Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инновационные методы обучения в вузе.




Термин "новое" и синонимичное к нему понятие "инновации" трактуется как впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего. Создание нового называется инновационной деятельностью и понимается как изменение, обновление, улучшение в различных сферах учебного процесса:

Инновационное обучение, в отличие от обучения традиционного, характеризуют следующие целевые установки:

диалогичность во взаимоотношениях студентов и педагога;

деятельностно-творческий характер мыслительных и практических действий;

направленность на поддержку индивидуального развития личности, конструирование индивидуальных программ развития;

предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения.

Для реализации данных целевых установок инновационное обучение опирается на технологии, позволяющие:

рассматривать содержание обучения как средство развития личности, а не как доминирующую цель школы;

вести обучение как процесс освоения обобщенных знаний, умений и навыков и способов мышления;

объединять школьные дисциплины на основе создания интегративных курсов;

осуществлять вариативность и дифференциацию обучения;

использовать гибкую стимуляцию учения.

Методы проблемного обучения

Постановка студента в проблемную ситуацию – это и есть создание для него интеллектуальной трудности, справиться с которой он может при помощи мышления (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов).

Проблемная задача – это учебная задача с четкими условиями.

Содержание учебной проблемы – проблемной задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного – это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений.

Проблемная задача требует нахождения ответа и его обоснования.

Проблемный вопрос – это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос. «Как вы понимаете слова…?» «Как это объяснить?» «Как доказать?» Эти вопросы требуют работы мышления и являются проблемными.

Вопросы «Кто? Что? Когда? Где?» – требуют ответа на основе памяти.

Проблемное задание – это учебное задание, составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса.

Условия создания проблемной ситуации:

1. Преподаватель дает задание, выполняя которое учащиеся получат новые знания или способы действия.

2. Доступность.

3. Учет реального уровня знаний.

4. Вопросы и задания должны ставить в проблемные ситуации.

5. Мотивация – недостаток информации.

6. Если неполучилось – нужно указать причины затруднений.

Алгоритмизированное обучение

Л.Н.Ланда предложил алгоритмизировать процесс обучения. Алгоритм – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу ихпростоты понимаются всеми. Алгоритм – это система указаний.

Методы активного обучения

Одним из важных требований к выбору методов обучения является активизация учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших обобщенное название методов активного обучение.

Методы активного обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей при активизации мыслительной деятельности обучаемых.

Методы обучения могут быть имитационными (имитация профессиональной деятельности) и неимитационными (все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные делятся на игровые (деловая игра, игровое проектирование) и неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).

Выделяют три группы методов активного обучения:

1) методы организации учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

3) контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы активного обучения должны отвечать целям и задачам обучения и учитывать особенности учебного процесса.

При активном обучении выделяют три основные составляющие учебного процесса: объект обучения (кто учится); предмет изучения; субъект обучения (кто учит).

Средства обучения в вузе.

Классификации средств обучения

 

Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения содержания обучения.

Средства обучения, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса.

Основные функции средств обучения: информационная, дидактическая, контрольная.

В науке нет строгой классификации дидактических средств. Существует множество различных классификаций, основанных на характере этих средств, степени сложности, субъектов деятельности, характеру участия в их конструировании, по составу объектов и др. Рассмотрим две из перечисленных классификаций.

Существует классификация дидактических средств с точки зрения их степени сложности. В этой классификации средства расположены по нарастанию возможности заменять действия преподавателя и автоматизировать действия студента.

Простые средства:

словесные: учебники и другие тексты.

простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.

Сложные средства:

механические визуальные приборы: диапроектор, фильмоскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.;

аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио;

аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео;

средства, автоматизирующие процесс обучения: лингафонные кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

 По составу объектов средства обучения можно классифицировать на материальные и идеальные.

Материальные средства обучения:

учебники и учебные пособия,

средства наглядности:

объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.);

проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.),

учебно-технические средства,

учебно-лабораторное оборудование,

материально-технические условия обучения: помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания и др.

 Система материальных средств обучения строится согласно следующим принципам:

оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.д.;

все приборы, имеющие общее назначение, должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам;

количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности школьной программы в системе, но без излишеств;

средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы.

 Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют преподавателя и учащиеся для усвоения новых знаний.

 Средства умственных действий - это "мысли о мыслях". Чтобы преподаватель или учащийся мог их изложить, необходимо представить их в соответствующей форме, например, вербализации (устная и письменная речь) или материализации (уравнения, графики, таблицы, схемы, условные обозначения, коды, чертежи, диаграммы, опорные конспекты и др.). Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга.

 Влияние всех средств обучения на качество знаний студентов многосторонне:

материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний;

идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта

Методика проведения лекций

Виды и функции лекций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...