Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Традиционные методы обучения в вузе.
Для современного традиционного обучения характерны следующие черты: стандартизация образовательного процесса, при которой обучение ориентируется на возможности среднего студента; догматический подход к отбору содержания образования, технократизм в построении методик обучения и воспитания; императивный стиль управления познавательной деятельностью, для которого характерно авторитарное воздействие, пресечение инициативы, творчества личности; представление обучаемого объектом педагогических воздействий, а преподавателя исполнителем директивных указаний управленческих органов; монологизированное воздействие, при котором содержание образования транслируется только в одном направлении: от преподавателя к студентам; ролевое взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписываются определенные функциональные обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности; игнорирование индивидуального опыта личности как "ненаучного" и мешающего образовательному процессу. Понятие о методах обучения В дидактике существует категория "методы обучения", отвечающая на вопрос: "Как надо организовывать учебный процесс?". Метод обучения (от греч. methodos - путь исследования) - путь взаимосвязанной упорядоченной деятельности преподавателя и студентов, направленной на решение дидактических задач. С категорией "метод" тесно связана категория "прием" - совокупность конкретных действий преподавателя и студентов в ходе учения и преподавания. Между данными понятиями существует сложная взаимосвязь: прием выступает составной частью метода (например, составление плана выступает как прием в рамках метода лекции, беседы, самостоятельной работы студентов); в отдельных случаях метод выступает как прием в составе другого метода (например, если в ходе лекции используется метод демонстрации, то он рассматривается как прием). За долгую историю развития педагогической науки и практики было разработано множество методов обучения, поэтому встает вопрос об их классификации. Сложность заключается в том, что в современной дидактике нет единых подходов к классификации методов обучения, в результате чего их делят: - по источнику знаний; - по назначению; - по основным этапам обучения; - по дидактическим целям; - по типу познавательной деятельности; - по месту в структуре деятельности. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (С.И.Перовский, Е.Я.Голант) включает три основных группы методов: словесные методы, в рамках которых источником получения знаний выступает устное или печатное слово (лекция, беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой); наглядные методы, при которых усвоение учебного материала осуществляется с помощью наглядных пособий, наблюдений за предметами и явлениями (метод иллюстраций, метод демонстраций); практические методы, в рамках которых освоение знаний осуществляется в ходе выполнения практических действий (упражнения, лабораторные работы, практические работы). Классификация методов обучения по назначению (В.А.Онищук) основана на учете того, на что преимущественно направлена деятельность преподавателя и студентов. В соответствии с этим в данной классификации выделяют: коммуникативный метод, направленный на усвоение готовых знаний; познавательный метод, направленный на восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала; преобразовательный метод, направленный на творческое применение знаний на основе умений и навыков; систематизирующий метод, направленный на обобщение и систематизацию полученных знаний, умений и навыков; контрольный метод, направленный на проверку усвоенных знаний, коррекцию сформированных умений и навыков. Классификация методов по основным этапам обучения (В.Ф.Паламарчук, В.И.Паламарчук) основана на учете того, на каком этапе урока они применяются и какую выполняют роль в учебно-познавательном процессе. Данная классификация включает следующие группы методов: методы этапа восприятия-усвоения знаний (лекция, беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа с книгой); методы этапа усвоения-воспроизведения (проблемная ситуация, игра, дискуссия, упражнение, лабораторная работа, взаимообучение, зачет, экзамен); методы этапа воспроизведения-выражения (самостоятельный поиск, художественное исполнительство, самоанализ). Классификация методов обучения по дидактическим целям (М.А.Данилов, Б.П.Есипов), включает в себя следующие группы методов: методы изложения новых знаний; методы повторения и закрепления знаний; методы применения знаний; методы контроля за знаниями студентов. Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер) студентов включает следующие группы: объяснительно-иллюстративный метод, цель которого - передать студентам готовые знания; репродуктивный метод, цель которого - многократное повторение способа деятельности по заданному образцу; частично-поисковый (эвристический) метод, цель которого - помочь студентам решить учебно-познавательную проблему, разбивая ее на отдельные этапы-шаги; исследовательский метод, цель которого - приобщить студентов к творческому применению полученных знаний; проблемный метод, цель которого - научить студентов самостоятельно решать учебно-познавательные проблемы. Классификация методов по их месту в структуре учебной деятельности, предложенная Ю.К.Бабанским, основана на рассмотрении обучения как особой деятельности, которую вначале надо организовать (методы организации обучения), затем вызвать желание ей заниматься (методы стимулирования и мотивации) и, наконец, проверить достигнутые результаты методы контроля за результатами обучения). Данная классификация является наиболее полной и четкой, включает в себя группы и подгруппы методов. Методы организации обучения делятся на группы в зависимости от того: а) как объясняется материал: словесные методы (лекция, беседа, рассказ, диспут); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация); практические методы (упражнение, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия); б) в какой логике идет объяснение: индуктивные методы (от частных случаев, примеров и фактов - к обобщениям и выводам); дедуктивные методы (от выводов, формул, обобщений - к примерам, частным случаям, отдельным фактам); в) как мыслят студенты: репродуктивные методы; проблемные методы; г) как работают студенты: методы работы под руководством преподавателя; методы самостоятельной работы студентов. 2 Методы стимулирования и мотивации делятся на группы в зависимости от того, на какую сферу личности они направлены: а) методы стимулирования интереса в учении (дидактические игры, учебные дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.); б) методы, стимулирующие долг и ответственность в учении (поощрение, порицание, метод предъявления требований, метод отметки, метод оценки); 3. Методы контроля за результатами обучения в зависимости от сферы их применения делятся на следующие группы: а) методы устного контроля (индивидуальный, групповой, фронтальный опрос, устный зачет, экзамен и др.); б) методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты, экзамены, письменный тестовый контроль и др.); в) методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы, машинный, машинно-программированный, безмашинный контроль). Из проведенного анализа видно, сколь велико многообразие методов обучения и как сложна проблема их выбора. Для оптимального выбора методов обучения к каждому конкретному уроку преподавателю необходимо учесть следующие параметры: содержание изучаемого материала (сложность или легкость, наличие или отсутствие частных примеров и отдельных фактов, объем и др.); тип урока, определяемый дидактической целью и местом в изучаемой теме (например, для урока формирования практических навыков лучше выбрать практические методы обучения); возможности класса (возраст, степень подготовленности, доминирующий уровень познавательного интереса); соотвенные возможности (временные, материально-технические, методические). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 501. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |