Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации к проведению лекций.




Лекции и семинары связаны с жизнью, необходимо проблемное изложение. Чтение лекции – своеобразная творческая задача. Теорию нужно переложить и преподнести в доступной форме. Формирование понятий на лекции – особая педагогическая задача. Изложение материала должно быть доказательным, эмоциональным, проблемным.

51. Виды и функции лекций.

Функции лекции:

1) информационная (информирует о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы и знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас. Лекция – источник адаптированной к ним научной информации. 2) ориентирующая. Лекция ориентирует в научной и методической литературе, причем не только ссылкой на книги и авторов, но и на показ генезиса теорий, идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, в каком научном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. 3) разъясняющая функция. Разъяснение основных понятий, составляющих стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. 4) убеждающая функция. Она осуществляется через доказательность утверждений лектора. Чтобы убедить – надо доказать. Доказательность речи лектора может быть обеспечена как реальными фактами, так и силой логики. Доказательство фактами – это когда теоретические выводы делаются на основе обобщения экспериментальных фактов. Доказательство логическое – такое рассуждение, в процессе которого одна мысль обосновывается с помощью других, если их истинность для слушателей очевидна или известна им как ранее доказанная. Всякое логическое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации, т. е. показа последовательной связи мыслей, вытекающих с неизбежностью друг из друга и приводящих к выводу. 5) воодушевляющая функция (заинтересовать).

Виды лекций

1) лекция беседа. Это диалог с аудиторией. Форма вовлечення слушателей в учебный процесс. Непосредственный контакт с аудиторией. Преимущество – привлечение внимания к наиболее важным вопросам темы. Беседа известна еще со времен Сократа. Групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт в знания. В условиях обучения педагогов это имеет особое значение. Но невозможно вовлечь в беседу каждого студента – это недостаток.

Приемы:

· вопросы к аудитории (озадачивание) – вопросы не для контроля усвоения знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Адресуются вопросы всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. Формулировать вопросы нужно так, чтобы слушатели давали однозначные ответы для экономии времени. С учетом разногласий или единодушия преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения. Доказательно излагает тезисы выступления. Вопросы нужны для сосредоточения внимания на отдельных нюансах темы. Слушатели самостоятельно приходят к выводам, которые преподаватель сообщает в качестве новых знаний. Благодаря вопросам слушатели понимают глубину и важность проблемы, что повышает интерес и степень восприятия материала.

· Приглашение к коллективному исследованию (беглая «мозговая атака»). Преподаватель предлагает вывести совместно правило, комплекс требований или закономерность процесса, явления. При этом обращается к опыту и знаниям аудитории. П. Уточняет и дополняет внесенные предложения. Подводит под коллективный опыт теоретическую базу. П. Систематизирует и вырабатывает совместный тезис. (Традиционная форма – перечислить требования самому). П. Фиксирует на доске высказанное, организует совместный анализ, уточняют. Далее следует конкретизация формулировок. Затем – вывод, заключительное слово преподавателя.. Таким образом, удается не только сообщить слушателям полезную информацию.

Лекция-дискуссия

Организация свободного обмена мнениями в интервалах между логическими разделами. Лекция-дискуссия активизирует познавательную деятельность аудитории. П. Управляет коллективным мнением. Анализ и обсуждение конкретного материала. П. По ходу лекции приводит примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает слушателям коротко обсудить.

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Способ активизации учебно-познавательной деятельности. На обсуждение ставится конкретная ситуация. Она может быть представлена в короткой видеозаписи. Слушатели обсуждают ее сообща. П. активизирует, задает вопросы, выясняет оценкук суждений, предлагает сопоставить с собственной практикой, сталкивает различные мнения, развивает дискуссию. Затем опираясь на правильные высказывания и анализируя неравильные, убедительно подводит аудиторию к выводу и обобщению.

Иногда обсуждение микроситуации используется в качестве своеобразного пролога к последующей части лекции. Это подготавливает к творческому восприятию изучаемого материала. Ситуация подбирается достаточно характерная. Но основным содержанием занятия является лекционный материал, и преподаватель вынужден обрывать дискуссию, оставляя аудиторию неудовлетворенной. Дискуссия переносится на занятие.

Лекция с применением техники обратной связи.

Обратная связь – реакция слушателей. Шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения. Вопросы задаются в начале и в конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно  отвечает на вопрос, П. Ограничивает изложение кратким тезисом, переходит к следующему разделу лекции. Затем читает текст, затем задает вопрос, который предназначен для выяснения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...