Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правильная постановка вопросов
Одна из самых старых шуток, которую мы только можем вспомнить, это история о маленьком мальчике, стоящем перед домом. К нему приближается коммивояжер и спрашивает: «Малыш, твоя мама дома?» «Да», — отвечает ребенок. Продавец стучит в дверь, но не получает ответа. Через несколько минут он поворачивается к мальчику и сердито говорит: «Эй, мне кажется, ты сказал, что твоя мать дома». «Она дома, — отвечал мальчик, — но я живу не здесь!» Мораль этой истории в том, что если вы неправильно зададите вопрос, вы, вероятнее всего, не получите нужного вам ответа. Можно сказать, что комбинация задавания правильного вопроса (поскольку вы хорошо знаете предмет) и правильной постановки вопроса составляет самую суть коучинга и наставничества. Коучи и наставники должны помнить, что их главная задача — помочь ученикам развиваться и поддерживать их на этом пути. Этого невозможно достичь, если наставник создаст неоправданное давление или будет смущать учеников неуместными вопросами. Эффективность сессий коучинга или наставничества зависит от постановки перед учениками вопросов, ответ на которые может стимулировать их обучение. Важно выстроить открытые и честные отношения, чтобы ученик мог принять иногда болезненный процесс «вскрытия» внутренних проблем сложными вопросами. Задавание смущающих вопросов, вероятно, может вызвать защитные, негативные реакции и даже риск разрушения отношений. Развитие навыка правильной постановки вопросов необходимо для эффективного коучинга и наставничества. В ходе своей работы многие менеджеры учились задавать вопросы во время проведения интервью, ассессмента и консультирования. Существует также множество учебных пособий и программ. Тем не менее, давайте рассмотрим различные техники задавания вопросов, о которых должен знать каждый коуч и наставник и которые им следует время от времени применять. Основные типы вопросов ■ 165 Основные типы вопросов Среди главных теоретических понятий в науке о вопросах — концепция о двух основных типах вопросов: открытых и закрытых. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет»; обычно он начинается с «Можно...», «Вы будете...», «У вас есть...» и т. д. Кроме того, такой вопрос может предлагать на выбор несколько альтернативных ответов, например: «Какой из следующих вариантов вы бы выбрали?» Открытые вопросы требуют развернутого, «свободного», ответа и могут начинаться со слов «что», «где», «какой», «почему», «как» и «когда»1. Закрытые вопросы применяются: • Когда достаточно прямого ответа «да» или «нет». • Для получения или уточнения информации. • Для подтверждения понимания фактов. • Для подтверждения согласия или договоренности. • Для принятия решения в случае, когда существуют только две альтернативы. Следует избегать повторяющегося употребления закрытых вопросов, поскольку серия таких вопросов может очень утомить респондента и быстро превратить дискуссию в допрос. Сложнее развить навык использования открытых вопросов, являющийся существенным для руководства и поддержки ученика. Употребление открытых вопросов: • Позволяет устанавливать контакт и создавать у собеседника спокойное состояние. • Предоставляет респонденту возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа. • Поощряет немедленную обратную связь. • Помогает более детально анализировать мнения и ценности. • Создает вовлеченность и заинтересованность. • Проверяет степень понимания. 1 В русском языке вопросы «кто», «что», «где» и «когда» очень часто стоят в начале закрытых вопросов: «Кто это?» — «Это Вася». «Где вы были вчера вечером?» — «В кино», которые предполагают односложный ответ. Открытые же вопросы помимо начальных слов «почему» и «как» часто начинаются с вводных оборотов «Расскажите о...», «Как вы считаете...». Например: «Что вы думаете о возможностях нашего дальнейшего сотрудничества?» — Примеч. перев. 166 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов Например, если вы хотите узнать мнение кандидата, скажем, о преимуществах местной футбольной команды, вы не станете спрашивать: «Согласитесь, что местная команда неплоха?» Этот вопрос требует простого ответа «да» или «нет». Если вы сформулируете свой вопрос следующим образом: «Какими преимуществами, на ваш взгляд, обладает местная команда?», вы тем самым поспособствуете тому, что кандидат в ответе должен будет высказать свое мнение. Если у команды не окажется преимуществ, у вас есть возможность задать вопрос: «Хорошо, а можете вы описать ее слабые стороны?» Преимущества грамотного использования открытых вопросов очевидны. Типы вспомогательных вопросов Коучи и наставники должны внимательно подбирать наилучший тип вопроса, уместный в каждой конкретной ситуации. Несколько важных вопросов, касающихся целей сессии, они должны задать сами себе: • Помогают ли вопросы ученику более детально исследовать ситуацию? • Поощряют ли они движение от общего анализа своего профессионализма к более детальному? • Помогают ли они ученику определить сильные и слабые стороны, которые можно улучшить, повышая тем самым свою компетентность? • Повышают ли они самосознание и личную ответственность? Есть несколько типов вопросов, способствующих достижению различных целей. Вопросы, повышающие осознание Если коучи и наставники хотят побудить учеников повысить их профессионализм, они должны способствовать развитию их самосознания, чувства ответственности за будущие действия и за реализацию этих действий. Вы обнаружите, что открытые вопросы: «Что произошло?» и «Почему это произошло?» обычно вызывают описательные и потенциально несколько защитные ответы. А вот вопросы наподобие «И как же ты себя чувствовал, делая это?», или «Представь, каким это могло бы быть, если бы ты сделал по-другому?», или «Что ты можешь сделать, чтобы еще больше развить свой профессионализм?» будут вызывать ответы, содержащие позитивные мысли о будущих действиях. Мы будем называть такие вопросы «вопросами, повышающими осознание». Типы вспомогательных вопросов ■ 167 Рефлексивные вопросы Вопросы такого типа полезны для уточнения, а также чтобы показать, что вы слушаете «активно». «Повторяя» слова, употребляемые учеником, или перефразируя и возвращая их обратно, вы, как коуч или наставник, можете как проверить собственное понимание, так и поощрить собеседника к дополнительному рассказу. Вы можете сказать: «Вы сказали, что XYZ..., можете ли вы более подробно пояснить, что именно вы имели в виду?» или же вы можете использовать такие вопросы, как «Итак, вы говорите, что...?» или «Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял...» Эти типы вопросов дают респондентам возможность предоставить дополнительную информацию или подумать о новых способах прояснения своих взглядов. Также они гарантируют им, что вы точно услышали и правильно их поняли. Подтверждающие вопросы Такие вопросы дают возможность для дальнейшего объяснения причин, установок или чувств. Примеры вопросов: «Можете ли вы разобраться в том, что заставляет вас думать, что...?» и «Как бы вы объяснили это кому-то еще...?» Вопросы такого типа могут порождать очень полезные ответы, но в то же время они могут вызывать конфронтацию, особенно если задавать их вызывающим тоном или вообще неправильно. Иногда лучше строить их таким образом: «Вы сказали, что..., правильно ли я понял, что вы имели в виду...» или «Пожалуйста, помогите мне правильно понять вас; не могли бы вы объяснить мне это другими словами?» Гипотетические вопросы Это вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: «А что, если...?», «Как насчет того, что...?» Они могут быть полезными, если вы хотите ввести новую идею или понятие, поместить человека в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же в случае, если вы хотите проверить, правильно ли вы понимаете последствия ранее полученного ответа. Гипотетические вопросы могут быть очень полезными и эффективными, в ситуациях коучинга и наставничества с их помощью можно получать много информации. Однако их следует задавать только тогда, когда вы уверены или у вас есть основания предполагать, что собеседник обладает достаточными знаниями или пониманием ситуации, о которой вы просите его поразмышлять. 168 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов Зондирующие вопросы Эффективные техники задавания вопросов обычно рекомендуют начинать с общих тем и вопросов, постепенно ставя перед респондентом более специальные и детальные вопросы. Зондирующие вопросы— это дополнительные вопросы, позволяющие получить полную информацию, которая не была предоставлена в ходе ответа на предыдущий вопрос. Причина того, что данная информация не была предоставлена ранее, может заключаться в том, что первые вопросы могли быть неуместными, нечеткими или просто чрезмерно общими. Кроме того, респондент мог намеренно не предоставить полного ответа. Зондирующие вопросы могут использоваться для проверки мотиваций и чувств, когда в этом вопросе нет ясности. Задавать зондирующие вопросы труднее всего, и, конечно же, такой вопрос может включать в себя комплекс открытых, закрытых, рефлексивных, подтверждающих и гипотетических вопросов. Их преимущество состоит не только в том, что они позволяют получить недостающую информацию, но и в том, что они также помогают ученику осознать проблемы или факторы, не лежащие на поверхности. Две следующие зондирующие техники являются основными: • «Техника воронки»,когда вы начинаете с общих, глобальных вопросов и постепенно сужаете фокус, вплоть до той специфической информации, которую вы стремитесь получить. • «Техника сверла»,когда вы заранее определяете области, о которых вам необходима дополнительная информация, и постепенно углубляетесь, пока не наталкиваетесь на нужный вам ответ. Проверочные вопросы Иногда бывает необходимо проверить то, что вы услышали, или скорректировать понимание. Это можно сделать при помощи ряда различных открытых или закрытых вопросов, таких как: «Вы уверены в этом?», или «Обычно причина в этом, но хотел бы я знать, так ли это в данной ситуации?», или «Почему вы интерпретируете это именно так?» Однако очень важно, чтобы коуч или наставник не указывали направления дискуссии, «руководя» ей, и не производили впечатления «ревизора», задавая неуместные вопросы. Используемые вопросы Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества ■ 169 должны помогать ученику прорабатывать собственные цели и потребности, а также принимать за них ответственность. Задавание вопросов не должно предназначаться исключительно для удовлетворения любопытства коуча или наставника. Задавание вопросов призвано помочь ученику в изучении возможностей и в достижении своих собственных решений; также вопросы нужно применять для того, чтобы способствовать его личному развитию. Поэтому очевидно, что коуч и наставник всегда должны использовать простой, понятный, не обремененный излишествами и изворотами язык, а также следить за тем, чтобы не делать несправедливых или нереалистичных предположений и поспешных выводов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |