Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 1. Дискуссия «Отношение медиков к психологии. Анализ причин предубеждений».




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ С КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Н.Н. Осипова

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

                                  

 

Издание одобрено и рекомендовано к печати

Центральным методическим советом

Смоленской государственной медицинской академии

 

СМОЛЕНСК 2013

 

 

УДК

ББК

 

 

Рецензенты:   - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Смоленского государственного университета

 

 

Автор: Осипова Н.Н.

Практикум по психологии: учебное пособие / Осипова Н.Н. – Смоленск: СГМА, 2013. - 91 с.

 

Практикум по психологии предназначен для студентов 1-2 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии. В практикуме представлены материалы для самостоятельной работы студентов, типовые задачи, элементы психологических тренингов, тесты для исследования когнитивных, эмоциональных процессов, профессионально значимых личностных характеристик.

 

 

Учебное пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № ________ «___» ____________ 20__ г.

(протокола)                          (дата заседания)

 

 

ББК

УДК

 

ISBN_____                                  ©Автор Н.Н. Осипова, 2013

© ГОУ ВПО СГМА Минздрава России, 2013

 

 

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

Номер /индекс компетенции/

Содержание компетенции

ОК-1 способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности  
ОК-5 способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности  
ОК-8 способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией  
ПК-25 способности и готовности к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни  
ПК-26 способности и готовности к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек  

Тема 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины. Современные психологические школы. Методы исследования в психологии.

Цель и задачи:получить представление о месте психологии в системе гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Показать связь психологии с медициной в контексте субъектных взаимодействий в системе «врач-больной», а также психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса. Ознакомить с основными психологическими направлениями, показать связь с психотерапией. Рассмотреть методы исследования в психологии. 

Основные понятия:психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, сознание, деятельность, рефлексия, наблюдение, проекция.

 

Вопросы к занятию:

  1. Основные этапы становления психологии как науки. Задачи и проблемы современной психологии. Психологические направления и школы в зарубежной психологии (психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология).
  2. Вклад отечественных ученых в изучение психики человека. Концепция единства сознания и деятельности.
  3. Возможности и необходимость совместной работы врача и психолога. Психологическая компетентность врача.
  4. Методы психологического исследования. Возможности использования психологической диагностики в медицине.

 

Классики говорят, что….

 «...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, киберне­тика, которые не являются основами логиче­ских операций врача. Эти операции, как и са­мое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальной преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, ника­кой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».

И.В. Давыдовский

 «Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал, и знает каков ты...»

М.Я. Мудров

«Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия больные; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, если последний единственный в данной местности, к которому нет доверия».

Г.В. Захарьин

 «... специалист, устремленный на определенный орган, не только не видит пациента в целом, он не видит и медицины в целом, он не хочет знать и проблем в целом».

Н.В. Эльштейн (д.м.н, профессор, автор книги «Диалог о медицине»)

 «У нее один шанс... Ну, скажем, против десяти... и то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакология теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика».

О. Генри (из новеллы «Последний лист»)

 

Задание 1. Дискуссия «Отношение медиков к психологии. Анализ причин предубеждений».

 «И. Харди говорит о «психологической скотоме» медицинских работников, которые не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях останавливаются на уровне вегетативной нервной системы. Он приводит некоторые причины предубеждения медицинских работников против психологии:

1. Традиционное преобладание физических, химических, патолого-анатомических знаний, которые они считают решающими.

2. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.

3. Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они обратились к врачу.

4. Эти тенденции особенно поощряются в век технического прогресса.

5. Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических данных, а не с нарушением функции.

6. В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое образование не находится не должной высоте, что в большей или меньшей степени относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.

      










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...