Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Министерство образования и науки




Российской Федерации

ФГАОУ ВО "КФУ им. В. И. Вернадского"

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

(структурное подразделение)

 

Кафедра экономической теории

 

Контрольная работа

По дисциплине «Теория отраслевых рынков»

 

 

Выполнил (а)

Студент (ка)

группы

ФИО (полностью)

Проверила:

Горячих М.В.

 

Симферополь, 2016


В табл. 1 показан тематический план дисциплины «Теория отраслевых рынков» для заочной формы обучения.

Таблица 1

Темы дисциплины (заочная форма обучения)

№№ пп

Наименование тем дисциплины

Всего часов

В том числе

Аудиторные занятия

Из них

Самостоя-тельная работа

лекции практические занятия
1 Теоретические основы экономики отраслевых рынков 13 2 2   11
2 Методология исследования рыночных структур 14 2 2   12
3 Фирма в теории организации рынков 15 4 2 2 11
4 Отраслевой рынок и дифференциация продукта 12       12
5 Ценообразование на отраслевых рынках 12       12
6 Государственное регулирование отраслевых рынков 14 2 2   12
7 Монополия и её значение на отраслевом рынке 12       12
8 Результативность функционирования отраслевых рынков 16 4 2 2 12
  Итого 108 14 10 4 94

 




Глоссарий

Абсолютное преимущество в издержках– ситуация, когда фирма выпускает товар при более низких средних (и совокупных) издержках, чем ее ближайшие конкуренты.

Авторские права – интеллектуальная собственность на художественные или авторские работы, закрепленные на каком-либо материальном носителе (например: книга, компакт-диск)

Антимонопольная политика правительства – корректировка такой деятельности фирм, которая рассматривается, как наносящая ущерб конкуренции на рынке.

Барьер входа– все факторы, которые препятствуют фирме организовать безубыточное производство в отрасли.

Барьер выхода– все факторы, которые препятствуют фирме уйти из отрасли, не неся значительных потерь.

Бренд– это выражение совокупности имиджевых, эксплуатационных, технических и иных характеристик товара, составляющее определенный нематериальный актив (объект интеллектуальной собственности), правообладатель которого способен обретать дополнительные конкурентные преимущества.

Вертикальная интеграция– процесс объединения в рамках одной фирмы последовательных стадий выпуска продукта.

Вертикальные ограничения – запреты и обязательства, налагаемые фирмой на своих контрагентов в ходе последовательных стадий выпуска и сбыта продукции.

Взаимосвязанные продажи – продажа одного товара осуществляется только при условии, что потребитель покупает какой-либо другой товар.

Внешний эффект – результат воздействия деятельности фирм на третью сторону – не участвовавшую в первоначальной выработке условий контракта.

Вторичное патентирование– урегулирование прав собственности на изобретение после истечения срока действия его первоначального патента.

Второй оптимум – ситуация на рынке, при которой потери общественного благосостояния минимальны, несмотря на то, что рыночная цена превышает предельные издержки выпуска товара.

Дальновидная политика ценообразования – назначение цены с учетом реакции потенциальных конкурентов.

Диверсификация– производство на одной фирме нескольких разнородных товаров, близких по технологии производства.

Дисперсия рыночных долей– показатель концентрации продавцов на рынке, характеризующий степень разброса объемов выпуска фирм.

Дифференциация товара– выпуск различных видов товара (разных товарных марок) одной и той же товарной категории.

Доминирующая фирма– фирма, которой принадлежит не менее 35% рынка товара и которая способна оказывать влияние на рыночную цену и другие параметры спроса.

Естественная монополия – отрасль, в которой безубыточное производство в силу технологических особенностей возможно только для одной фирмы.

Естественная монополия – отрасль, в которой безубыточное производство в силу технологических особенностей возможно только для одной фирмы.

Жизненный цикл товара – условное наименование стадий выпуска товара на рынок, адаптации потребителя к товару, насыщения спроса и снятия товара с производства.

Завод– понятие, включающее собственно заводы, специализирующиеся на производстве продукции, склады, научно-исследовательские лаборатории, штаб-квартиры и сбытовые отделы.

Индекс Бейна– показатель деятельности фирмы, характеризующий рыночную власть фирмы посредством сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом.

Индекс Лернера– показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара, продаваемого данной фирмой, над предельными издержками ее выпуска (то есть над ценной свободной конкуренции).

Индекс Херфиндаля –Хиршмана– показатель концентрации продавцов, который характеризуется суммой квадратов рыночных долей всех фирм на рынке.

Инновационная деятельность фирмы – деятельность фирмы по исследованию в какой-либо области и внедрению нововведения на рынок.

Инновация – новый продукт, новая технология или новая организация производства, позволяющая увеличить эффективность фирмы в целом.

Интеграция продукта (интеграция вперед)– включает в себя процесс приобретения фирмой предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации продукции.

Интеграция фактора (интеграция назад)– покупка фирмой владельца производства товара предприятий – поставщиков ресурсов.

Инфлятирование издержек – умышленное закладывание в цену товара излишних издержек производства.

Исключительное право продажи– требование от фирмы сбыта товара только по определенным каналам реализации.

Картель– соглашение о разделе рынков сбыта.

Квазиинтеграция– вертикальная интеграция, вызванная не технологической потребностью, а интересами уклонения фирмы от государственного регулирования.

Квазиконкурентный рынок – рынок, на котором отсутствуют барьеры входа-выхода, таким образом, независимо от числа фирм, устанавливается конкурентное равновесие.

Квазимонопольное поведение– воздействие фирмы на параметры рынка на немонопольном рынке (на рынке со многими участниками).

Конгломерат– фирма, объединяющая выпуск разнородной продукции, не связанной технологически.

Контроль уровня розничных цен – фирма-монополист может устанавливать рекомендуемую цену для торговцев, которая может быть как максимальной, так и минимальной ценой перепродажи.

Концентрация покупателей – плотность наличия фирм, являющихся покупателем одного и того же товара и степень их влияния на рыночную цену.

Концентрация продавцов– плотность наличия фирм, производящих один и тот же товар и степень их влияния на рыночную цену.

Кривая обучения– характеризующая затраты труда при производстве продукции в процессе приобретения рабочими опыта выполнения работ.

«Лидер по потерям» – товар, цена которого устанавливается ниже его предельных издержек для привлечения покупателя в данный магазин.

Лизинг– использование оборудования фирмой на правах аренды.

Лимитирующее ценообразование– назначение цены на уровне, при котором вход других фирм в отрасль не является целесообразным (приносит новым фирмам убытки).

Лимитирующее ценообразование – назначение цены на уровне, при котором вход других фирм в отрасль не является целесообразным (приносит другим фирмам убытки).

Линейное ценообразование – ситуация, когда фирма-монополист сама назначает цену перепродажи, а выбор объема закупок промежуточной продукции остается за фирмой-клиентом.

Лицензия – право на использование изобретения в течение оговоренного срока.

Межвременная дискриминация – назначение разных цен на товар в разные периоды времени.

Минимально эффективный выпуск –объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба меняется на отрицательную.

Минимально эффективный совокупный выпуск– это тот наименьший объем выпуска, при котором удерживался минимальный уровень средних затрат на единицу продукции, как для однозаводского, так и для многозаводского предприятия.

Многозаводское предприятие – концентрация нескольких заводов внутри одной фирмы, каждый из которых специализируется по определенной продуктовой линии.

Монополистическая конкуренция– рынок, на котором, как правило, большое число продавцов предоставляют дифференцированный товар.

Монополия– рынок одного продавца.

Монопольная прибыль– дополнительный доход, который получает фирма в результате воздействия на параметры рыночного спроса.

Мопсония– рынок одного покупателя.

Моральный ущерб– издержки, которые несет фирма в связи с изменением поведения ее партнера в нежелательную сторону после заключения соглашения.

Нелинейное ценообразование– назначение цены таким образом, что совокупные расходы потребителя изменяются непропорционально изменению количества покупаемого товара.

Нелинейное ценообразование в виде двухчастного тарифа – первая фирма в вертикальной цепочке предоставляет второй фирме исключительные права на свою продукцию в обмен на франшизу – постоянный размер «выкупа» за доступ к рынку, к которому прибавляется цена единицы промежуточного товара.

Необратимые издержки –первоначальные издержки организации производства, которые фирма вынуждена нести, если она уходит из отрасли.

Несовершенный картель– соглашение фирм о разделе рынка сбыта, в которое входят не все (как правило, не подавляющее большинство) фирмы отрасли.

Нестабильность рынка – ситуация, при которой на рынке не может установиться единая равновесная цена в течение длительного периода времени.

НИОКР– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Нормирование объема сбыта – фирма-производитель указывает розничному торговцу минимальные или максимальные объемы сбыта, при которых вертикальный контракт остается в силе.

Общественные товары– товары, которые характеризуются двумя свойствами: неисключаемостью из потребления и неделимостью выпуска.

Ограничения покупки – запрет на продажу товара вне какого-либо круга потребителей.

Ограничения продажи– запрет на продажу товара вне какого-либо круга потребителей.

Олигополия– рынок, где действуют несколько крупных фирм, при этом присутствуют значительные барьеры входа или выхода.

Олигополия –рынок, на котором действует несколько крупных продавцов, при этом здесь присутствуют значительные барьеры входа или выхода.

Относительное преимущество в издержках поглощение– ситуация, когда уже действующая в отрасли фирма быстрее достигает минимально эффективного выпуска, чем ее потенциальные конкуренты.

Парадокс Коуза – явление, при котором вынужденное снижение цены товаров длительного пользования со временем ведет при непрерывных ценовых корректировках к нулевой прибыли производителя-монополиста.

Патент – исключительное право собственности на изобретение, действительное в течение определенного срока. Относится к продуктам, процессам, веществам и дизайну.

Переуступка прав собственности – распределение прав на изобретение между разными участниками.

Планируемое устаревание товара – политика фирмы, при которой товар длительного пользования выпускается с преднамеренно укороченным сроком службы для того, чтобы обеспечить себе продажу этого товара и в будущем.

Поглощение– присоединение какой-либо фирмы к другой, при этом присоединяемая фирма полностью теряет свою самостоятельность.

Позиционирование товара – определение места товара в данной товарной категории.

Поиски ренты– поведение фирмы, направленное на достижение возможности получать монопольную прибыль.

Положительный эффект масштаба – явление, когда увеличение выпуска товара сопровождается снижением средних издержек его производства.

Положительный эффект масштаба – явление, когда увеличение выпуска товара сопровождается снижением средних издержек его производства.

Право «исключительной территории» – пространственная дифференциация рынка — разные торговцы продают свой товар на разных в пространственном отношении рынках — так и сегментацию рынка по видам покупателей.

Право собственности– право владения, распоряжения, изменения состояния какого-либо товара.

Предельные издержки – дополнительные издержки производства дополнительной единицы продукции.

Предположительные вариации – оценка данной фирмой параметров ожидаемого поведения конкурента (цены, которую конкурент предполагает назначить, и объемы его предполагаемого сбыта).

Реальная продуктовая дифференциация – включает в себя различия в качестве товара, его долговечности или других функциональных характеристиках.

Репутация – доверие потребителей к качеству товара, выпускаемого данной фирмой.

Репутация– доверие потребителей к качеству товара, выпускаемого данной фирмой.

Риск безответственности –опасность изменения поведения контрагента в нежелательную сторону после заключения договора.

Роялти – авторский гонорар, отчисление от прибыли, получаемой в результате применения изобретения.

Рынок монополистической конкуренции– рынок, на котором большое число продавцов предоставляют дифференцированный товар.

Рынок работающей конкуренции– рынок, результаты деятельности которого (в первую очередь равенство предельных доходностей от различных видов использования ресурсов) оказываются такими же, как в условиях свободной конкуренции, несмотря на то, что остальные условия свободной конкуренции могут не выполняться.

Рынок с асимметричной информацией– рынок, на котором один из экономических агентов (продавец или покупатель) обладает большей информацией относительно параметров экономического процесса рынка, чем другой.

Рыночная структура– внутренние связи между экономическими агентами одного и того же рынка: отношения покупателей друг с другом, отношения продавцов с покупателями, отношение продавцов к потенциальным покупателям, отношения продавцов к потенциальным конкурентам.

«Самоубийственное» ценообразование – установление цены ниже предельных издержек с целью вытеснения конкурента из отрасли, однако могущее привести к потере эффективности деятельности самой фирмы.

Сегментация рынка – разделение покупателей на отдельные категории в соответствии с их ценовыми предпочтениями.

Сертификация– определение соответствия того или иного товара стандарту, осуществляемое для ряда товаров в обязательном порядке государственными органами власти, а также по инициативе промышленников.

Сигнализация качества– меры, которые принимаются производителями для указания на высокое качество своего товара.

Синергетический эффект – значительное превышение результата после объединения усилий фирм.

Слияние – объединение фирм в единую производственную единицу, при этом фирмы остаются равноправными участниками новой организации.

Социальные издержки картелизации – потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке.

Средние издержки – издержки производства, приходящиеся на одну единицу выпуска.

Средние издержки производства– издержки производства в расчете на единицу продукции.

Стандарты– набор критериев, которым соответствует высококачественный товар, могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих органов, но и по инициативе союзов потребителей, промышленников.

Суббадитивность издержек – свойство технологии, при котором совокупные издержки выпуска данного объема на одной фирме ниже, чем при распределении этого выпуска между несколькими фирмами.

Тендер – конкурентные торги между фирмами за право действовать в какой-либо отрасли.

Торговая марка– особый знак, который характеризует данную фирму.

Фантомная продуктовая дифференциация– различия товарных марок носят сугубо внешний характер, включают изменения цвета, упаковки, внешнего вида, или различия в каналах сбыта (продавец низкокачественного товара использует престижные магазины для его продажи).

Фирма-аутсайдер – фирма, поведение которой не способно повлиять на параметры рынка.

Франчайзинг – система распределения прав на выпуск и продажу товара данной фирмы с использованием ее товарной марки, репутации и каналов сбыта.

Х-эффективность картеля – сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли.

Цена «проникновения» – относительно невысокая цена нового товара, позволяющая фирме быстро завоевать рынок.

Цена «снятия сливок»– относительно высокая цена нового товара, позволяющая фирме получить прибыль в короткие сроки.

Ценовая дискриминация– назначение разных цен на один и тот же товар для разных покупателей при одинаковых издержках его выпуска, или назначение одной цены при разных реальных издержках его производства.

Ценовое лидерство– определение рыночной цены какой-либо фирмой рынка, чтобы другие фирмы были вынуждены придерживаться установленной ею величины и / или динамики.

Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки – установление цены на уровне, соответствующем издержкам в момент наибольшей загрузки оборудования.

Ценообразование Рамсея – назначение цены по средним издержкам выпуска.

Чистые потери монополии («мертвый груз»)– разница между потенциально возможным выпуском отрасли (выпуском, характерным для условий свободной конкуренции) и реальным уменьшенным объемом производства монополии.

Экстерналии– результат воздействия деятельности фирмы на третью сторону – не участвовавшую в первоначальной выработке условий контракта.

Эффект «странных цифр» – психологическое предпочтение товара, цена которого оканчивается на 0 или 9.

Эффект «якоря»– выбор потребителем места покупки в зависимости от его оценки ряда специфических товаров – «лидеров по потерям».

Эффект Аверча-Джонсона– замещение в производстве ресурса со свободной ценой ресурсом, цена которого регулируется государством.

Эффект Вебера-Фешнера – оценка потребителем изменения цены товара в зависимости от первоначальной величины цены, выражающаяся в изменении ценовой эластичности спроса.

Эффект резервных мощностей – сокращение потерь в случаях непредвиденной или плановой остановки производства за счет использования резервного оборудования.

Эффективная монополия– монополия, выгоды от которой (например, в виде снижения издержек производства или повышения качества товара) выше потерь, связанных с изменением структуры рынка.

Эффективный размер фирмы– это такой размер фирмы, который позволяет решать проблемы предпринимательской деятельности: натянутые трудовые отношения, слишком быстрые нововведения, правительственное регулирование, нестабильные зарубежные рынки и т.п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...