Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поле коллектива как интегративный признак (по Л.И.Новиковой)




Поле коллектива это некая «новая сила», рожденная в результате взаимодействия людей. Все образующие поле компоненты действуют на ребенка не как отдельные факторы, а в целостности:

А) Основа поля → морально – интеллектуальное содержание деятельности, стиль и тон деловых отношений

Б) Направленность поля→ проявляется в общественном мнении и ценностных ориентациях

В) Устойчивость → обеспечивается за счет коллективных традиций, психологического (интеллектуального, волевого, эмоционального) единства.

Движущие силы развития коллектива – это противоречия между новыми требованиями, предъявляемыми в ходе организации деятельности и уже имеющимся опытом участия в этой деятельности.

Основные законы развития коллектива

1. Закон перспективных линий. Чтобы коллектив развивался, он должен осознавать свои перспективы, выдвигать их и реализовывать. А. С. Макаренко назвал перспективу « завтрашней радостью»: «Детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, видеть впереди лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте»

А) Ближняя перспектива – направлена на удовлетворение сегодняшних личных и общегрупповых интересов. Цель ее выдвижения – внести в радость в повседневную жизнь.

Б) Средняя перспектива – стремление коллектива к событию, несколько отдаленному во времени, требующему определенного напряжения сил.

В) Дальняя перспектива – то, к чему коллектив стремится в течение длительного времени, это некая конечная цель коллективного взаимодействия.

2. Закон параллельного действия означает, что педагог не воздействует непосредственно на каждую отдельную личность (это очень трудно в большом коллективе), а действует на каждого члена коллектива опосредовано, через актив: педагог→ актив→ коллектив

3. Закон традиций. Традиции – это то, что, что «цементирует» коллектив, делает его единым целым, придает своеобразие и неповторимость. Традиции бессмысленно навязывать, они должны «прорастать» изнутри. Задача педагога – заметить зарождающиеся традиции, помочь им окрепнуть.

4. Закон перерастания педагогического руководства в самоуправление. Только при реализации данного закона коллектив превращается из объекта в субъект воспитательных действий.

Этапы развития коллектива

Ι этап – начальный этап становления коллектива

На этом этапе члены коллектива чаще всего объединены лишь формальными отношениями. Отсутствуют общие цели, нет ни действенного актива, ни значимых для членов коллектива деловых и межличностных отношений. Задача педагога при этом – помочь в выдвижении близких и средних перспектив, в формировании актива, организации практической деятельности, «взращивании» традиций.

ΙΙ этап

Актив уже начинает работать, идет и деятельность по реализации намеченных целей. Однако еще рано говорить о непрерывном поступательном развитии – пока оно носит дискретный характер.

ΙΙΙ этап

Актив становится действенной единицей коллектива, все больше приобретает субъектный характер. Сформированы прочные отношения, делающие коллектив единым целым. Коллектив живет богатой жизнью. Задача педагога – помочь в выдвижении дальних перспектив, в дальнейшем развитии самоуправления.

IV этап – высший этап становления коллектива

Здесь ведущие позиции актива утрачиваются, т. к. активен каждый член коллектива (субъектная позиция) При этом идет продуктивное становление каждой личности на основе опыта яркой, увлекательной, коллективной жизни. Раздвигаются границы коллективных интересов.

Алгоритм действий педагога на разных этапах становления коллектива










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...