Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 4. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ




Суть проблемы соотношения обучения и развития. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков в работах основоположников педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.Х. Вессель, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Некоторые особенности трактовки проблемы соотношения обучения и развития.
Основные ориентации человекознания (А.Г. Асмолов). Преобладание в психологии личности образов "ощущающего человека", "нуждающегося человека" и "запрограммированного человека" и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногенетической ориентации человекознания.
Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский). Отрицание связи между обучением и развитием ребенка (Ж. Пиаже, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.) Обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Торндайк и др.). Развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение(К. Коффка).
Основные направления разработки проблемы обучения и развития. Выявление условий, при которых обучение становится развивающим; определение конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие детей различного школьного возраста в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами).
Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский). Понятие "зона ближайшего развития". Основные "пласты": а) уровня актуального развития: обученность, воспитанность, развитость; б) зоны ближайшего развития: обучаемость, развиваемость, воспитуемость (А.К. Маркова).
Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни. Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития.
Обучаемость как способность к обучению. Определение обучаемости. Обучаемость в широком смысле слова как способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. Показатели обучаемости. Виды обучаемости: а) общая обучаемость, б) специальная обучаемость. Основа обучаемости: уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной; развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость как умственное развитие в динамике. Обучаемость (в широком плане) как приспособляемость. Различные трактовки обучаемости (Б.Г. Ананьев, 3.И. Калмыкова, О.М. Морозов и др.). Признаки обучаемости.








ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

  • Воспитанность
  • Воспитуемость
  • Задатки
  • Зона ближайшего развития (ЗБР)
  • Интеллект
  • Мышление
  • Научение
  • Обучаемость
  • Обучение
  • Обученность
  • Память
  • Развиваемость
  • Развитие
  • Развитость
  • Созревание
  • Способности
  • Становление
  • Уровень актуального развития (УАР)
  • Психическое развитие
  • Развивающее обучение
  • Учение
  • Формирование

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?
  2. С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?
  3. Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
  4. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
  5. Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?
  6. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?
  7. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.
  8. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?
  9. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?
  10. Что такое зона ближайшего развития?
  11. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?
  12. Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося.
  13. Что понимается под обученностью?
  14. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).
  15. Чем отличается воспитанность от воспитуемости?
  16. Что понимается под обучаемостью?
  17. Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.
  18. Чем отличается общая обучаемость от специальной?
  19. Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.
  2. Особенности решения проблемы соотношения обучения и развития в настоящее время.
  3. Основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
  4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
  5. Основные направления разработки проблемы обучения и развития.
  6. Концепция зоны ближайшего развития.
  7. Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения.
  8. Виды, уровни и свойства обучаемости.
  9. Проблема обучаемости в педагогический психологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  3. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. М., 1962.
  4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.
  5. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
  6. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  9. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни // Педагогический поиск. М., 1987.
  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. М., 1975.
  13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  14. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
  15. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.
  16. Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.
  17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  18. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
  19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  20. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  21. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
  22. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1996.
  24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
  25. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
  27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...