Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как изобрести речь на заданную тему?




Вот что пишет учитель А. С. Пушкина Н.Ф. Кошанский в «Общей риторике»:

«Любезные друзья! Первый и главный источник всякого сочинения есть предмет, или предложение. Предметом сочинения называют одно понятие, идею, одно слово. Например: Провидение – Весна – Буря. Сия идея рождает новые понятия, соединенные с нею и производит какое-нибудь чувствование: Провидение дает понятие о Боге, о благости Его, о природе, о человеке и рождает в сердце благоговение и благодарность. Весна представляет вам: цветы, ручьи, запах розы, пение птиц и вы чувствуете радость. Буря напоминает: ветер, гром, дождь, град, опустошение и приводит в уныние…

Предложение заключает в себе краткую, полную мысль, которая говорит что-либо ясно уму и тайно сердцу (то есть содержит мысль и чувствование) и на которой основывается все сочинение. Например: Провидение руководствует человека. Весна дышит радостью. Буря влечет опустошение».

То есть первое слово или предложение должно быть развернуто в соответствии с мыслями и эмоциями, которые они вызывают в Вашем уме и сердце. Но у человека есть три силы души – ум, сердце и воля.

Третья сила души – это воля. Если распространить идею Кошанского на все силы души, то можно развернуть первое предложение не только с потребностями ума и сердца, но также и с потребностями воли, получив при этом дополнительное измерение для изобретения речи. Другими словами, мы можем для изобретения речи использовать все силы души. Например, какие мысли, чувства и желания (потребности воли) возникают при словах «нерожденный человек имеет право на жизнь»? Возникают мысли о новой зарожденной жизни, чувства радости, что родится в мир новый человек и желание (потребности воли) защитить этого человека от опасности аборта, которая в настоящее время угрожает каждому зачатому младенцу. В сочинении вовсе не обязательно использовать все возможности изобретения речи одновременно, а выбирать лишь некоторые, но сейчас мы говорим о полноте возможностей, всей палитре красок для такого изобретения. 

Далее, Кошанский говорит, что если есть предложение, то нужно хорошо понять его и постараться ту же мысль сказать другими словами – лучше, красивее, сильнее. Например, есть предложение:

«На улице весна». Можно сказать: «Весна дышит радостью», «Весна - утро года», «Весной воскресает природа». Или предложение «Бушует буря». Можно сказать: «Буря – гнев природы». «Это делается устно и для начинающих как игра – приятно и полезно: ибо всякому хочется сказать лучше… а между тем действует ум, и воображение, и чувство - раскрываются способности… Далее, мы должны увидеть, что в одном предложении содержатся другие предложения. Например, в предложении «Умереть за отечество прекрасно» содержится предложение «Отечество благодарно падшим героям», а в нем «Могила храброго Отечеству священна». Открывать в одной мысли другие – значит мыслить. Хорошо писать – значит хорошо мыслить. Источники изобретения раскрывают ум, развивают мысли, позволяют с разных точек зрения посмотреть на предмет», - пишет Кошанский.

Далее он говорит о том, что есть вопросы: кто? Что? Где? При чьей помощи? Для чего? Каким образом? Когда? и т. д. Например, Кто? Провидение, что? Руководит человеком, где? На пути жизни, каким образом? Тайными путями, когда? Во время всей жизни. Отвечая на эти вопросы, мы сочиним предложение и у нас получится: «Провидение тайно руководит человеком на пути спасения во время всей жизни». Это предложение называется простым периодом. Риторика предлагает 24 источника мысли, которые называются топами, общими местами, источниками изобретения:


Сравнение

Подобие

Пример

Время

Место

Признаки

Действие и страдание

Имя

Часть

Целое

Понятие

Причина

Свидетельство

Обстоятельства

Условие

Уступление

Противное

Качество

Принадлежности

Свойства лиц

Свойства бездушного предмета

Род

Вид

Следствие.


 

Общими местами они называются потому, что топы применимы к разным предложениям и являются для них общими. Источниками изобретения они называются потому, что благодаря наведению их на слова, мы получаем новые мысли.

Возьмем, например, топ причины. Чтобы найти причину, нужно спросить себя, почему данное предложение справедливо, ибо ничто не бывает без своей причины. Например, корень учения горек. Почему? (топ причины). Потому, что учение представляет собой большой труд, кропотливое изучение предмета. А плоды его сладки. Почему? Потому что знание приносит пользу человеку. Таким образом, используя топ причины, то есть отвечая на вопрос «почему?», мы изобрели новые предложения, объясняющие причину частей пословицы «Корень учения горек, а плоды его сладки».

Топы времени и места используются, когда мы отвечаем на вопросы где и когда происходят события, о которых рассказывается в речи. Топ «Понятие» - когда мы даем понятие описываемого предмета. Понятие – это форма мышления, которая отражает главные свойства предмета. Аналогично используются все остальные топы.

Пушкин был учеником Кошанского и написал стихотворение «Цветок».

 

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

 

В этом стихотворении автор задает ряд вопросов. Где цвёл? Топ места. Когда? Топ времени. И сорван кем? Топ лица, которое совершило действие. И положен сюда зачем? Топ причины. И жив ли тот, и та жива ли? Топ состояния. И нынче где их уголок? Топ места. Или уже они увяли, как сей неведомый цветок? Топ состояния и сравнения.

Итак, для изобретения речи на заданную тему, Кошанский предлагает следующие действия:

1. Изобрести первое слово или предложение выбранной темы и посмотреть, какие понятия и чувства связаны с ним.

2. Создать новые предложения, которые будут выражать эти понятия и чувства.

3. Эти предложения нужно хорошо понять и выразить их другими словами – лучше, красивее, сильнее.

4. Увидеть, что в этих предложениях содержатся другие предложения, выписать их и выбрать из них лучшие.

5. Использовать выбранные топы для развития мыслей и изобретения полного рассказа или сочинения на заданную тему.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...