Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМАНДИРУ (ИНСТРУКТОРУ)




Отработка техники пилотирования днем в простых метеорологических условиях является первым этапом освоения вертолета и служит базой для овладения более сложными видами летной подготовки и боевого применения.

Выполнению вывозных полетов должна предшествовать наземная подготовка в объеме, необходимом для успешного выполнения предстоящих полетных заданий. Особое внимание должно быть уделено проведению тренировок в работе с оборудованием кабины. В процессе тренажа необходимо отрабатывать распределение внимания и действия летчика на всех этапах полета от взлета до посадки, включая особые случаи в полете.

Вывозная программа выполняется в такой последовательности: полеты в зону, на висение, по кругу. После ознакомления с особенностями техники пилотирования вертолета с одним работающим двигателем летчик представляется для проверки на самостоятельный вылет.

Вывозной полет в зону выполняется в целях ознакомления летчика с устойчивостью и управляемостью вертолета и отработки техники выполнения маневра скоростью, виражей с креном 15° и 30°, спирали с креном 15°, снижения и разворотов на режиме самовращения несущего винта.

Взлет выполняет инструктор, летчик свободно держит управление, наблюдает за поведением вертолета при увеличении мощности двигателей, определяет темп и величину отклонения органов управления, запоминает расстояние до земли с высоты 1,5—2 м и на разгоне скорости.

По пути в зону инструктор показывает летчику выполнение набора высоты, горизонтального полета и разворотов. Если есть время, то до зоны может быть показано и выполнение маневра скоростью. После выхода из круга инструктор устанавливает режим набора высоты и передает управление летчику. На заданной высоте инструктор переводит вертолет в горизонтальный полет, обращая внимание летчика на особенности движений рычагами управления, и снова отдает ему управление.

Маневрирование скоростью производить в диапазоне 60— 250 км/ч, при этом внимание летчика обращается на особенности поведения вертолета и темп изменения мощности двигателей.

При выполнении виражей инструктор обращает внимание летчика на координацию действий рулями, сохранение постоянной величины крена, высоты и скорости, а также на особенности поведения вертолета на правом и левом виражах. Перед выполнением спирали напоминает летчику, что вначале вертолет переводится на снижение (в набор — при восходящей спирали) с заданной вертикальной скоростью, а затем вводится в разворот.

При отработке снижения на режиме самовращения несущего винта летчик должен запомнить темп уменьшения общего шага несущего винта, правильно действовать органами управления при выдерживании скорости и направления полета, сохранять координацию при выполнении разворотов, научиться грамотно переводить вертолет в режим моторного полёта.

Вывод вертолета из снижения на режиме самовращения несущего винта в горизонтальный полет должен быть закончен на высоте не ниже 300 м. Темп перемещения рычага ШАГ-ГАЗ должен быть таким, чтобы не допустить падения частоты вращения несущего винта менее 92%.

При выполнении летчиком каждого из отрабатываемых элементов инструктор контролирует его действия. Если какой-либо элемент выполняется с большими отклонениями, необходимо повторно показать технику его выполнения. При небольших отклонениях можно ограничиться указанием на причину ошибки.

Вход в круг и построение маршрута до третьего разворота выполняет летчик, а расчет на посадку и посадку — инструктор. При выполнении расчета на посадку надо обратить внимание летчика на моменты ввода вертолета в третий и четвертый развороты, перевода на снижение, начала гашения скорости. На гашении скорости и посадке летчик свободно держит управление, наблюдает за поведением вертолета и характером действий органами управления.

Обучение висению, подлетам и перемещениям у земли выполняется в квадрате для висения размером 100x100 м или в указанном руководителем полетов месте.

В процессе подготовки к полетам летчик должен изучить схему сил и особенности действий органами управления при отрыве вертолета от земли, вертикальном подъеме, висении, перемещениях, разворотах, снижении и приземлении; порядок распределения и переключения внимания, а также знать возможные ошибки, методы их исправления и действия в особых случаях в полете.

Обучение в полете начинается с отработки висения. Отрыв и вертикальный набор заданной высоты выполняет инструктор. Перед отделением вертолета от земли инструктор по СПУ напоминает летчику о необходимости перенести взгляд на землю в направлении, параллельном продольной оси вертолета, и на 10—15 м вперед, а также запомнить темп увеличения мощности двигателей рычагом ШАГ-ГАЗ, характер действий ручкой управления и педалями для удержания вертолета от разворота и накренения влево.

Отход от земли и зависание инструктор должен выполнять плавно, чтобы летчик мог запомнить действия органами управления. Выполнив зависание, инструктор снимает нагрузки с ручки управления триммерами и передает управление летчику. Во время отработки техники выполнения висения инструктор следит за действиями летчика, подсказывает ему по СПУ причины ошибок, а при необходимости берет управление на себя и показывает правильное выполнение элементов полета. Вертикальное снижение и приземление выполняет инструктор.

После того как летчик научится выполнять висение, отрабатываются вертикальный взлет и вертикальная посадка. При первых взлетах и посадках инструктор и летчик управляют вертолетом совместно, а при последующих летчику предоставляется все большая самостоятельность.

Затем отрабатываются вертикальные взлет и посадка с боковым и попутным ветром. Скорость бокового и попутного ветра не должна превышать 10 м/с (на Ми-8Т — попутного 5 м/с).

При обучении вертикальному взлету, висению и посадке инструктор должен обратить внимание летчика на сохранение направления (по УГР-4УК и ориентиру на земле) и заданной высоты висения, плавность работы рычагом ШАГ-ГАЗ, ручкой управления и педалями, поведение вертолета при увеличении мощности двигателей. Особое внимание следует обратить на недопустимость боковых смещений в моменты приземления и отделения вертолета от земли.

После отработки вертикального взлёта и посадки инструктор должен показать на высоте 5—10 м технику выполнения перемещений вперед, назад и в стороны. Летчик повторяет выполнение указанных элементов до полного усвоения. Затем инструктор на висении показывает технику выполнения разворотов на 90, 180 и 360° влево и вправо. Летчик отрабатывает эти элементы полета.

В дальнейшем инструктор должен показать технику пилотирования на высотах 5—10 м при полете с левым и правым кругом, при этом особое внимание летчика обратить на действия органами управления в полете при боковом и попутном ветре. Полет на этих высотах рекомендуется выполнять на скорости не более 10 км/ч. Перед разворотом перемещение прекращается, развороты выполняются при зависании в углу квадрата.

При обучении полетам по кругу отрабатываются взлет, маршрут полета, расчет на посадку и посадка.

Взлет и посадка в первых полетах выполняются по-вертолетному, а после усвоения техники их выполнения — по-самолетному. Обучение взлету и посадке следует начинать с показа. При этом надо обратить внимание летчика на недопустимость боковых смещений в момент отрыва и приземления, сохранение направления полета и профиля взлета (посадки).

При показе маршрута полета летчик должен запомнить моменты начала выполнения разворотов, величину крена, удаление от линии посадочных знаков, момент перевода вертолета на снижение. Одновременно летчик совершенствует технику выполнения прямолинейного полета, разворотов и переходных режимов.

Во время показа техники выполнения расчета на посадку инструктор обращает внимание летчика на момент начала гашения скорости по высоте полета и удалению от места приземления, а также на особенности гашения скорости в диапазоне от 60 км/ч до зависания.

До выпуска в первый самостоятельный полет необходимо" ознакомить летчика с особенностями техники пилотирования вертолета с одним работающим двигателем. В дальнейшем в целях поддержания навыков в технике пилотирования по данному виду подготовки целесообразно в течение года давать не менее двух полетов каждому летчику. В контрольных полетах на отработку пилотирования вертолета с одним работающим двигателем инструктор следит за сохранением последовательности действий летчика при выключении двигателя, правильностью распределения внимания, выдерживанием режима полета и техникой выполнения посадки. В первых полетах летчик должен быть обучен выполнению посадки с использованием только взлетной мощности двигателя. В последующем его обучают комбинированной посадке с использованием взлетной мощности двигателя и энергии несущего винта (посадке с укороченным пробегом).

Эти, а также первые тренировочные полеты выполняются на незагруженном вертолете.

К полетам с максимальной взлетной массой летчик допускается после приобретения твердых навыков в самостоятельных полетах со взлетом и посадкой по-вертолетному и по-самолетному. Максимальная взлетная масса определяется с учетом конкретных метеорологических условий по номограммам, приведенным в инструкции экипажу. При подготовке к полету летчик должен изучить особенности пилотирования загруженного вертолета, знать возможные ошибки и методы их исправления. Во время предполетной подготовки инструктор обращает внимание летчика на проверку размещения грузов в соответствии с центровочной разметкой в грузовой кабине вертолета и их крепление. После выруливания выполняется контрольное висение на установленной высоте в целях определения центровки вертолета и запаса мощности двигателей.

Первый полет на загруженном вертолете инструктор выполняет как показной, объясняя свои действия по СПУ, летчик при этом мягко держится за управление. Последующие полеты выполняет летчик. При выполнении взлета инструктор обращает внимание летчика на необходимость выполнения зависания на заданной высоте для проверки режима работы и запаса мощности силовой установки, на плавность перевода вертолета на разгон скорости и малый угол тангажа. При выполнении посадки летчик должен запомнить темп уменьшения вертикальной скорости снижения. В случае необходимости инструктор берет управление на себя для исправления ошибок и показа правильного выполнения слабо усвоенных элементов.

Обучение полетам на площадку можно начинать после отработки техники пилотирования по кругу с максимальной взлетной массой.

Взлетная масса для этих полетов определяется по номограмме для высоты висения вне зоны влияния воздушной подушки. При подготовке к полету кроме особенностей выполнения полетов с максимальной взлетной массой летчику надо изучить способы захода и расчета на площадку, признаки определения в полете направления ветра, характерные ошибки и меры безопасности.

Первые полеты выполняются на незагруженном вертолете с посадками на площадках без препятствий на подходах, а затем на ограниченные площадки.

После усвоения расчета на посадку, взлета и посадки на площадке с зависанием вне зоны влияния воздушной подушки на незагруженном вертолете летчик должен быть обучен выполнению этих же элементов на вертолете, загруженном до максимальной взлетной массы. При этом особое внимание надо обратить на умение летчика определять направление захода на площадку, своевременно и правильно гасить скорость, выдерживать безопасную высоту прохода над препятствиями, выполнять вертикальное снижение (набор) с заданной вертикальной скоростью.

Контрольный полет на допуск летчика к самостоятельной тренировке выполняется на вертолете, загруженном до максимальной взлетной массы для фактических атмосферных условий.

Подготовка летного состава маневрированию включает обучение в зоне технике выполнения форсированных разворотов, горок, пикирований, разворотов на горке, а также атак наземных целей со сложных видов маневров.

Подготовка должна осуществляться планомерно при соблюдении принципов перехода от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей летчика.

Если летчик имеет перерыв в пилотировании вертолета в зоне, то он должен восстановить утраченные навыки, обратив особое внимание на отработку виражей (разворотов) с креном 30°. Выполнять их необходимо на скорости 120, 200, 250 км/ч, что будет способствовать усвоению техники выполнения форсированных разворотов.

В вывозных полетах каждую фигуру пилотажа рекомендуется начинать с показа инструктором техники ее выполнения, при этом особое внимание летчика обращать на положение частей кабины вертолета относительно горизонта, темп взятия ручки управления и переключение внимания в процессе выполнения фигуры.

Так как левые и правые развороты имеют свои аэродинамические особенности, то отработка выполнения разворотов должна производиться в обе стороны. После усвоения техники пилотажа надо показать летчику характерные отклонения и способы их исправления, при этом особое внимание обращать на соблюдение мер безопасности. Если летчик не усвоил какую-то фигуру пилотажа, не следует спешить с выпуском его в самостоятельный полет, надеясь на то, что в тренировочных полетах он освоит технику ее выполнения самостоятельно. Пока не достигнута чистота выполнения летчиком фигур пилотажа без вмешательства инструктора, допускать его к тренировочным полетам нельзя.



Глава 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...