Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессионально-личностные требования к лекторам




Данная тема требует от лектора личного освоения содержания темы. Это предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на традиционные базовые семейные ценности. В связи с этим лектор должен иметь установку на саморазвитие и самовоспитание, высокий уровень самокритичности, активно работать над исправлением собственных недостатков.

В процессе ведения занятий лектор должен ориентироваться не столько на когнитивное содержание предмета, сколько на ценностное восприя­тие его учащимися, осуществлять наблюдение за тем, как относятся старшеклассники к обсуждаемым вопросам и проблемам.

Одним из требований преподавания этого курса является приня­тие учителем позиции ученика, желание помочь ему сделать правиль­ный нравственный выбор в жизни, стать лучше, достичь счастья.

От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя кор­ректно и достойно, быть готовым от вечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке.

Учитель при отборе и подаче материала должен быть предельно осмотрительным, учитывать возможную «болевую» реакцию на ту или иную изучаемую проблему, поскольку в настоящее время многие учащиеся живут в дисгармоничных семьях (неполных, конфликт­ных, созависимых и др.).

Учитель должен быть готовым к появлению у старшеклас­сников желания дополнительно общаться вне урока, к продолжению разговора «душа к душе». Вместе с тем от него ожидается умение устанавливать рабочую дистанцию с учащимися, обратившимся за советом во внеурочное время, не переходить на панибратские отно­шения. Проблема потери рабочей дистанции со старшеклассниками касается, прежде всего, молодых учителей.

Учитель, преподающий «Нравственные основы семейной жизни. 11 класс», должен учитывать наличие барьеров в общении, вызван­ных разницей возраста, пола, социального статуса, возможной пред­варительной психической травматизации одного из участников обще­ния. В отборе и подаче учебного материала также следует учитывать наличие смысловых барьеров, возникающих в том случае, когда одно и то же явления имеет для собеседников разную смысловую нагрузку. Несовпадение смыслов приводит к взаимному недопониманию и сни­жению эффективности общения.

От преподавания предмета «Нравственные основы семейной жизни. 11 класс» не должны отказываться те учителя, которые имеют негативный опыт семейной жизни. В данном случае важно стремление педагога оказать помощь учащимся в создании ими в бу­дущем счастливой гармоничной семьи. Осваивая содержание учеб­ного курса, учитель получает возможность осознать и по возможнос­ти исправить ошибки, допущенные им в собственной семейной жизни.

Учителю категорически запрещается откровенничать на уроках об особенностях своей семейной жизни. Внутренняя жизнь человека должна быть сокровенна.

На уроках должна быть создана атмосфера коммуникативно-диалоговой культуры. Следует сразу же установить правила общения старшеклассников на уроках данного учебного курса:

—   быть искренним в ответах на поставленные вопросы и, вместе с тем, не допускать публичности в раскрытии тайн своей души;

— корректно, аргументировано излагать свою точку зрения;

— уважать собеседника;

— вести себя тактично, не высмеивать чужую точку зрения, с которой вы в настоящее время не согласны;

— научиться слышать то, что хочет сказать собеседник, не уни­жая его не только словом, но и взглядом, жестом и проч.;

— не перебивать собеседника;

— помнить, что «когда говорят эмоции, тогда молчит разум».

Ученики хотят видеть в учителе значимого взрослого, на кото­рого они хотели бы походить в своей жизни, который стал бы для них примером. Учитель призван показывать пример того, как человек может и должен работать над своим характером, возрастать духовно и нравственно.

 

Авторы курса «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» к.б.н., протоиерей Дмитрий Моисеев и к.псих.н., монахиня Нина Крыгина.



Приложение 7.

Особенности лекционной работы «в защиту жизни» с военными

И курсантами: опыт ПМПЦ «Жизнь» (г. Коломна)

 

За 6 лет деятельности нашего центра мы проводили противоабортную лекционную работу в основном с учащимися ВУЗов, ПТУ и школ. Самой поздней по времени аудиторией, с которой пришлось работать, для нас стали курсанты Коломенского артиллерийского училища, а ещё позже мы получили возможность вести занятия по нравственному воспитанию в военных частях с солдатами-срочниками. Военные оказались самой стратегически важной частью наших слушателей. Почему?

Хотелось бы сказать словами игумена Иоанна (Ермакова): «Что может быть ценнее человеческой жизни? И кто должен её защищать, как не мужчина, самой природой и Богом призванный к миссии защиты»

Защитники Отечества – будущие отцы семейства, поэтому им очень важно вовремя и убедительно объяснить, что аборт – это убийство, и тогда именно он будет принимать решение о судьбе своих зачатых детей, а не перекладывать ответственность за принятие решения на беременную женщину.

И ещё – с воинами, особенно с курсантами, легче всего говорить о войне. И мы построили весь цикл занятий с ними именно в контексте информационной войны. У военных уже сформировано конструктивное мышление, и им не надо долго объяснять, что такое стратегия, тактика, масштабность военных действий на информационном фронте. Им нужен фактический материал, а выводы они способны делать сами.

Итак, мы работаем с двумя категориями военнослужащих: курсантами и солдатами-срочниками. Они разные по интеллектуальному и возрастному уровню, и для каждой категории сформировались свои методы работы. Но есть общеметодологический подход к обеим аудиториям.

Во-первых, приходя к любым военнослужащим, очень важно, представившись сотрудником Центра защиты детства и материнства, подчеркнуть, что мы, собственно, делаем одно дело с ними: ЗАЩИЩАЕМ ЖИЗНЬ!

Обычно задаём вопрос: «Кого вы будете защищать в случае войны?»

Отвечают: «Детей, женщин, стариков». Ну а мы, сотрудники центра «Жизнь» их уже защищаем, воюем на информационном фронте. Сразу возникает общность с аудиторией, и во время всей лекции необходимо не уходить с этой психологической установки, не использовать приёмы, разделяющие лектора и слушателей на 2 разные группы. Надо чаще повторять фразу «мы с вами» и избегать противопоставления: «Вот вы считаете…, а вот мы считаем…».

Крайне важно создать обстановку доверительности и доброжелательности.

Во-вторых, в работе с военными общие нравственно-психологические задачи:

1. Показать, что у нас общие противники на информационном фронте:

- с одной стороны, это внешние супостаты;

- с другой стороны, это силы зла, желающие погубить душу человека.

Доказать, что жизнь каждого человека надо защищать задолго до его рождения.

Помочь сориентироваться в современной жизни, чтобы построить крепкую семью.

Объяснить на доступном уровне духовное назначение русского воинства – воевать с «тёмной силой» (грехом, плотью, дьяволом).

И самое главное (!):

Показать, какие есть у православного воинства секреты силы духа для противостояния в этой духовно-информационной войне.

Для выполнения этих задач наш центр разработал следующие темы с видеоматериалами и слайдами.

 

Темы и тезисы лекций-бесед

 

1. Информационная война ( 45 мин.) + Спектакль «Воины духа» (1ч. 20мин.)

ü Стратегия врага победить Россию невоенным путем.

ü Тактика (Гитлер, Даллес, Киссинджер). Почему на семью направлен главный удар? Почему мы живём по плану Гитлера?

ü Жертвы (убитые абортами дети и молодежь, растлеваемая СМИ).

ü Демографическая статистика (сравнение жертв с ВОВ).

ü Почему мы вымираем?

ü ­Врага надо знать в лицо. РАНиР.

ü Почему на Руси врага всегда называли «тёмной силой»?

ü Воин России призван сражаться с силами зла.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...