Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Психологическая характеристика




Познавательных процессов. Ощущение и восприятие, их роль в работе врача. Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях, возможность их оценки в практической деятельности врача.

Цели и задачи:формирование представлений о специфике когнитивных процессов, изучение психофизиологических особенностей ощущений и восприятия, их роль в лечебно-диагностическом процессе.

Основные понятия:когнитивные процессы, ощущение, восприятие, апперцепция, пороги ощущений, адаптация, мышление.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Современный психофизиологический подход к пониманию природы ощущений и восприятия;

2. Психологическая характеристика основных свойств восприятия. Гештальт-психология и ее роль в понимании перцептивных процессов.

3. Адаптационные свойства ощущений и восприятия, их роль в лечебно-диагностическом процессе;

4. Возможности психодиагностики перцептивных процессов;

5. Значение перцепции в работе врача. Способы развития.

 

Классики говорят, что…….

«Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам»

А.Н. Леонтьев, психолог, 1976

«Воспринимая человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; а иногда не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается или вслушивается...»

С.Л. Рубинштейн

 «Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим».

Р.Л. Грегори, психолог, 1981

 

Задание № 1. Провести психологический анализ субъективного состояния слабослышащего человека.

«О люди, вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлобленным, сумасшедшим или человеконенавистником, о, как вы несправедливы! Вы не знаете той скрытой причины, по которой я кажусь вам таким. По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз новой подтверждение моего увечья. И мне невозможно было сказать людям: «Говорите со мной громче, кричите, потому что я глухой!..» Простите же меня за то, что я вынужден сторониться всех, меж тем как мне хотелось бы быть среди вас. Мое несчастье для меня тем мучительнее, что я из-за него остаюсь непризнанным. Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности».

 

Задание № 2. Исследование алекситимии

«Термин «алекситимия» ввел в литературу P.E.Sifneos в 1972 г. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе - «нет слов для названия чувств»). Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения J.Ruesch (1948), установившего, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся описанной им «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном и символическом выражении эмоций. Близкие особенности психосоматических пациентов были описаны также в 1963 г. P.Marty и de M.M.Uzan.

Алекситимия является психологической характеристикой, определяемой следующими когнитивно-аффективными особенностями: 1) трудностью в определении (идентификации) и описания собственных чувств; 2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; 4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Торонтская алекситимическая шкала (TAS)

Инструкция: пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны с каждым из следующих утверждений, ставя знак »Х» в соответствующем месте. Давайте только один ответ на каждое утверждение: A - Совершенно не согласен.

                      B - Скорее не согласен.

                      C - Ни то, ни другое.

                      D - Скорее согласен.

                      E - Совершенно согласен.

1. Когда я плачу, я всегда знаю, почему

2. Мечты - это потеря времени

3. Я хотел бы быть не таким застенчивым

4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства я испытываю

5. Я часто мечтаю о будущем

6. Мне кажется, я так же легко способен заводить друзей, как и другие

7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений

8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств

9. Мне нравиться ставить в известность людей о моей позиции по тем или иным вопросам

10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам

11. Мне недостаточно знать, что что-то привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит

12. Я способен с легкостью описать свои чувства

13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать

14. Когда я расстроен, я не знаю, печален ли я, испуган или зол

15. Я часто даю волю воображению

16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ни чем другим

17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле

18. Я редко мечтаю

19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так

20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение

21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях

22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к другим людям.

23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства

24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему

25. Я не знаю, что происходит у меня внутри

26. Я часто не знаю, почему я сержусь

Подсчет баллов по тесту алекситимии осуществляется следующим образом: ответ «совершенно не согласен» - 1 балл; «скорее согласен» - 2; «ни то, ни другое» - 3; «скорее согласен» - 4; «совершенно согласен» - 5. Эта система баллов действительна для пунктов: 2; 3; 4; 7; 8; 10; 14; 16; 17; 18; 19; 20; 22; 23; 25; 26; Обратный код имеют пункты: 1; 5; 6; 9; 11; 12; 13; 15; 21; 24; Граница нормы - 62 - не аликситимичные; 62-74 - пограничные значения; Свыше 74 - отмечаются серьезные проблемы.

 

Задание № 3. Исследование схемы тела

1) Преподаватель выбирает из группы студента, у которого по данным опросника самая высокая способность описывать вербально свои ощущения.

Испытуемый садится на стул около стола преподавателя и с закрытыми глазами (на ощупь) определяет материал, из которого сделаны некоторые предметы: стекло, дерево, бумага, ткань (желательно наличие плоской поверхности 10 на 10 см. или побольше).

Ему предлагается описать ощущения, по которым он определяет материал.

Преподаватель заостряет внимание группы наиболее интересных и важных фактах самоотчета.

2) Испытуемому предлагается выполнить то же задание, но по поверхностям из различного материала он должен водить уже не кончиками пальцев руки, а авторучкой без стержня (в идеале - скальпель). Ему предлагается ответить на вопросы:

* чем отличается ощупывание рукой от ощупывания предметом?

* чем он чувствует материал (кончиками пальцев, на которые передается ощущение с предмета, или самой оконечностью предмета)?

Преподаватель заостряет внимание группы:

- на наиболее важных деталях отчета,

- сравнивает успешность выполнения задания в 1-ом и 2-ом случаях,

- делает заключение о важности феномена включения предмета в схему тела в работе врача (предмет служит «продолжением органов чувств»);

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...