальном уровне в решении проблем подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделено роли и месту образования в муниципальной системе социально-педагогической поддержки детства.

Учебные элементы, входящие в состав модуля, носят практико-ориентированный характер. Большинство учебных элементов содержат описание трудных жизненных ситуаций, содержание которых помогает ус­воить учебный материал, и завершаются индивидуальными и групповыми заданиями для студентов, специфика которых состоит в том, что большинство из них имеют практическую направленность и для выполнения требуют установления контактов с различными службами города. По мере усвоения содержания учебных элементов модуля студенты готовят заключительные семинары, круглые столы, игры, мастерские, используя для этого материалы выполненных индивидуальных заданий и приложения.

МОДУЛЬ «1».

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, НАРУШАЮЩЕЙ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ МОДУЛЯ « 1 »

 

Содействие становлению специальной компетентности

социального педагога на основе:

углубления теоретических знаний о социально опасной или трудной жизненной ситуации подростка (ребенка), факторах ситуации, способствующих или препятствующих социальному развитию, о социальных статусах подростка (ребенка), предписанных   ему законодательством и ситуацией, о социальных статусах, достигаемых подростком благодаря соб­ственным усилиям; формирования умений научного анализа социально опасной ситуации, положения подростка (ребенка) в системе значимых для его развития отношений, описания ситуации посредством усвоенных научных   понятий; ознакомления с практическим опытом   анализа и преобразования основных параметров социально опасной ситуации; формирования опыта наблюдения за поступками, переживаниями подростка, сигнализирующими о нарушении статуса в отношениях, формирования опыта деятельности по преобразованию ситуации.                    

 

ОГЛАВЛЕНИЕ МОДУЛЯ«1 »

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1.1. Основные характеристики социально опасной ситуации

1.1.1 .Понятие ситуации в науках о человеке

1.1.2.Социально опасная ситуация с позиции современного законодательства

1.1.3.Психологические факторы риска в ситуации

1.1.4.Педагогические факторы риска в ситуации  

1.1.5. Взаимодействие ребенка со средой - основополагающее звено социально опасной ситуации

1.1.6.«Жизнестойкость — уязвимость» ребенка в ситуации как показатель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами

1.1.7.Компенсаторные факторы ситуации

1.1.8.Мягкие технологии, осуществляемые в русле поддержки и сопрово­ждения

•     Индивидуальные задания по материалу учебного элемента

•     Групповые задания по материалу учебного элемента

 

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1.2. Социальный статус ребенка в трудной жиз­ненной ситуации

1.2.1. Социальный статус как отражение способа взаимодействия ребенка с обстоятельствами в ситуации

1.2.2. Статусы ребенка в обществе: предписанные и достигаемые

1.2.3. Статусы ребенка в межличностных отношениях: предписанные и достигаемые.

1.2.4. Показатели социального статуса ребенка

1.2.5.Процесс преобразования социально опасной ситуации как процесс преобразования социального статуса ребенка.

1.2.6.Преобразование социального статуса как условие достижения более высоких результатов, связанных с формированием духовности.

•     Индивидуальные задания по материалу учебного элемента

•     Групповое задание по материалу учебного элемента

Учебный элемент «1.1.»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...