Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика проведения практических занятий.




Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах – это групповые занятия, т. к. на них моделируются и обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в деятельности научного исследователя. Студенты отрабатывают практические действия. Формы практических занятий: семинары-практикумы, семинары-дискуссии, собственно практические занятия, лабораторные занятия. Обучение профессиональной деятельности проводится преимущественно в индивидуальной форме и в микрогруппах.

Методика проведения деловой игры

Д.и. – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Д.И. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность (учебную и и профессиональную). Усвоение знаний, формирование умений. Навыков осуществляется как бы наложением на канву профессионального труда в его предметном и социальном аспектах. Эти знания усваиваются в процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации. Творческая активность личности проявляется в д.и, когда студент находит оригинальное решение. Д.и. мобилизует резервы умственной деятельности, т.к. усиливает познавательно-оценочное восприятие информаици, а с другой стороны – восполняет пробелы в имеющейся информации за счет комплексного «видения» микропроблем, возникающих в процессе игры. Это расширяет диапозон мышления, так как студент учится не только видеть место, где произошла ошибка, но и понимать, почему он произошел.

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. При этом студенты могут выступать в различных ролях: преподавателя, методиста, инспектора, проверяющего и т.д. Д.и. может заранее планироваться (составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и проводиться на практическом занятии. Предварительно нужно пронаблюдать за действиями реальных учителей и т.п., вести записи, которые станут потом материалом для деловой игры. Д.И. ставит студента в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица, заставляет его мыслить конкретно и предметно, с явно осознаваемой целью достичь реально осознаваемого результата. И это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает целеустремленнее мышление, а значит, способствует лучшему усвоению.

Подготовка д.и.: подготовка руководства игры и группы обеспечения; методического и технического обеспечения; проведение инструктивных занятий и пробного проигрывания игры; адаптация игры к контингенту участников и условиям ее проведения; проведение необходимых расчетов; формирование состава игровых групп; подготовка будущих участников игры, оценка уровня готовности к игре.

Проведение д.и.

Проблемы: создание на занятии творческой атмосферы, критики и самокритики; ввод участников в игровую деятельность, поддержание эмоционального заряда, изменение хода игры.

Методика организации и управления учебной дискуссией

Дискуссия – это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями. Это ведет к рождению неординарных решений.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях, лекциях, дискуссиях. Эффективность дискуссии измеряется тем, насколько удалось активизировать мышление студентов и в какой мере это повысило качество усвоения, вызвало интерес к изучаемым вопросам.

Цель дискуссии – это решение проблемы; средство – выдвижение гипотез и проверка их в споре; результат – вывод, который удовлетворяет участников. Результатом учебной дискуссии может быть глубокий анализ и понимание спорной проблемы, а значит и лучшее усвоение темы, разжигание любознательности, интереса к науке, активизация мышления, а также развития умения вести дискуссию. Отбор и формулировка вопросов для развертывания дискуссии подчиняется задуманной цели.

Управление дискуссией

1. Вступительное слово.

2. Предоставление слова студентам (доклады, содоклады).

3. Соответствующие наводящие вопросы.

4. Вопросы к группе.

5. Выработка решения, вывод.

Главное – не мешать столкновению разных мнений. Создать условия для дискуссии, направлять дискуссию в нужное русло, корректировать выступления своими вопросами.

Дискуссия имеет ту же структуру, что и любая деятельность – мотивы, цели, средства, результат. Дискуссия ведется не вокруг теории, а вокруг вопроса о том, как понимать известную теорию. Дискуссия не гарантирует высказывания ошибочных мнений, а наоборот. Исправляя ошибочные мнения студенты учатся мыслить. Методическое мастерство преподавателя в том, чтобы развернуть выступления и тут же исправить ошибки.

7 вариантов дискуссии

1. Эвристический (использование интуиции и здравого смысла и склонение на свою точку зрения другого).

2. Логический.

3. Софический (победить любым путем).

4. Авторитарный.

5. Критикующий (акцент при споре на недостатках другой точки зрения).

6. Демагогический (уведение дискуссии в сторону от истины.

7. Прагматический (спор не ради истины а ради своих практических целей).

Конструктивные цели в дискуссии: обсудить все варианты решения проблем, выработать коллективное мнение, опровергнуть ненаучный. Некомпетентный подход.

Деструктивные цели: расколоть участников, завести решение проблемы в тупик.

Участники спора могут иметь следующие роли: авторитет, эврист, альтруист, критик, инициатор, теоретик, практик, лидер, независимый эксперт, оптимист, принимающий решения, авторитарный, скептик, лживый, конфликтный, эгоист, соглашатель, наблюдатель, пессимист, подстрекатель, агрессор, фанатик, консерватор, демагог и т.п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...