Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и признаки правоотношений. Их состав (структура).




Правоотношения — это связи между конкретными людьми и их группами, урегулированные нормами права и поддерживаемые силой государства, стороны которых имеют конкретные, взаимные субъективные права и юридические обязанности.

Признаки (основные черты) правоотношений:

1) Это один из видов общественных отношений.

2) Они урегулированынормами права(а не нормами морали или обычаями). В нормах права создана модель этих отношений.

3) Их реализация поддерживается силой государства. Последнее в нормах права создает модели правоотношений, следит за реализацией их людьми, применяет меры воспитания и кары к тем, кто не соблюдает установленных запретов или не исполняет своих обязанностей.

 4) Правоотношения всегда индивидуальны, т.е. существуют только между конкретными людьми или их группами, определенными поименно.

 5) В правоотношениях люди и их группы наделеныконкретными субъективными правами и юридическими обязанностями друг к другу. Между этими правами и обязанностями существует неразрывная связь. Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.

Правоотношения имеют и другие отличительные черты:1) Это, как правило, важнейшие общественные отношения. Второстепенные, не столь важные отношения регулируются не правом, а нормами морали, привычками или, вообще не регулируются, складываются стихийно.2) Это отношения, носящие субъективный характер. Иными словами они осознаны людьми: сознательно закреплены в нормах права и осознанно реализуются в жизни. В правоотношениях реализуется воля людей. 3) Большинство из этих отношений носят политический характер, т.к. являются проявлениями отношений между классами, нациями по поводу власти.

Право и правоотношения неразрывно связаны между собой:1) Право превращает обычные общественные отношения между людьми в правовые.2) В гипотезе нормы права содержатся указания на то: а) между кем регулируются отношения; б) в каких случаях право начинает воздействовать на человека и принуждает его вступать в указанные в нем отношения ; в) по поводу чего регулируются отношения.3) В диспозиции нормы права указано, какими правами или обязанностями наделяются стороны регулируемых отношений.4) В санкции нормы права определяется, какова будет реакция государства в случае неисполнения людьми указанных в нормах права обязанностей или не соблюдения запретов.5) Возникающие правоотношения превращают право в реальность, делают его живым.

Состав (структура) правоотношений. В любом правоотношении имеются 3 элемента.

1) Субъекты права(правоотношения) — это люди или их объединения (организации), между которыми складываются отношения, которые являются носителями прав и обязанностей в правоотношении.

2) Объекты, по поводу которых возникают эти отношения.

Содержание правоотношения, т.е. конкретные права и обязанности сторон в этом отношении.

БИЛЕТ № 5 (9,10)

Форма государственного устройства, ее виды. Форма государственного устройства РФ.

Структура норм позитивного права. Виды гипотез, диспозиций и санкций. 

Форма государственного устройства, ее виды. Форма государственного устройства РФ.

Третьей составляющей формы государства (внешняя организация власти в государстве) является форма государственного устройства (национально-государственного устройства). В узком смысле это территориальная организация власти, т.е.: (а) на какие части разделена территория государства (административно-территориальное деление); (б) как распределена власть между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

В широком смысле под государственным устройством в истории и политологии понимается общая характеристика механизма и формы государства.

Виды государственных устройств

В зависимости от этого выделяют следующие виды форм государственного устройства:

1) Простая (унитарная) форма государственного устройства. Она отличается тем, что:

а) государство представляет единое, целое образование, не имеющее в своем составе других государственных образований;

б) в государстве действуют общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы;

в) существует одна конституция и единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная единица, налоговая система;

г) унитарное государство делится на административно-территориальные единицы (области, провинции, уезды, графства, районы и т.д.), которые не обладают государственным суверенитетом, но могут наделяться правами самоуправления (формировать свои органы управления, решать вопросы местного значения).

2) Сложная форма государственного устройства характеризуется тем, что государство само состоит из нескольких государственных образований (республик, областей, округов), на территории которых имеются собственные высшие органы власти, управления, суда, обладающие широкими полномочиями, действует своя правовая система. Территории обладают ограниченным суверенитетом. В центральных органах имеются их представители (Совет Федерации в Федеральном Собрании РФ).

К сложным государствам относятся:

а) империи, включающие в себя подвассальные государства;

б) раннефеодальныегосударства, разделенные на уделы;

в) федерации — как правило добровольные объединения государственных образований с республиканской формой правления.

3) Ряд теоретиков выделяют третий вид формы государственного устройства конфедерацию.На наш взгляд, это не форма единого государства, а форма союза государств, который отличается тем, что:

а) является объединением для выполнения каких-либо определенных задач (военная защита, экономическое сотрудничество);

б) входящие в него государства сохраняют свою самостоятельность (обособленность). Общеконфедеративные органы формируются на основе представительства от каждого члена конфедерации. Их решения выполняются в случае согласия с ними членов конфедерации. Здесь нет единого гражданства, единой налоговой системы. В любой момент член конфедерации может выйти из нее.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...