Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика проведения практических занятий.




Методика проведения лабораторных занятий в вузе.

Проведение занятий в интерактивных формах.

Лекция

Методы интерактивного обучения

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает группа взаимодействующих студентов, которые обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. Все интерактивные методы есть создание обстановки совместной творческой продуктивной деятельности преподавателя и студентов, где идет процесс взаимодействия личностей, а не только процесс познания

1. Эвристическая беседа. (Происхождение от сократовской беседы. «Эвристика» с греч. – нахожу, открываю, отыскиваю).

Обучение организуется в форме эвристической беседы. Ставятся проблемные вопросы. Решаются познавательные задачи. Учебные проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя.

Эвристический метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы в сочетании с решением познавательных задач.

В ходе проведения эвристической беседы реализуются следующие функции учебной деятельности. Самостоятельное усвоение знаний и способов действий, развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение новых признаков изучаемого объекта, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых. Развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений, обучение студентов приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, аффилиации достижения.

Правила проведения эвристической беседы:

1. Формирование новых знаний происходят на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой (участие в эвристической беседе, задавание учащимися встречных проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач.

2. Преподаватель создает проблемные ситуации, обучаемые анализируют их и ставят проблемы, выдвигают и доказывают гипотезы, делают выводы.

3. Оценка ставится за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска, выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.

Этот метод относим к интерактивным методам, так как мыслительный писк является коллективным. Где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями.

2. Дискуссия.

Дискуссия – это специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа.

Дискуссия – это форма речевой деятельности, в которой идет борьба между мнениями. Мнения должны быть аргументированными.

Формы участия в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но не навязывание мнения. Нужно тонко управлять ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины. Преподаватель высказывает свою точку зрения в порядке извлечения выводов из высказываний студентов и аргументированного опровержения ошибочных суждений.

Используются дискуссии на лекциях-дискуссиях, семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов.

3. «Мозговая атака». Заключается в поиске ответов специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих идей, догадок, предположений, случайных аналогий, ассоциаций.

4. Метод «круглого стола».

Метод заимствован из политики и науки. Обмен мнениями позволяет находить точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов. В обучении метод используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах с участием специалистов разного профиля. Круглый стол можно провести в рамках студенческой конференции.

Круглый стол предполагает консенсус – общий согласованный вывод.

5. Метод «деловой игры».

Деловая игра применяется чаще всего для обучения управленческой деятельности, а также можно проигрывать урок, разбор ошибок на уроке, работу с отстающими и т.д. Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучать студентов, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Студенты могут выступать в разных ролях: преподавателя, методиста, инспектора, студента, студента-практиканта и т.д. Деловая игра заранее планируется и проводиться на семинарском занятии. Она ставит студента в ситуацию реальных действий. Деловая игра способствует размышлению в конкретной и предметной ситуации. Цель является реально ощутимой. Это обостряет внимание. Делает целеустремленнее мышление, способствует лучшему усвоению.

Конкурсы практических работ с их обсуждением.

Обсуждение конспектов уроков, лекций, семинаров. Происходит обмен опытом, знаниями, практическими умениями. Применяется на конференциях по педагогической практике.

 

Методика проведения лекций

Лекция является одной из основных форм обучения, поручается самым опытным преподавателям. Условия пробуждения познавательного интереса на лекции: 1 условие осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки. 2. осознание новизны материала. 3. стимулирование работы мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...