Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессиональная этика журналиста. Современные кодексы профессиональной этики журналиста.




Возникновение профессиональной морали журналистов. Общечеловеческое и профессиональное в морали журналистов. Взаимодействие человека со СМИ. Объективность, правдивость, отделение фактов от мнений. Противодействие сокрытию общественно-значимых фактов. Уважение моральных ценностей и культурных стандартов аудитории. Недопустимость намеренного манипулирования сознанием адресата информации.

Допустимые и недопустимые способы получения информации. Этические проблемы применения методов «смены профессии», «маски», метода провокации. Конфиденциальность, анонимность источника информации. Уважение личности, неприкосновенности частной жизни героев публикации. Презумпция невиновности. Взаимоотношения с конкурирующими изданиями. Взаимоотношения с авторами издания. Плагиат. Профессиональная солидарность, престиж профессии.

Появление журналистских кодексов этики. Причины, факторы, способствующие формированию кодексов. Первые кодексы разных стран. «Хартия поведения», «Каноны журнализма». Российские кодексы. «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994).

 

Роль СМИ в формировании общественного мнения. Методы изучения общественного мнения в журналистике. Количественные и качественные методы социологических исследований аудитории СМИ.

Роль общественного мнения в демократическом обществе, роль СМИ в его выражении и формировании. Объект и субъект общественного мнения. Общественное мнение – продукт массовой информационной активности. Способы проявления общественного мнения.

Потребности журналистики в социологии: использование социологических подходов и методов сбора информации, применение для исследований функционирования СМИ, маркетинга и менеджмента. Формирование социологической грамотности и культуры журналиста. Публикация результатов социологических опросов. Выбор организации, темы и интерпретация результатов. Присоединение к большинству. Самореализующиеся предсказания.

Формы выявления и выражения общественного мнения в журналистской работе: опросы, редакционная почта, интерактивное общение. Задачи и методы изучения редакционной почты. Тенденции в поведении российской аудитории, ее отношение к СМИ.

Количественные методы: массовые опросы (очные, телевизионные, электронные), анкетирование, дневники, аудио- и ТВ-метры. Репрезентативность.

Качественные методики: фокус-группы; встречи и конференции с читателями, слушателями, зрителями, пользователями Интернета, обсуждение и отдельных номеров изданий, и передач телевидения, и радиовещания.

Контент-анализ как метод изучения содержания текстов массовой информации. Особенности анализа печатной и аудиовизуальной информации.

Наиболее общие критерии оценки социальных качеств контента СМИ: полнота освещения действительности – сферы жизнедеятельности, уровни организации социальной жизни (от личности до общества), репрезентация социальной структуры в составе персонажей, «географический» и поселенческий охват, источники информации, разнообразие видов и жанров; репрезентация социальной структуры в составе авторов и субъектов выраженного мнения.

Особенности контент-анализа повседневной деятельности и отдельных акций (кампаний) СМИ.

Методика исследований контента. Качественные и количественные методы. Контент-анализ: особенности и возможности метода. Роль задач для разработки методики анализа, операционализация категорий анализа. Основные инструменты контент-анализа: кодификатор, инструкция кодировщику. Обеспечение надежности данных контент-анализа: особенности выборки, операционализация понятий, устойчивость поведения кодировщиков.

Место психологии журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности.

Психология журналистики как научно-практическая дисциплина. СМИ и новая информационная реальность. Социально-психологические теории и журналистика. Массовая коммуникация как явление социальной психологии (двухступенчатый характер массовой коммуникации, лидеры мнения, влияние группы).

 

Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике.

Факторы, увеличивающие психологические проблемы общества. СМИ как источник агрессии. Информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность. Ответственность журналиста.

 

Социально-психологические особенности аудитории СМИ.

Аудитория отдельных каналов массовой коммуникации: печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Социологическая, социально-психологическая, специальная типология аудитории. Понятие сегментации аудитории. Психографика. Общие характеристики аудитории массовой коммуникации. «Психология толпы». Аудитория как социально-коммуникативная общность.

 

Социально-психологические аспекты эффективности массовой коммуникации.

Психологические факторы результативности информационной деятельности. Характеристики и взаимозависимость цепочки коммуникативного процесса: коммуникатор – сообщение – аудитория. Эффект бумеранга, эффект ореола. Адекватность понимания. Понятие популяризации текста. Преодоление когнитивного диссонанса. Убеждение и внушение. Влияние традиций, ментальности, толерантности, гендерных отношений на эффективность СМИ.

 

Понятие информационного рынка. Условия его возникновения. Процессы концентрации и монополизации СМИ.

Массовая информация как товар на информационном рынке. Закономерности формирования и развития информационного рынка , его аспекты и структура. Правовые предпосылки информационного бизнеса - ст. 29 Конституции РФ, ст. 19 и 19-1 закона «О средствах массовой информации», законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, влияние их на экономическую самостоятельность редакций.

Экономические предпосылки информационного бизнеса - значение уставного и стартового капитала, материально-технической и финансовой базы.

Воздействие на СМИ объективных экономических законов стоимости и соответствия спроса и предложения, важности использования рыночного инструмента – маркетинга. Специфика журналистской информации как товара, его стоимости и потребительской стоимости.

Российский рынок СМИ: общая ситуация. Факторы динамичного развития рынка СМИ, его изменения (сокращение аудитории ежедневных газет и рост тиражей еженедельников и журналов, многоцветных таблоидов), падение социальной и просветительской роли прессы, потеря многими СМИ экономической независимости, Структура информационного рынка

Ресурсный рынок: финансы, типографии, техника, кадры журналистов, коммерческих и технических работников СМИ, база распространения, информационные агентства, рынок периодических изданий (собственное издание, издания конкурентов, все издания), рынок потребителей информации (потенциальном, расчетном, реальном).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...