Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень экзаменационных теоретических вопросов по дисциплине




1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков.

2. Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.

3. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.

4. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.

5. Характеристика основных рыночных структур.

6. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.

7. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

8. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.

9. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.

10. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.

11. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.

12. Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.

13. Виды нестратегических барьеров.

14. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.

15. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.

16. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.

17. Модель монополистической конкуренции Чемберлина.

18. Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.

19. Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.

20. Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.

21. Модель «города на окружности» С. Салопа.

22. Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.

23. Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.

24. Характеристика олигополистического рынка.

25. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.

26. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.

27. Ценовые модели олигополистического взаимодействия.

28. Модель Бертрана с однородным продуктом.

29. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

30. Модель Эджворта.

31. Характеристика рынка доминирующей фирмы.

32. Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.

33. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.

34. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.

35. Модель неполного картеля.

36. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».

37. Экономическая природа естественной монополии.

38. Естественная монополия при растущем эффекте масштаба производства и при ограниченном спросе.

39. Методы государственного регулирования естественной монополии.

40. Проблемы реформирования отраслей естественной монополии в России и странах с рыночной экономикой.

41. Природа, цели и условия осуществления ценовой дискриминации.

42. Ценовая дискриминация первой степени.

43. Ценовая дискриминация второй степени.

44. Ценовая дискриминация третьей степени.

45. Последствия применения ценовой дискриминации для общественного благосостояния.

46. Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления.

47. Мотивы к формированию вертикально интегрированных структур.

48. Вертикальная интеграция, ее последствия. Эффект «двойной маржинализации».

49. Виды вертикальных ограничений и их последствия.

50. Процессы дезинтеграции. Аутсорсинг.

51. Стратегия диверсификации производства. Измерение уровня диверсификации.

52. Новые тенденции в развитии интеграционных процессов. Деятельность сетевых структур и кластеров.

53. Стратегия расширения масштабов бизнеса: поглощения, слияния фирм.

54. Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.

55. Необходимость промышленной (отраслевой) политики государства. «Провалы» рынка.

56. Промышленная политика государства в зарубежных странах. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции.

57. Задачи государственной промышленной политики в России.

58. Цели и методы государственной антимонопольной политики.

59. Антимонопольная политика в зарубежных странах (США, страны ЕС, Япония).

60. Антимонопольная политика в России.

61. Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию.

62. Результативность функционирования рыночных структур.

63. Экономические и социальные последствия монополизации отраслевого рынка.

64. Х-неэффективность и Х-эффективность монополии.

65. Промышленная политика: содержание и направления развития.

66. Оценка результативности функционирования рыночных структур.

67. Результативность государственной отраслевой политики.

68. Оценка результативности функционирования отраслевого рынка с точки зрения общественного благосостояния.

69. Характеристика несостоятельных рынков.

70. Государство и институты саморегулирования.

 



Перечень основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов, необходимых для освоения дисциплины

 

А) основная учебная литература

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие ― М.: Юрайт, 2010. – 806 с.

2. Розанова, Н. М.Экономика отраслевых рынков: учебник / Н. М. Розанова. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 906 с. — Серия: Учебники ГУ — ВШЭ.

3. Герасименко В. В. Ценообразование: учеб. пособие / Валентина Васильевна Герасименко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Эконом. фак. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 418 с.: ил.: табл.

4. Иванова Т. Ю. Теория организации: электронный учебник / Т. Ю. Иванова, В. И. Приходько. - М.: КноРус, 2011. – 450 с.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики – М.: Норма, 2010. - 325 с.

6. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. Учебник – М.: Инфра-М, 2010. – 420 с.

7. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков. Учеб пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2010. - 253 с.

8. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 309 с. – (Высшее образование).

9. Авдашева С.. Незаконность молчаливого сговора в российском антимонопольном законодательстве: могут ли экономисты быть полезны при выработке юридических норм?// Вопросы экономики, 2011 - № 5

10. Акиндинова Н., Алексашенко С., Петроневич А., Петроневич М. Сколько стоят неработающие институты // Вопросы экономики. 2011, - № 8.

11. Алексеев Г. М. Власть и рынок в условиях НЭПа// Власть, 2011 - № 8

12. Герций Ю. В., Малышев М. Л. Российский рынок труда в статистике кризиса// Социологические исследования, 2011. - № 5.

13. Гурков И., Аврамова Е.. Российские компании в поисках выхода на траекторию устойчивого развития// Вопросы экономики, 2011. - № 6.

14. Дзагурова Н.. Практика регулирования вертикальных взаимодействий: вертикальные ограничения с точки зрения координации согласованных действий// Вопросы экономики, 2011. - № 5.

15. Крючкова П. Роль судебной системы в развитии конкуренции (антимонопольное законодательство и практика его применения)// Вопросы экономики, 2011 - № 5

16. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие – СПб.: изд-во СПбГПУ, 2008. – 340 с.

17. Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики»// Вопросы экономики, 2011, - № 9.

18. Соколов В.. Проблема стратегического эффекта в международной конкуренции// Вопросы экономики, 2011 - № 5.

 

Б) дополнительная учебная литература

1. Хохолов В.А. Теория отраслевых рынков / Методические рекомендации для студентов специальности «Менеджмент организаций». – Симферополь, 2014. – 104 с.

2. Басовский Л.Е. Экономика отрасли. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2009. – 380 с.

3. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. ― М.: Норма, 2006. – 355 с.

4. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: Норма 2010. – 270 с.

5. Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма, рынок и право. ― М.: Дело, 1993. – 810 с.

6. Мэнкью Н. Грегори Принципы микроэкономики – СПб.: Питер, 2008. – 680 с.

7. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 210 с.

8. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. ― Спб.: Экономическая школа, 2007. – 320 с.

9. Хмелевская Н. Г. Международные отраслевые организации. Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2009. -180 с.

10. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. ― М.,1996. – 750 с.

11. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа, 2000.

12. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Издательство «Омега - Л», 2007. – 180 с.

13. Кудряшова Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 260 с.

14. Матанцев А.Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога. – М.: Издательство «Альфа - Пресс», 2007. – 240 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...