Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛЕТЫ ПО ПРИБОРАМ В ЗАКРЫТОЙ КАБИНЕ




Обучение пилотированию вертолета по приборам в закрытой кабине является основой подготовки летчика к полетам днем в сложных и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Пилотирование вертолета по приборам в закрытой кабине выполняется с включенным автопилотом. Появляющаяся раз-балансировка вертолета на переходных режимах незначительна и устраняется соответствующими отклонениями органов управления. Усилия, возникающие при этом на органах управления, снимаются короткими и частыми нажатиями на кнопку ТРИММЕР в процессе переходного режима или одним нажатием после его завершения.

Обучение начинается, как правило, в зоне, где отрабатывается техника выполнения всех режимов прямолинейного полета, разворотов, виражей, а также пилотирование вертолета на переходных режимах полета. Затем отрабатываются заходы на посадку с применением посадочных систем.

В настоящей главе излагается методика выполнения тех элементов полета, которые отрабатываются в зоне. Методика выполнения маневров для захода на посадку с применением посадочных систем, включая заход на посадку по дублирующим радиотехническим средствам (по радиопеленгатору), изложена в главе 4 «Полеты в сложных метеорологических условиях».

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТУ

При подготовке к полету по приборам в закрытой кабине необходимо с особой тщательностью проверить исправность и работоспособность авиагоризонтов, курсовой системы, радиокомпасов, радиовысотомера, указателей скорости, барометрических высотомеров, вариометров, магнитного компаса, измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-15. При установленных на нуль стрелках барометрического высотомера убедиться в том, что показания давления на приборе соответствуют фактическому давлению на уровне аэродрома. Убедиться также в свободном закрытии и открытии шторки.

Все необходимые для полета АЗС и исполнительные выключатели должны быть включены перед выруливанием. Гироскопические приборы следует включать не позднее чем за 3—5 мин до взлета, так как при более позднем включении могут быть погрешности в показаниях данных приборов.

Летчику-штурману проверить включение курсовой системы, установку широты места, установку переключателя в положение МК, убедиться в нормальной работе ДИСС-15 по свечению табло РАБОТА на пульте контроля.

После согласования курсовой системы убедиться в правильности показаний указателей УГР-4УК, курсозадатчики установить на посадочный курс.

Перед выруливанием проверить наличие устойчивой двусторонней радиосвязи с руководителем полетов (командным пунктом) и радиопеленгатором.

Перед взлетом убедиться в нормальной работе силовой установки и систем вертолета, еще раз проверить согласование курсовой системы и правильность установки курсозадатчиков УГР-4УК на посадочный курс. Убедиться, что радиовысотомер включен, сигнализатор установлен на опасную высоту, стрелка курсовых углов радиокомпаса АРК-9 правильно показывает направление на приводную радиостанцию, питание на авиагоризонт подано (флажка на фоне шкалы АГБ-ЗК нет).

Линию искусственного горизонта на авиагоризонтах установить или точно на силуэты самолетиков, или на 3—5 мм выше их (для лучшей видимости белого силуэта на темном фоне шкалы). Нажать кнопку ВРЕМЯ ПОЛЕТА на бортовых часах.

ВЗЛЕТ

Осмотреться и прослушать радиообмен руководителя полетов с другими экипажами, убедиться в отсутствии препятствий в направлении взлета. Запросить разрешение на взлет у руководителя полетов.

Взлет выполнить по-вертолетному. В установившемся режиме набора высоты до закрытия шторки сбалансировать вертолет и убедиться в правильности показаний всех пилотажно-навигационных приборов. Для проверки правильности показаний авиагоризонтов, компасов и указателей поворотов рекомендуется выполнить отвороты вправо и влево на 10—15 с креном до 15°. Перед закрытием кабины перейти на пилотирование по приборам.

В вывозных и контрольных полетах в зону закрывать кабину после взлета по указанию инструктора на высоте не менее 50 м. В тренировочных полетах в зону кабину разрешается закрывать только после выхода из круга, а в тренировочных полетах для отработки заходов на посадку с применением посадочных систем — на высоте, установленной командиром, но во всех случаях не ниже высоты минимума погоды для данного типа вертолета.

НАБОР ВЫСОТЫ

Набор высоты рекомендуется производить на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 3—4 м/с на номинальном режиме работы двигателей.

Значение общего шага несущего винта на всех этапах полета будет зависеть от загрузки вертолета, а обороты турбокомпрессоров также и от температуры наружного воздуха у земли. Так, при температуре наружного воздуха + 15°С для нормальной взлетной массы вертолета указанный режим набора высоты обычно сохраняется при общем шаге 8—9° и оборотах турбокомпрессоров 95±2%. При дальнейшем наборе высоты частота вращения несущего винта будет уменьшаться в связи с тем, что регуляторы оборотов турбокомпрессоров уменьшают мощность двигателей. В этом случае плавным уменьшением общего шага не допускать уменьшения частоты вращения несущего винта ниже 92%.

Основное внимание в наборе высоты следует уделять удержанию силуэта самолетика авиагоризонта в заданном положении относительно линии искусственного горизонта без кренов.

Положение силуэта самолетика авиагоризонта по тангажу остается практически постоянным независимо от режима полета.

Угол тангажа вертолета зависит от центровки и скорости полета, поэтому, если режимы прямолинейного полета (набор высоты, горизонтальный полет, снижение) при постоянной центровке будут выполняться на одних и тех же или незначительно отличающихся друг от друга скоростях, угол между продольной осью вертолета и горизонтом, а значит, и положение силуэта самолетика относительно линии искусственного горизонта на приборе будут практически одинаковыми на всех режимах полета. При переходе из одного режима полета в другой силуэт самолетика незначительно отклоняется от своего исходного положения. После того как установится новый режим полета, который выполняется на прежней или близкой к ней скорости, силуэт самолетика возвратится в исходное положение. Вот почему режим полета при пилотировании вертолета по приборам достаточно точно можно определить только при сопоставлении показаний авиагоризонта с показаниями других пилотажно-навигационных приборов: вариометра, указателей скорости, курсовой системы, поворота и скольжения.

В наборе высоты рекомендуется следующий порядок распределения внимания (рис. 24): авиагоризонт — вариометр; авиагоризонт — указатель курсовой системы — высотомер; авиагоризонт—указатель скорости.

Высотомер следует включать в объем внимания по мере приближения к рубежу заданной высоты. Переключение внимания на приборы, контролирующие работу силовой установки, должно быть периодическим. Постоянное наблюдение за показаниями приборов, контролирующих работу силовой установки, должны вести летчик-штурман и бортовой техник.

Отклонения от заданного режима полета, обнаруженные по показаниям приборов, необходимо устранять плавными движе­ниями органов управления.

Рисунок 24. Порядок распределения внимания в наборе высоты.

Если силуэт самолетика авиагоризонта поднимается вверх или опускается вниз относительно линии искусственного гори­зонта (исходного положения), короткими отклонениями ручки управления возвратить его в прежнее положение и после этого проконтролировать показания вариометра и указателя скорос­ти. Если отклонение силуэта самолетика было замечено и ис­правлено своевременно, поступательная и вертикальная скоро­сти, как правило, не изменяются.

Если вариометр покажет увеличение вертикальной скорости, а указатель скорости — уменьшение поступательной, короткими отклонениями ручки управления от себя опустить силуэт само­летика на 2—3 мм ниже первоначального положения и, как только поступательная и вертикальная скорости будут подхо­дить к заданным, возвратить его в исходное положение. При уменьшении вертикальной и увеличении поступательной скоро­стей действовать в обратном порядке.

Если показания авиагоризонта и вариометра нормальные, а поступательная скорость больше или меньше заданной, рычагом ШАГ-ГАЗ в первом случае несколько уменьшить, а во втором увеличить мощность двигателей, удерживая силуэт самолетика относительно линии искусственного горизонта в неизменном положении, а шарик указателя скольжения в центре.

Если силуэт самолетика показывает крен, координированными движениями ручки управления и педалей в сторону, противоположную крену, устранить его и по указателю курсовой системы проверить направление полета. При отклонении от заданного курса ввести необходимую поправку. Отклонения в курсе исправляются координированно — ручкой управления и педалями.

При появлении крена с одновременным отклонением силуэта самолетика от линии искусственного горизонта вверх или вниз вначале устранить крен, а потом восстановить положение вертолета относительно поперечной оси и ввести, если нужно, поправку в курс.

По достижении заданной высоты перевести вертолет в режим горизонтального полета.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ

Горизонтальный полет в зоне рекомендуется отрабатывать последовательно на скоростях 160, 180 и -20*0 км/ч. При нормальной взлетной массе и температуре наружного воздуха +15°С скорости 160 км/ч соответствуют значение общего шага несущего винта 7—8° и обороты турбокомпрессоров 91—92%.

Перевод вертолета с набора высоты в горизонтальный полет следует выполнять в таком порядке.

Удерживая силуэт самолетика без кренов, а шарик указателя скольжения в центре, плавным отклонением ручки управления от себя опустить силуэт самолетика на 3—5 мм ниже первоначального положения и удерживать вертолет с таким углом тангажа до достижения заданной скорости по прибору. После этого отклонением ручки управления на себя возвратить силуэт самолетика в исходное положение, а рычагом ШАГ-ГАЗ установить необходимый режим работы двигателей.

Величину общего шага несущего винта в последующем необходимо уточнить в соответствии с показаниями указателя скорости и вариометра. Если силуэт самолетика занимает исходное положение и стрелка вариометра находится на нуле, а скорость будет меньше или больше заданной, то следует соответственно увеличить или уменьшить мощность двигателей.

В режиме горизонтального полета рекомендуется следующий порядок распределения внимания (рис. 25): авиагоризонт — вариометр; авиагоризонт — указатель курсовой системы — высотомер; авиагоризонт — указатель скорости. Периодически следует переключать внимание на приборы, контролирующие работу силовой установки.

Методика исправления появляющихся отклонений в режиме горизонтального полета такая же, как и в наборе высоты.

 

Рисунок 25. Порядок распределения внимания в горизонтальном полете.

Для перевода вертолета с горизонтального полета в набор высоты необходимо, не изменяя режима работы двигателей, плавным отклонением ручки управления на себя поднять силуэт самолетика на 3—5 мм выше первоначального положения и удерживать вертолет с таким углом тангажа до скорости по прибору 150 км/ч.

По достижении скорости 150 км/ч необходимо отклонением ручки управления от себя возвратить силуэт самолетика в исходное положение, а рычагом ШАГ-ГАЗ установить режим работы двигателей, соответствующий набору высоты на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 3—4 м/с.

Если при поступательной скорости 150 км/ч силуэт самолетика занимает исходное положение, а вертикальная скорость меньше 3 м/с, необходимо несколько увеличить мощность двигателей. Точно так же следует поступать, если при правильном показании авиагоризонта вертикальная скорость будет заданная, а поступательная меньше 150 км/ч.

Если при нормальном показании авиагоризонта и заданной поступательной скорости вертикальная скорость будет больше 4 м/с или при заданной вертикальной скорости поступательная превысит 150 км/ч, необходимо уменьшить мощность двигателей.

ВИРАЖИ И РАЗВОРОТЫ

Виражи и развороты при пилотировании вертолета по приборам в закрытой кабине рекомендуется выполнять с креном 10—15°. Величину крена следует определять по шкале поперечных кренов авиагоризонта, одно деление которой соответствует 5°. Выполнение виражей необходимо отрабатывать последовательно на скоростях 160, 180 и 200 км/ч.

Перед вводом в вираж установить заданный режим полета и сбалансировать вертолет. Удерживая центр силуэта самолетика в неизменном положении относительно линии искусственного горизонта по углу тангажа, плавным отклонением ручки управления в сторону предстоящего разворота и координированным отклонением соответствующей педали ввести вертолет в разворот. В процессе ввода при необходимости плавным соразмерным увеличением мощности двигателей удерживать стрелку вариометра на нуле. Как только крен достигнет заданной величины, отклонение ручки управления прекратить.

При вводе в вираж рекомендуется такой порядок распределения внимания: авиагоризонт (силуэт самолетика, шарик) — вариометр — авиагоризонт — указатель скорости.

В установившемся вираже соответствующими отклонениями ручки управления и педалей необходимо удерживать силуэт самолетика относительно линии искусственного горизонта и шкалы поперечных кренов в постоянном положении, а шарик указателя скольжения — в центре. Порядок распределения внимания (рис. 26) при этом следующий: авиагоризонт (силуэт самолетика, шарик) — вариометр; авиагоризонт — указатель скорости; авиагоризонт — указатель курсовой системы — высотомер. Периодически необходимо переключать внимание на приборы, контролирующие работу силовой установки.

Нужно учитывать, что на правом вираже вертолет имеет тенденцию к увеличению, а на левом — к уменьшению крена и угла тангажа.

С целью своевременного начала вывода из виража необходимо в последней его четверти чаще обращать внимание на показания указателя курсовой системы. Вывод из виража в зависимости от величины угла крена, с которым он выполнялся, начинать за 10—20°. Чем больше крен, тем раньше надо начинать вывод. Выводить вертолет плавным отклонением ручки управления в сторону, противоположную крену, и координированным отклонением соответствующей педали, удерживая центр силуэта самолетика в неизменном положении по углу тангажа. В процессе вывода при необходимости плавным соразмерным уменьшением мощности двигателей удерживать стрелку варио­метра на нуле.

Рисунок 26. Порядок распределения внимания на вираже.

Распределять внимание при выводе из виража рекомендует­ся в следующем порядке: авиагоризонт (силуэт самолетика, шарик) — указатель курсовой системы; авиагоризонт — варио­метр; авиагоризонт — указатель скорости.

В прямолинейном полете по показаниям указателя курсовой системы убедиться в точности вывода вертолета из виража в заданном направлении и, если необходимо, ввести соответству­ющую поправку.

Развороты на заданные курс и угол отрабатываются в ре­жиме горизонтального полета, в наборе высоты и на снижении. В режиме горизонтального полета развороты на заданный курс и угол, так же как и виражи, рекомендуется отрабатывать на скоростях 160, 180, 200 км/ч. Развороты в наборе высоты и на снижении следует выполнять на скорости 150 км/ч с креном 10-15°.

Перед вводом в разворот необходимо убедиться в том, что показания приборов (авиагоризонта, вариометра и указателя скорости) соответствуют заданному режиму прямолинейного полета. На шкале указателя курсовой системы отсчитать и запомнить курс вывода и определить сторону разворота. На курс вывода из разворота можно устанавливать курсозадатчик.

Порядок действий и распределения внимания при вводе в разворот, в процессе разворота и при выводе из него такой же, как и на вираже. При выполнении разворотов на режимах на­бора высоты и снижения, выдерживая заданный крен, стрелку вариометра удерживать на отметке заданной вертикальной скорости. Отклонения от заданных параметров полета, обнару­женные по показаниям вариометра и указателя скорости, ус­транять так же, как и в прямолинейном полете.

Если в процессе разворота, который выполняется с набором высоты или со снижением, достигнута заданная высота, необ­ходимо, удерживая силуэт самолетика в постоянном положении относительно шкалы поперечных кренов, а шарик указателя скольжения в центре, соразмерным уменьшением или увеличе­нием мощности двигателей прекратить набор высоты или сни­жение и на этой высоте, удерживая стрелку вариометра на нуле, продолжить выполнение разворота до заданного курса.

СНИЖЕНИЕ

Снижение следует выполнять на скорости 150 км/ч с верти­кальной скоростью 2—3 м/с. С нормальной взлетной массой при температуре наружного воздуха +15°С указанный режим снижения сохраняется при общем шаге 5—6 и оборотах тур­бокомпрессоров 86—87%.

Переводить вертолет на снижение следует с режима гори­зонтального полета, установив скорость 160 км/ч. Удерживая силуэт самолетика без крена, а шарик указателя скольжения в центре, плавно уменьшить общий шаг несущего винта до зна­чения, необходимого для выдерживания заданной вертикальной скорости (2—3 м/с). Одновременно с этим плавным отклоне­нием ручки управления установить заданную скорость сниже­ния.

Если при нормальном положении силуэта самолетика отно­сительно линии искусственного горизонта и заданной поступа­тельной скорости вертикальная скорость превысит 3 м/с или при заданной вертикальной скорости поступательная будет ме­нее 150 км/ч, необходимо увеличить мощность двигателей, удерживая силуэт самолетика относительно линии искусствен­ного горизонта в неизменном положении, а шарик указателя скольжения в центре.

Если при нормальном показании авиагоризонта и заданной поступательной скорости вертикальная скорость будет меньше 2 м/с или при заданной вертикальной скорости поступатель­ная превысит 150 км/ч, необходимо уменьшить мощность дви­гателей.

После установления заданного режима снижения сбаланси­ровать вертолет.

В установившемся режиме снижения порядок распределения внимания (рис. 27) следующий: авиагоризонт —указатель курсовой системы — вариометр; авиагоризонт — указатель кур­совой системы — высотомер — указатель скорости.

Рисунок 27. Порядок распределения внимания на снижении.

По мере приближения к заданной высоте полета (мини­мальной высоте снижения) текущее значение высоты полета контролировать по барометрическому высотомеру.

Для перевода вертолета с режима снижения в горизонталь­ный полет необходимо, удерживая силуэт самолетика без кре­нов, а шарик указателя скольжения в центре, плавным увели­чением общего шага несущего винта примерно на 2—3° уста­новить стрелку вариометра на нуль. Одновременно плавным со­размерным отклонением ручки управления в продольном на­правлении установить заданную скорость горизонтального по­лета. Сопоставляя показания вариометра и указателя скорости, проверить соответствие мощности двигателей заданному режи­му горизонтального полета. При наличии отклонений от задан­ных параметров полета действовать в соответствии с рекомен­дациями, изложенными в разделе «Горизонтальный полет».

До выработки твердых навыков в пилотировании вертолета по приборам переход с режима снижения в набор высоты и об­ратно целесообразно выполнять через режим горизонтального полета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...