Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционные методы обучения в вузе.




Для современного традиционного обучения характерны следующие черты:

стандартизация образовательного процесса, при которой обучение ориентируется на возможности среднего студента;

догматический подход к отбору содержания образования, технократизм в построении методик обучения и воспитания;

императивный стиль управления познавательной деятельностью, для которого характерно авторитарное воздействие, пресечение инициативы, творчества личности;

представление обучаемого объектом педагогических воздействий, а преподавателя исполнителем директивных указаний управленческих органов;

монологизированное воздействие, при котором содержание образования транслируется только в одном направлении: от преподавателя к студентам;

ролевое взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписываются определенные функциональные обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;

игнорирование индивидуального опыта личности как "ненаучного" и мешающего образовательному процессу.

Понятие о методах обучения

 В дидактике существует категория "методы обучения", отвечающая на вопрос: "Как надо организовывать учебный процесс?". Метод обучения (от греч. methodos - путь исследования) - путь взаимосвязанной упорядоченной деятельности преподавателя и студентов, направленной на решение дидактических задач. С категорией "метод" тесно связана категория "прием" - совокупность конкретных действий преподавателя и студентов в ходе учения и преподавания. Между данными понятиями существует сложная взаимосвязь:

прием выступает составной частью метода (например, составление плана выступает как прием в рамках метода лекции, беседы, самостоятельной работы студентов);

в отдельных случаях метод выступает как прием в составе другого метода (например, если в ходе лекции используется метод демонстрации, то он рассматривается как прием).

 За долгую историю развития педагогической науки и практики было разработано множество методов обучения, поэтому встает вопрос об их классификации. Сложность заключается в том, что в современной дидактике нет единых подходов к классификации методов обучения, в результате чего их делят:

- по источнику знаний;

- по назначению;

- по основным этапам обучения;

- по дидактическим целям;

- по типу познавательной деятельности;

- по месту в структуре деятельности.

 Классификация методов обучения по источнику получения знаний (С.И.Перовский, Е.Я.Голант) включает три основных группы методов:

словесные методы, в рамках которых источником получения знаний выступает устное или печатное слово (лекция, беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой);

наглядные методы, при которых усвоение учебного материала осуществляется с помощью наглядных пособий, наблюдений за предметами и явлениями (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практические методы, в рамках которых освоение знаний осуществляется в ходе выполнения практических действий (упражнения, лабораторные работы, практические работы).

 Классификация методов обучения по назначению (В.А.Онищук) основана на учете того, на что преимущественно направлена деятельность преподавателя и студентов. В соответствии с этим в данной классификации выделяют:

коммуникативный метод, направленный на усвоение готовых знаний;

познавательный метод, направленный на восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала;

преобразовательный метод, направленный на творческое применение знаний на основе умений и навыков;

систематизирующий метод, направленный на обобщение и систематизацию полученных знаний, умений и навыков;

контрольный метод, направленный на проверку усвоенных знаний, коррекцию сформированных умений и навыков.

 Классификация методов по основным этапам обучения (В.Ф.Паламарчук, В.И.Паламарчук) основана на учете того, на каком этапе урока они применяются и какую выполняют роль в учебно-познавательном процессе. Данная классификация включает следующие группы методов:

методы этапа восприятия-усвоения знаний (лекция, беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа с книгой);

методы этапа усвоения-воспроизведения (проблемная ситуация, игра, дискуссия, упражнение, лабораторная работа, взаимообучение, зачет, экзамен);

методы этапа воспроизведения-выражения (самостоятельный поиск, художественное исполнительство, самоанализ).

 Классификация методов обучения по дидактическим целям (М.А.Данилов, Б.П.Есипов), включает в себя следующие группы методов:

методы изложения новых знаний;

методы повторения и закрепления знаний;

методы применения знаний;

методы контроля за знаниями студентов.

 Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер) студентов включает следующие группы:

объяснительно-иллюстративный метод, цель которого - передать студентам готовые знания;

репродуктивный метод, цель которого - многократное повторение способа деятельности по заданному образцу;

частично-поисковый (эвристический) метод, цель которого - помочь студентам решить учебно-познавательную проблему, разбивая ее на отдельные этапы-шаги;

исследовательский метод, цель которого - приобщить студентов к творческому применению полученных знаний;

проблемный метод, цель которого - научить студентов самостоятельно решать учебно-познавательные проблемы.

 Классификация методов по их месту в структуре учебной деятельности, предложенная Ю.К.Бабанским, основана на рассмотрении обучения как особой деятельности, которую вначале надо организовать (методы организации обучения), затем вызвать желание ей заниматься (методы стимулирования и мотивации) и, наконец, проверить достигнутые результаты методы контроля за результатами обучения). Данная классификация является наиболее полной и четкой, включает в себя группы и подгруппы методов.

Методы организации обучения делятся на группы в зависимости от того:

а) как объясняется материал:

словесные методы (лекция, беседа, рассказ, диспут);

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация);

практические методы (упражнение, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия);

б) в какой логике идет объяснение:

индуктивные методы (от частных случаев, примеров и фактов - к обобщениям и выводам);

дедуктивные методы (от выводов, формул, обобщений - к примерам, частным случаям, отдельным фактам);

в) как мыслят студенты:

репродуктивные методы;

проблемные методы;

г) как работают студенты:

методы работы под руководством преподавателя;

методы самостоятельной работы студентов.

2 Методы стимулирования и мотивации делятся на группы в зависимости от того, на какую сферу личности они направлены:

а) методы стимулирования интереса в учении (дидактические игры, учебные дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.);

б) методы, стимулирующие долг и ответственность в учении (поощрение, порицание, метод предъявления требований, метод отметки, метод оценки);

3. Методы контроля за результатами обучения в зависимости от сферы их применения делятся на следующие группы:

а) методы устного контроля (индивидуальный, групповой, фронтальный опрос, устный зачет, экзамен и др.);

б) методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты, экзамены, письменный тестовый контроль и др.);

в) методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы, машинный, машинно-программированный, безмашинный контроль).

 Из проведенного анализа видно, сколь велико многообразие методов обучения и как сложна проблема их выбора. Для оптимального выбора методов обучения к каждому конкретному уроку преподавателю необходимо учесть следующие параметры:

содержание изучаемого материала (сложность или легкость, наличие или отсутствие частных примеров и отдельных фактов, объем и др.);

тип урока, определяемый дидактической целью и местом в изучаемой теме (например, для урока формирования практических навыков лучше выбрать практические методы обучения);

возможности класса (возраст, степень подготовленности, доминирующий уровень познавательного интереса);

соотвенные возможности (временные, материально-технические, методические).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 501.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...