Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Признаки, отличающие государство от иных видов организации власти




БИЛЕТ № 1 (1,2)

Понятие и признаки государства. Его отличие от иных типов организации власти.

Понятие, признаки и основные элементы системы права. Требования к системе права.

Понятие и признаки государства. Его отличие от иных типов организации власти.

В общественных науках под словом "государство" понимаются различные явления объективного мира.

1) Это страна со своей территорией, народонаселением, общественным строем (географическое понятие). В английском языке это обозначается словом country.

2) Это аппарат управления, особая организация, совокупность учреждений внутри общества, состоящая из органов представительной, исполнительной и судебной власти.

3) Это особым образом организованное общество, включающее как народ (союз, объединение людей), так и аппарат управления этим народом. В английском языке это обозначается словом state.

4) Это особый вид организации власти в обществе.

Предметом изучения теории государства и права в первую очередь является государство в этом, последнем его понимании. Государство как совокупность учреждений (законодательных, исполнительных, судебных) является составной частью государства как организации власти.

Власть — это возможность одних подчинять себе других, навязывать им свою волю, заставлять их действовать соответствующим образом, повелевать ими. Это инструмент, орудие людей, их организаций с помощью которого они реализуют свои интересы.

Власть существует в любом обществе. В зависимости от того, у кого власть над обществом, какими средствами она осуществляется, различают типы организации власти.

1) государственная организация власти;

2) родовая организация власти;

3) общественное самоуправление;

4) организации власти внебольших сообществах (семье, на предприятии, в партии).

Признаки, отличающие государство от иных видов организации власти

1) Это организация, охватывающая людей, проживающихна одной территории. Они приобретают положение подданных или граждан государства. Это отличает государство от

а) родовой организации, объединяющей родственников;

б) партий, объединяющих единомышленников;

в) самоуправление может осуществляться в группах, объединяющих людей по интересам (хозяйственные объединения, товарищества), а также быть территориальным. Попытки организовать самоуправление в поселках и городах уже производятся.

2) Это организация, осуществляющая власть черезособый аппарат управления:

а) состоящий изпрофессиональных управленцев(через бюрократию);

б) имеющий специальные инструменты (орудия), с помощью которых управляет обществом, навязывает свою волю обществу (оружие, техника, места лишения свободы, специальные органы принуждения, слаженная организация и т.д.). Источником власти в первую очередь является физическая сила. Хотя не исключаются идеологические и другие формы воздействия;

в) использующий позитивноеправо как орудие навязывания обществу своей воли (воли доминирующего класса);

г) в силу выше перечисленного относительно независимый или даже господствующий над обществом (является судьей, патроном, опекуном над обществом).

В родовой организации аппарат управления (вождь, старейшины, военачальники):

а) состоит из небольшой группы людей, полупрофессионально выполняющих свои управленческие функции. Представляет собой только зарождающуюся бюрократию;

б) не имеет орудий насилия над членами рода. Источником власти являются интеллектуальные и психические способности аппарата (его авторитет). Некоторую роль играют традиции. Наоборот, физическая сила — у самих вооруженных членов рода;

в) подчинен родовым обычаям, стихийно вырабатывающимся в сообществе и выражающим интересы всего этого сообщества;

г) является инструментом общества в достижении совместных интересов (слугой его).

Самоуправление предполагает наличие аппарата:

а) значительного по своим размерам, профессионального и сложного (исходя из сложности решаемых общественных задач). Наличие большого класса бюрократии;

б) не имеющего мощных орудий, с помощью которых можно было бы навязывать свою волю большинству членов сообщества. Основной источник их власти в интеллектуальных способностях и нравственных чертах, которые уважают члены общества. Бюрократия подконтрольна и подответственна членам общества, сменяемая в любое время;

в) подчиняющегося нормам общественного самоуправления (морали, обычаям, этическим нормам, нормам естественного права), которые сознательно формируются членами сообщества и выражают их интересы. Нормы общественного самоуправления закрепляют такие инструменты власти народа как право ставить цели аппарату управления, контролировать его деятельность, поощрять и привлекать к ответственности, перевыбирать, непосредственно принимать решения путем референдума;

г) полностью подчиняющегося сообществу (инструмент, слуга общества).

3) Государство — это политическая организация, т.е.:

а) организация, регулирующая отношения между нациями, народами, классами, большими социальными группами;

б) сама являющаяся инструментом какого-то класса или группы классов. С ее помощью воля экономически господствующего (доминирующего) класса (класса монополизирующего собственность на основные средства производства) навязывается всем остальным членам общества.

Родовое общество не расколото на классы. Родовая организация власти служила реализации воли всего сообщества, а поэтому не являлась политической.

Общественное самоуправление возможно только в случае преодоления в обществе противоречий между классами, нациями, народами, сглаживания их, т.е. при ликвидации значения политики в жизни общества. Она будет выражать волю всех и регулировать отношения между отдельными личностями и обществом. Исходя из этого, его можно считать не политической организацией.

4) Государство — это организация, осуществляющаяпринудительное взимание налоговна свое содержание (осуществляет налоговую эксплуатацию). Размер налогов определяется в основном силой и бесконтрольностью государственного аппарата.

В родовой общине привилегии аппарата управления определяются результатами деятельности всей общины и устанавливаются по воле членов общины.

При общественном самоуправлении работа аппарата управления оплачивается за счет добровольного отчисления части общественного продукта членами общества. Его заработная плата зависит от приносимой общественной пользы, а не от размеров власти и бесконтрольности. Такие отчисления налогом назвать нельзя, так как они не принудительны.

5) Государство — это суверенная организация — т.е.

а) независимая от иных соседних государств (внешний суверенитет);

б) имеет верховенство на определенной территории (внутренний суверенитет). Аппарат государства выступает от имени всего общества, распространяет свою власть на всех лиц, проживающих на определенной территории, обладает наивысшей властью в обществе. Этим оно отличается от иных организаций (партий, общественных движений), обладающих определенной властью.

6) Государство, как и иные организации в обществе — это орудие обеспечения прогрессаобщества: инструмент объединения, организации членов общества, важнейший регулятор общественной жизни.

Данные признаки государства нашли отражение в его определении.

Государство — это особая политико-территориальная, суверенная организация власти экономически доминирующего класса, обладающая обособленным от общества аппаратом управления, навязывающая посредством позитивного права и других средств (произвола) свою волю населению, существующая за счет налоговой эксплуатации, в той или иной степени осуществляющая общеполезные задачи.

Кроме названных, государство имеет множество других признаков. К важнейшим из них относят следующие.

7) Государство имеет свою территорию, границы, в пределах которой осуществляет свою власть. Родовая организация тоже могла иметь свою территорию, свои охотничьи угодья.

8) Государство представляет собой продукт развития общества: его экономики, социальной структуры, сознания, психологии.

9) Государство — это развивающееся явление. Оно проходит множество стадий развития, имеет свои особые свойства (цели, функции, структуру) на определенных этапах.

2) Понятие, признаки и основные элементы системы права. Требования к системе права.

Позитивное право предст.собой систему. Сист.позитивного права — совокуп. связанных между соб. норм права и их объединений (институтов права, отраслей права), сущ-щих в одном Г.

Элементы сист. позитив. права:

1) Нормы права— единичные правила поведения, устанавл-щие чьи-то обязанности совершить какое-то действие, запреты совершать какие-то действия, или дающие право на какое-то поведение. Между нормами сущ. гориз. и вертик. связи. Гориз. связи хар-тся взаимодополением норм. Норма, дающая право, должна дополняться нормой, устанавливающей обязанность вторых лиц не посягать на это право. Вертикальныесвязи (иерархия) хар-тся подчиненностью норм (субординацией) подзак. актов нормам законов и Конституции, норм субъектов федерации нормам федеративным.

2) Институт права— совокуп. норм права, регул-щих однородный вид обще-ых отношений. Отрасль права м. включать в себя неск. институтов права. Законодатель старается поместить нормы одного института права в один раздел или главу кодифицированного акта.

3) Отрасль права—совокуп. норм права, регул-их относительно обособленную, качественно однородную сферу общ-ых отношений (св. предмет регулирования) св. особым методом. Отрасль права склад. из нескольких институтов.

4)Подотрасль права—совокуп. институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу, нормы кот. регулируют св., чем-то отлич-ся общ-ные отношения.

5) Образования комплексного хар-ра, в кот. входят нормы различ. устоявшихся отраслей права, регул-их св. особую группу общ-ых отношений (морское, воздушное, банковское, хозяйственное, страховое, природоохранительное, тамож. право). В этих образованиях нет св. особого метода прав-го регулир.

6) Нормы и институты внутри развитых отраслей права делятся на 2части:

а) нормы и институты особенной части— нормы и институты отрасли права, устанав-щие конкретные права и обяз. субъектов права;

 б) нормы и институты общей части— совокуп. норм и институтов отрасли права, устанав-их общий порядок реализации норм особенной части. Такое деление есть в уг., гражд., админ., тамож. праве.

7) Вся сист. права традиционно делится на 2 большие группы:

а) частное право — регул. отнош. преимущественно между негосуд. субъектами, касающиеся их обособленных (частных) интересов. Сюда вход. нормы гражд. права, регул-ие отнош. между гражданами, орг-циями по поводу имущества, нормы семейного права;

б) публичное право — регул. отнош. по вмешательству Г. в общ-нную жизнь, по поводу общезначимых (публичных, общ-ных, гос. интересов) ценностей. Сюда включ. нормы угол., уг-процес., администр., гос-ного (конституционного) права. Ряд отраслей права носят частно-публичный (смешанный) хар-р: трудовое право, нормы регул-ие социальное обеспечение граждан.

8) Все отрасли и нормы права, входящие в сист. права разделяют на:

 а) нормыматериального права — определяют содержание основных прав и обяз. субъектов. Они указ., что м. или должен сделать субъект права;

 б) нормы процессуального права — устанавливают порядок реализ. или защиты, содер-хся в нормах материального права, субъективных прав и обязанностей. Они указ., как субъект права м. или должен реализовать норму материального права.

) Выделяют также группы:

а) внутригосуд-ного (национального)права, сост. из норм, принятых одним Г., для св. граждан;

б) международногоправа, принятого группами Г. или междунар. орг-иями (ООН). Структура права определ.его ролью в жизни общ-ва, хар-ром способа производства и полит. отношений. При феодальном, рабовлад. и бюрократическом способе производства решающую роль играет угол. и администр. право. При буржуазном способе произв-ва наибольшее развитие получает гражд. право.

Требования к сист. позитив.права:

1) Единство (целостность) и непротиворечивость. Это означ., что все нормы права д.б. направлены на реализацию единых целей. Это обеспеч. Эффек-ть действия права.Объективной основой выполнения этого треб. явл. однородность социально-экономич., политич. и идеологич.общ-ых отношений. Противоречивость этих условий (переход от одной социально-экономич.й с-мы к др., революционная сит., кризис идеологии) неизбежно порождает противоречивую с-му права. Примером явл. право в современной России.

Субъективной основой реализации этого требования явл. проведение научно-обоснованной правовой политики (правотворчества) с привлечением специалистов правоведов и представителей др. общественных наук. Для разрешения противоречий между нормами права используют специальные коллизионные нормы и правила. В политических целях законодатели часто приним. общие нормы одного содержания, а конкретизирующие их нормы с др. содержанием. Это позвол. правоприменителю использ. в св. интересах то одну, то др. норму.

2) Разделение труда и взаимодополняемость эл-тов сист. права.

а) раздел. труда м-ду отраслями права по регулированию св. областей общ-нных отношений;

б) разделение труда между нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов отношений (материальным правом), и нормами, устанавливающими порядок реализации этих права (процессуальными нормами).

3) Объективность (не искусственность) системы. Это означает, что нормы права должны вытекать из объективных требований общественного развития. Они не должны быть оторваны от жизни, не быть искусственными. Разделения норм права на отрасли, институты права должно происходить не произвольно, а в соответствии с особенностями предмета регулирования (круга общественных отношений) и применяемых методов.

4) Динамизм — развитие вместе с изменениями общ-ных отношений, наполнение новыми нормами, выделением новых институтов, отраслей и подотраслей права.

 

БИЛЕТ № 2 (3,4)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...