Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Инновационные методы обучения в вузе.
Термин "новое" и синонимичное к нему понятие "инновации" трактуется как впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего. Создание нового называется инновационной деятельностью и понимается как изменение, обновление, улучшение в различных сферах учебного процесса: Инновационное обучение, в отличие от обучения традиционного, характеризуют следующие целевые установки: диалогичность во взаимоотношениях студентов и педагога; деятельностно-творческий характер мыслительных и практических действий; направленность на поддержку индивидуального развития личности, конструирование индивидуальных программ развития; предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения. Для реализации данных целевых установок инновационное обучение опирается на технологии, позволяющие: рассматривать содержание обучения как средство развития личности, а не как доминирующую цель школы; вести обучение как процесс освоения обобщенных знаний, умений и навыков и способов мышления; объединять школьные дисциплины на основе создания интегративных курсов; осуществлять вариативность и дифференциацию обучения; использовать гибкую стимуляцию учения. Методы проблемного обучения Постановка студента в проблемную ситуацию – это и есть создание для него интеллектуальной трудности, справиться с которой он может при помощи мышления (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов). Проблемная задача – это учебная задача с четкими условиями. Содержание учебной проблемы – проблемной задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного – это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений. Проблемная задача требует нахождения ответа и его обоснования. Проблемный вопрос – это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос. «Как вы понимаете слова…?» «Как это объяснить?» «Как доказать?» Эти вопросы требуют работы мышления и являются проблемными. Вопросы «Кто? Что? Когда? Где?» – требуют ответа на основе памяти. Проблемное задание – это учебное задание, составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса. Условия создания проблемной ситуации: 1. Преподаватель дает задание, выполняя которое учащиеся получат новые знания или способы действия. 2. Доступность. 3. Учет реального уровня знаний. 4. Вопросы и задания должны ставить в проблемные ситуации. 5. Мотивация – недостаток информации. 6. Если неполучилось – нужно указать причины затруднений. Алгоритмизированное обучение Л.Н.Ланда предложил алгоритмизировать процесс обучения. Алгоритм – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу ихпростоты понимаются всеми. Алгоритм – это система указаний. Методы активного обучения Одним из важных требований к выбору методов обучения является активизация учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала. Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших обобщенное название методов активного обучение. Методы активного обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей при активизации мыслительной деятельности обучаемых. Методы обучения могут быть имитационными (имитация профессиональной деятельности) и неимитационными (все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные делятся на игровые (деловая игра, игровое проектирование) и неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач). Выделяют три группы методов активного обучения: 1) методы организации учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; 3) контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Методы активного обучения должны отвечать целям и задачам обучения и учитывать особенности учебного процесса. При активном обучении выделяют три основные составляющие учебного процесса: объект обучения (кто учится); предмет изучения; субъект обучения (кто учит). Средства обучения в вузе. Классификации средств обучения
Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения содержания обучения. Средства обучения, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения: информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Существует множество различных классификаций, основанных на характере этих средств, степени сложности, субъектов деятельности, характеру участия в их конструировании, по составу объектов и др. Рассмотрим две из перечисленных классификаций. Существует классификация дидактических средств с точки зрения их степени сложности. В этой классификации средства расположены по нарастанию возможности заменять действия преподавателя и автоматизировать действия студента. Простые средства: словесные: учебники и другие тексты. простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. Сложные средства: механические визуальные приборы: диапроектор, фильмоскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео; средства, автоматизирующие процесс обучения: лингафонные кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. По составу объектов средства обучения можно классифицировать на материальные и идеальные. Материальные средства обучения: учебники и учебные пособия, средства наглядности: объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.), учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, материально-технические условия обучения: помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания и др. Система материальных средств обучения строится согласно следующим принципам: оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.д.; все приборы, имеющие общее назначение, должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам; количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности школьной программы в системе, но без излишеств; средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы. Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют преподавателя и учащиеся для усвоения новых знаний. Средства умственных действий - это "мысли о мыслях". Чтобы преподаватель или учащийся мог их изложить, необходимо представить их в соответствующей форме, например, вербализации (устная и письменная речь) или материализации (уравнения, графики, таблицы, схемы, условные обозначения, коды, чертежи, диаграммы, опорные конспекты и др.). Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний студентов многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта Методика проведения лекций Виды и функции лекций. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |