Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 1. Анализ логических операций, осуществляемых в процессе диагностического познания.




Cпецифической деятельностью врача является мышление в виде решения диагностических задач. Своеобразными индикаторами движения мысли врача являются диагностические гипотезы. По данным психологических исследований, процесс постановки медицинского диагноза складывается из 3-х этапов.

Прежде всего, на основе первоначальных сведений о состоянии пациента формируется система гипотез о его болезни. Для этого врач извлекает из своей долговременной памяти наиболее вероятные данные, переводя их в оперативную память. Ее объем ограничен «магическим числом» 7 +/- 2, но в действительности число гипотез, которыми оперирует обычно врач, еще меньше: 5 +/- 2. Как правило, эти гипотезы врач формирует очень рано. Было показано, что у терапевта при поликлиническом приеме в 95% случаев они возникают уже в первые 5 минут расспроса пациента и его осмотра, позволяя систематизировать получаемую информацию и целенаправленно искать ее.

На втором этапе врач упорядочивает гипотезы в соответствии с одним или несколькими критериями, такими, как частота болезни, ее опасность, возможность лечения, необычность течения болезни. Например, чем чаще встречается болезнь, чем она тяжелее, чес больше возможностей ее лечения и чем более оригинальным кажется ее течение, тем выше она помещается в иерархии гипотез.

На третьем этапе диагностические гипотезы проверяются. Идет поиск дополнительной информации, и затем формулируется окончательный диагноз. Если же информация противоречит первоначальной системе гипотез, из долговременной памяти извлекаются новые диагностические предположения (ниже будет показано, почему это происходит далеко не всегда). Описанные этапы не обязательно последовательно развертываются во времени и даже могут протекать одновременно. Их очередность зависит от особенностей конкретной диагностической задачи.» (Бедрин Л.М., Урванцев Л.П.)

Чрезвычайно важна в работе врача самокритичность, базирующаяся на рефлексивных умениях специалиста.

Л.М. Бедриным рассмотрена «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за профессиональные нарушения» - частью их являются врачебные ошибки. Очевидно, что существенный вклад в появление врачебных ошибок вносят факторы, которые мы может квалифицировать как «психологические». Например, по мнению Л.П. Урванцева: «Нередко к ошибкам ведет стремление врача собрать максимально полную информацию и лишь потом начать ее анализ - это вызывает перегрузку оперативной памяти из-за ее ограниченного объема. Известно, что в некоторых современных клиниках на одного больного приходится до 40 анализов и лабораторных исследований. Во время непосредственного исследования больного врачи мало внимания уделяют анализу невербальной («не словесной») информации о нем. Диагностический поиск обычно направлен на обнаружение частых заболеваний, а не редких, но более серьезных. При двойной патологии распространенной ошибкой является отказ от одной из правильных диагностических гипотез».

Задание 2.Проанализировать следующие рекомендации американских психологов для использования в диагностическом процессе:

1. Сразу после появления нескольких диагностических гипотез не следует пытаться найти все другие возможные в данном случае гипотезы, так как это приведет к перегрузке оперативной памяти.

2. Сначала нужно рассмотреть наиболее частые диагнозы.

3. Надо четко разграничивать оценку вероятности болезни и оценку последствий отсутствия лечения.

4. Не рекомендуется сначала только собирать диагностическую ин­формацию и, лишь затем ее интерпретировать.

5. Для сбора любых данных должна быть причина.

6. Ни одна из гипотез не должна быть более специфичной или более общей, чем это следует из полученных данных.

7. Всегда нужно иметь не менее 2-х-3-х конкурирующих гипотез и оценивать всю получаемую информацию в отношении каждой из них.

8. После появления новой гипотезы или изменения старой уже из­вестная информация должна пересматриваться.

9. Когда для подтверждения правдоподобной гипотезы нужно проводить дорогостоящее или опасное для пациента исследование, надо рассмот­реть сначала другие возможные предположения.

10. Если отсутствие лечения обоих предполагаемых заболеваний мо­жет привести к катастрофическим последствиям и ни одно из них нельзя подтвердить или исключить, действуйте так, как будто бы оба они были обоснованны.

 

Задание 3. Диагностика способностей к абстракции                        

Инструкция:Предлагаем Вам два слова. Вы должны определить, что общее есть между ними.

Пример: РОЖЬ - ПШЕHИЦА

Правильное решение - зерновые.

Следующий пример: МАСЛО - СЫР

Правильный ответ - молочные продукты.

Старайтесь каждый раз найти минимальное определение общего для двух понятий.

1. ЯБЛОКО - ЗЕМЛЯНИКА

2. СИГАРА - ЛИКЕР

3. ЧАСЫ - ТЕРМОМЕТР

4. НОС - ГЛАЗА

5. ЭХО - ЗЕРКАЛО

6. КАРТИНА - СТИХОТВОРЕНИЕ

7. СЕМЯ - ЯЙЦО

8. ГРОМКО - ТИХО

9. ГЕРБ - ЗНАМЯ

10. КИТ - ЩУКА

11. ГОЛОД - ЖАЖДА

12. МУРАВЕЙ - ДУБ

13. НОЖ - ПРОВОЛОКА

14. ВВЕРХУ - ВЗАДИ

15. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - ПРОКЛЯТИЕ

16. ПОХВАЛА – НАКАЗАНИЕ

Совпадение с «ключом» 2 балла; неполное совпадение - 1 балл; несовпадение - 0 баллов;

1- плоды; 2 - наркотические возбуждающие средства; 3 - приборы; 4 - органы чувств; 5 - отражение; 6 - произведение искусства; 7 - зародыши; 8 - сила; 9 - символы; 10 - водные животные; 11 - органические потребности; 12 - живые организмы; 13 - металлические изделия; 14 - положение в пространстве; 15 - пожелания (санкции); 16 - меры воспитания;»

                                                                      










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...