Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы вопросов, которых следует избегать




Есть несколько типов вопросов, применение которых коучем и на­ставником недопустимо. Они не способствуют созданию доверитель­ных отношений и могут спровоцировать негативные, защитные или двусмысленные реакции.

Не задавайте:

• Очень многословных вопросов — существует большая вероятность того, что они будут поняты неправильно.

• Нескольких вопросов сразу, объединяя их в один многосоставной вопрос — люди неизбежно будут выбирать сначала наиболее лег­кие части вопроса и избегать сложных, ответы на которые вам боль­ше всего хочется получить.

• Наводящих или пристрастных вопросов: они обычно демонстри­руют только то, что вы уже знаете или думаете, а не то, что дей­ствительно понимает или во что верит ученик.

• Хитрых вопросов с подвохом, если вы не объяснили их цели — они могут вызывать негодование и снижать мотивацию к ответу.

Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества

Очень сложно привести примеры вопросов, уместных в конкретных сессиях коучинга и наставничества, так как каждая из них будет отли­чаться от всех остальных и потребует от коуча-наставника приложения


170 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов

его общетеоретического понимания и определенного спектра навыков, удовлетворяющих требованиям этой конкретной ситуации.

Однако есть две техники, которые все же могут оказаться полез­ными в любой ситуации. Первая из них предназначена для ситуаций, когда ученики не уверены в себе и не готовы сделать пугающий их или неприятный им выбор. В этом случае иногда помогает «техника пере­носа». Другая ситуация почти полностью противоположна, и в ней коуч-наставник работает с очень опытным и мотивированным работ­ником. В данном случае может быть полезным задавание вопросов с использованием методики GROW (англ. — «рост». — Примеч. перев).


Техника переноса

В ходе сессии коуч-наставник нередко сталкивается с ситуацией, когда ученик сознательно и/или намеренно избегает отвечать на во­просы, которые провоцируют его к пугающим или неприятным спо­собам действия. Эти действия могут предполагать огорчение близкого друга или коллеги-ученика, критику члена его команды или признание нереалистичности его амбиций либо того, что его работа никогда не будет удовлетворять его. В подобных ситуациях коуч-наставник мо­жет посчитать, что будущее позитивное развитие личности ученика будет возможно только в случае, если он открыто признает неприят­ную истину.

Данная техника предполагает перенос ответственности за поста­новку пугающих или неприятных вопросов на ученика, совершаю­щийся посредством употребления такой фразы, как: «Можете ли вы помочь мне, поставив себя на мое место? Если бы вы столкнулись с ситуацией, когда ваш ученик отвечал бы так же, как вы сейчас, как бы вы попытались с ней справиться? Какие вопросы вы попытались бы задать ученику, какие предложения или мнения предложили бы ему рассмотреть?»

Мы обнаружили, что практически все без исключения ученики принимают на себя ответственность, часто уверенно и с большой го­товностью, и рекомендуют такие вопросы или действия, которые со­здают конструктивную конфронтацию существующим проблемам.

В процессе «переноса» они очень быстро осознают суть их преды­дущих реакций, и нередко им оказывается проще обобщить выводы сессии с более позитивной позиции. Существует также тенденция оправдывать такое изменение поведения, используя фразы: «Конеч­но же, причина того, что я не решился на это сразу, состоит в том...»


Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества ■ 171

В этот момент становится проще глубже проникнуть в истинные при­чины сопротивления ученика изменениям.

Техника переноса позволяет коучу-наставнику помочь ученику освободиться от некоторых представлений, препятствующих его раз­витию и ограничивающих его свободу мыслить нестандартно. В этом смысле техника переноса сближается с тем, что Нэнси Клиен в своей книге «Время для размышлений» (Time to Think, 1999) назвала «вскры­вающим вопросом». Она пишет:

В течение многих лет я коллекционировала «вскрывающие вопросы», ко­торые вызвали изменения в судьбах людей и организаций. Ниже приво­дятся несколько примеров. Заметьте, что первая часть вопроса содержит позитивное предположение; его вторая часть возвращает внимание субъек­та к его проблеме или цели:

• Если бы вам пришлось стать генеральным директором, какие про­блемы вы бы стали решать в первую очередь и как бы вы подошли к их решению?

• Если бы вы знали, что эта организация очень в вас нуждается, как бы вы подходили к своей работе?

• Если бы ваше положение в данной ситуации уже было вполне опре­деленным, в чем бы оно изменилось?

• Если бы вам не приходилось оглядываться на вашу жизнь, что бы вы сделали?

• Если бы врач сказал вам, что ваша жизнь зависит от того, измените ли вы образ жизни, что бы вы сделали в первую очередь?

Эти примеры позволяют лишь краем глаза увидеть то мощное воз­действие, которое опытный коуч-наставник может оказать на своих учеников, чтобы они начали думать совершенно по-новому, свобод­но, с точки зрения потенциально выгодных для них возможностей, которые реально открыты перед ними.

Методика GROW

Если коуч в ходе занятий с высокомотивированным и опытным учеником систематически следует структуре GROW (см. главу 1), су­ществует определенный выбор вопросов, которые он мог бы зада­вать. Они позаимствованы из работ Джона Уитмора и Майлза Дау­ни и слегка адаптированы.


172 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов

Цель (Goal)

Чтобы определить «цель», на которой ученик хочет сконцентри­роваться в течение сессии, могут оказаться полезными следующие вопросы:

• Какова проблема, над которой вы бы хотели поработать сегодня?

• Чего бы вы хотели достигнуть к концу этой коучинговой сессии?

• Насколько глубоко и детально вы бы хотели сегодня поработать?

• Связана ли с данной проблемой ваша долговременная цель?

• Соответствует ли ваша цель критериям SMART?

• Сможем ли мы сегодня за то время, которое у нас есть, достигнуть того, что вы хотите?

• Уверены ли вы в том, что определили цель на эту сессию?

Реальность (Reality)

Чтобы помочь ученику более четко понять «реальность» его пози­ции и контекст, в котором он функционирует, могут оказаться полез­ными следующие вопросы:

• Что происходит в данный момент?

• Насколько вы уверены, что это точная репрезентация ситуации?

• Что вас заботит в этом вопросе и насколько сильно?

• На кого, помимо вас, влияет эта проблема?

• Кто знает о вашем желании что-то с этим сделать?

• Насколько результат ситуации подчинен вашему личному контролю?

• Кто еще и в какой степени контролирует ситуацию?

• Какие шаги в этом направлении вы предприняли на данный момент?

• Что заставило вас остановиться на этом и не предпринимать сле­дующих шагов?

• Какие препятствия потребуется преодолеть в ходе дальнейшей ра­боты над данной проблемой?

• Если таковые есть, какие внутренние препятствия или какого рода личное сопротивление против предпринимаемых действий вы ис­пытываете?

• Какие ресурсы — навыки, время, энтузиазм, деньги, поддержка и т. д. — есть у вас уже сейчас?


Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества ■ 173

• Какие другие ресурсы вам понадобятся? Откуда вы их получите?

• Если бы я мог исполнить одно любое желание, связанное с этой проблемой, то каким бы оно было?

• Нужно ли вам переопределить свою непосредственную или долго­временную цель? (Если ответ положительный, вам понадобится начать процесс заново — и это может произойти на любом этапе!)

Варианты действий (Options)

Чтобы помочь ученику полностью исследовать весь спектр возмож­ных вариантов доступных для него действий, могут оказаться умест­ными следующие вопросы:

• Каковы различные способы, при помощи которых вы можете рабо­тать с данной проблемой?

• Какие крупные и малые альтернативы вам доступны?

• Что еще вы могли бы сделать?

• Что бы вы сделали, если бы у вас было больше времени, больше материальных средств или если бы вы обрели власть?

• Что бы вы сделали, если бы могли начать сначала, с чистого листа, с новой командой?

• Не хотите ли вы проанализировать мои предложения?

• Каковы преимущества и ограничения каждого из них?

• Какое из них дало бы наилучший результат?

• Какие из этих решений привлекают вас больше или лучше всего вам подходят?

• Какое из них принесло бы вам самое большое удовлетворение?

• Нужно ли вам переопределить свою непосредственную или долго­временную цель? (Если ответ положительный, вам понадобится начать процесс заново — и это может произойти на любом этапе!)

Воля (Will)

Чтобы помочь ученику выработать программу действий, опреде­лить, какая ситуация подходит ему больше всего, а также побудить его принять на себя ответственность за осуществление этих действий, могут быть полезными следующие вопросы:

• Какой вариант выбора или какие варианты выбора вы предпочтете?

• Каковы ваши критерии и мерила успеха?


174 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов

• Когда именно вы собираетесь начать и завершить каждый шаг?

• Что может помешать вам предпринять эти шаги или достичь цели?

• Какое личное сопротивление (если оно есть) вы испытываете про­тив того, чтобы предпринять эти шаги?

• Что вы сделаете для преодоления этого сопротивления?

• Кому необходимо быть осведомленным о ваших планах?

• В какой поддержке вы нуждаетесь и от кого она должна исходить?

• Что вы будете делать, чтобы получить эту поддержку, и когда?

• Как вы можете оценить по шкале от 1 до 10 баллов свою готовность предпринять эти согласованные действия?

• Что мешает вам поставить себе 10 баллов?

• Что вы можете сделать или изменить для того, чтобы ваша реши­мость приблизилась к 10 баллам?

• Есть ли что-либо еще, о чем вы хотели бы поговорить сейчас, или мы уже закончили?

• Когда бы вы хотели встретиться снова?

Мы должны подчеркнуть, что это только примеры, а не руковод­ство к действию с точным указанием количества, типа и последова­тельности вопросов, которые должны быть заданы!










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...