Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Задание 4. Исследование креативности мышления
Инструкция: «30 секунд на обдумывание каждого из десяти вопросов».
1. Как бросить теннисный мяч так, чтобы он, пролетев короткое расстояние, остановился и начал двигаться в противоположном направлении? (При условии, что мяч не должен стукаться о препятствие, его нельзя ударять чем-нибудь, привязывать к чему-нибудь).
2. Отношение возраста одного мальчика к возрасту другого мальчика несколько лет назад было таким же, как и сейчас. Какое это отношение?
3. В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат вперемежку 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее число носков, которое следует взять из ящика, чтобы можно было составить пару одного цвета?
4. Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток?
5. Двое подошли к широкой реке. У берега стоит пустая лодка. Как им переправиться на противоположный берег с помощью лодки, что бы та осталась стоять на прежнем месте.
6. У некоей дамы не было при себе прав на вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении. Все это происходило на глазах полисмена, который не задержал даму, почему?
7. Из одной точки на столе взлетели одновременно 2 мухи под углом 45 градусов к поверхности стола со скоростью 1 м/сек. Через 1 секунду после них из этой же точки взлетела строго вертикально еще одна муха со скоростью 2 м/сек. Когда все мухи окажутся в одной плоскости?
8. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3 кольца в каждом обрыве и заказали соединить их в одну цепь, кузнец задумался над тем, сколько колец понадобится для этого раскрыть и вновь заковать. Он решил, что четыре. Нельзя ли выполнить эту работу, раскрыв и заковав меньше колец?
9. Какое наибольшее число можно написать четырьмя единицами?
10. Сколько раз встретится «9» в любом сочетании в ряду натуральных чисел от 1 до 100?
Задание 5. Проведение комплексного изучения интеллекта с использованием методики Р. Амтхауэра.
Тема 6. Психологическая характеристика эмоционально-волевых процессов. Эмоциональный интеллект как профессионально значимое качество врача.
Цели и задачи:сформировать представление об эмоциях, дифференцировать понятия «эмоции» и «чувства», ознакомиться с формами эмоциональных состояний, их регуляцией, а также профилактикой эмоционального выгорания медицинских работников.
Основные понятия:эмоция, эмоциональная память, базальные эмоции, чувства, аффект, настроение, фрустрация, стресс, механизмы психологической защиты.
Вопросы к занятию:
- Современные представления об эмоциональных процессах и состояниях.
- Теории эмоций в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
- Понятие об эмоциональном интеллекте, его значении в медицинской профессии.
- Аффект, фрустрация. Причины и механизмы развития. Психоаналитическая концепция фрустрации. Механизмы психологической защиты.
- Способы преодоления стрессовых ситуаций. Понятие о копинг-стратегиях.
- Последствия психической травмы. Посттравматическое стрессовое расстройство. Возможности психологической коррекции.
Задание № 1. Изучение стрессовладающего поведения (Копинг-тест Р. Лазаруса)
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
| Оказавшись в трудной ситуации, я….
| никогда
| редко
| иногда
| часто
| 1.
| ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге
| 0
| 1
| 2
| 3
| 2.
| ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь
| 0
| 1
| 2
| 3
| 3.
| ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение
| 0
| 1
| 2
| 3
| 4.
| ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации
| 0
| 1
| 2
| 3
| 5.
| ... критиковал и укорял себя
| 0
| 1
| 2
| 3
| 6.
| ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть
| 0
| 1
| 2
| 3
| 7.
| ... надеялся на чудо
| 0
| 1
| 2
| 3
| 8.
| ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет
| 0
| 1
| 2
| 3
| 9.
| ... вел себя, как будто ничего не произошло
| 0
| 1
| 2
| 3
| 10.
| ... старался не показывать своих чувств
| 0
| 1
| 2
| 3
| 11.
| ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное
| 0
| 1
| 2
| 3
| 12.
| ... спал больше обычного
| 0
| 1
| 2
| 3
| 13.
| ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы
| 0
| 1
| 2
| 3
| 14.
| ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь
| 0
| 1
| 2
| 3
| 15.
| ... во мне возникла потребность выразить себя творчески
| 0
| 1
| 2
| 3
| 16.
| ... пытался забыть все это
| 0
| 1
| 2
| 3
| 17.
| ... обращался за помощью к специалистам
| 0
| 1
| 2
| 3
| 18.
| ... менялся или рос как личность в положительную сторону
| 0
| 1
| 2
| 3
| 19.
| ... извинялся или старался все загладить
| 0
| 1
| 2
| 3
| 20.
| … составлял план действии
| 0
| 1
| 2
| 3
| 21.
| ... старался дать какой-то выход своим чувствам
| 0
| 1
| 2
| 3
| 22.
| ... понимал, что сам вызвал эту проблему
| 0
| 1
| 2
| 3
| 23.
| ... набирался опыта в этой ситуации
| 0
| 1
| 2
| 3
| 24.
| ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации
| 0
| 1
| 2
| 3
| 25.
| ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами
| 0
| 1
| 2
| 3
| 26.
| ... рисковал напропалую
| 0
| 1
| 2
| 3
| 27.
| ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву
| 0
| 1
| 2
| 3
| 28.
| ... находил новую веру во что-то
| 0
| 1
| 2
| 3
| 29.
| ... вновь открывал для себя что-то важное
| 0
| 1
| 2
| 3
| 30.
| ... что-то менял так, что все улаживалось
| 0
| 1
| 2
| 3
| 31.
| ... в целом избегал общения с людьми
| 0
| 1
| 2
| 3
| 32.
| ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться
| 0
| 1
| 2
| 3
| 33.
| ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал
| 0
| 1
| 2
| 3
| 34.
| ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела
| 0
| 1
| 2
| 3
| 35.
| ... отказывался воспринимать это слишком серьезно
| 0
| 1
| 2
| 3
| 36.
| ... говорил о том, что я чувствую
| 0
| 1
| 2
| 3
| 37.
| ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел
| 0
| 1
| 2
| 3
| 38.
| ... вымещал это на других людях
| 0
| 1
| 2
| 3
| 39.
| ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации
| 0
| 1
| 2
| 3
| 40.
| ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить
| 0
| 1
| 2
| 3
| 41.
| … отказывался верить, что это действительно произошло
| 0
| 1
| 2
| 3
| 42.
| ... я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому
| 0
| 1
| 2
| 3
| 43.
| ... находил пару других способов решения проблемы
| 0
| 1
| 2
| 3
| 44.
| ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах
| 0
| 1
| 2
| 3
| 45.
| ... что-то менял в себе
| 0
| 1
| 2
| 3
| 46.
| ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось
| 0
| 1
| 2
| 3
| 47.
| ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться
| 0
| 1
| 2
| 3
| 48.
| ... молился
| 0
| 1
| 2
| 3
| 49.
| .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать
| 0
| 1
| 2
| 3
| 50.
| ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему
| 0
| 1
| 2
| 3
|
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
Ключ
- Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
- Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
- Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
- Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
- Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
- Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
|