Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обращение, целью которого является привлечение и расположение аудитории к оратору.




Именование темы, т.е. название того, о чем будет идти речь.

Повествование – рассказ об истории вопроса.

Описание - представление положения дел на данный момент.

Доказательство состоит из аргументов, обосновывающих решение или тезис речи.

6. Опровержение противоположных тезисов, которые существуют в действительности, либо изобретены лектором, например, «Могут сказать, что…»

Воззвание – обращение к чувствам слушателей. Служит для формирования эмоционального отношения к предмету речи, так как люди выносят суждения всегда скорее под влиянием эмоций, чем под влиянием логики и поэтому эта часть речи находится в конце.

Заключение – краткое повторение материала и выводы.

Ю.В. Рождественский в «Теории риторики» пишет: «Восемь частей речи, рожденных из устной риторики, были перенесены впоследствии в письменную риторику и стали терминами, разделяющими на части любую речь… о любом предмете можно говорить только этими восемью способами. Восемь частей речи объясняются её основными качествами: линейностью и включённостью в диалог».

Повествование. Историю вопроса можно излагать в такой последовательности.

Отношение к абортам в России до 1920 года.

Отношение к абортам после 1920 года. Россия провозгласила свободу сексуальной любви, которая стоила жизни сотням миллионов детей. Постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции от 16 ноября 1920 года "Об искусственном прерывании беременности» аборты" в Советской России были легализованы. Рост числа абортов в довоенной России происходил параллельно со стремительным снижением рождаемости. Уже через 4-5 лет после легализации абортов уровень рождаемости начал активно снижаться. Рост числа абортов изменял отношение к нерожденным детям, они теряли ценность в глазах общества, и это вело к резкому падению у населения желания иметь детей, что вызывало ещё больший рост абортов.

В 1936 году, в связи со сложной демографической ситуацией, операции по искусственному прерыванию беременности вновь были запрещены под страхом уголовной ответственности (Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936г.).

Закон о запрете абортов действовал в СССР до 1955 года. 23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене запрещения абортов" производство операции искусственного прерывания беременности было разрешено всем женщинам при отсутствии медицинских противопоказаний.

Описание. Таким образом мы видим, что разрешение абортов привело к глубокому изменению сознания людей. Духовные ценности, связанные с самопожертвованием в процессе рождения и воспитания детей, были подменены на свободу женщины от своей главной функции – материнства. Сейчас мы пришли к тому, что аборты стали обычным явлением. «Самым верным доказательством того, что некий народ дошёл до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет делом привычным и абсолютно приемлемым» - писал итальянский адвокат Беллестрини в 19 веке.

Доказательство. Встает вопрос о расположении изобретенных аргументов. Аргументы могут быть сильными, средними и слабыми. Сильный аргумент тот, который убедителен для слушателей, но не обязательно для лектора. Ведь лектор убеждает аудиторию, а не себя. К тому же в разных аудиториях сильными аргументами могут быть разные аргументы. Средний аргумент тоже убедителен, но не в такой степени, как сильный. Первым аргументом должен быть сильный аргумент. Средние аргументы рекомендуется ставить в середине. Последний – должен быть самым сильным, потому, что он заканчивает доказательство тезиса и больше всего запоминается. Слабые аргументы не рекомендуется употреблять вовсе, так как ваш оппонент может легко разбить этот аргумент, не упомянув о других аргументах, и создать иллюзию слабой аргументации вашего тезиса.

Опровержение. РАПС (сейчас она называется РАНиР) предложила лозунг: «Каждый ребенок имеет право быть желанным». Но возникает вопрос, что делать с нежеланными детьми? Убивать в аборте? Из практики рождения детей известно, что ребенок часто становится желанным после родов. Те, кто предлагает совершать аборты над нежеланными детьми, отнимают у них возможность стать желанными. Поэтому лозунг является противоречивым. Непротиворечивый лозунг: «Каждый ребенок должен быть рожденным».

Воззвание.«Враги нашей Родины ввели аборты и этим подорвали механизм не только расширенного, но и простого воспроизводства населения. Ведь до революции вполне нормальным для каждой семьи было иметь 5-9 детей. Эти же меры на завоеванных территориях предлагал Гитлер, а Гиммлер предложил в тайном циркуляре ввести аборты по социальным показаниям, как он выразился, для бескровного уничтожения славянских народов. Но аборт не бывает бескровным. Хотя кровь младенца незаметна, но она лежит тяжким бременем на душах людей, преграждая им путь к счастливой жизни.

Сила России в духовности народа и его многодетности. Аборт делает людей виновными в убийстве и лишает всякой духовности, он же уничтожает миллионы людей, которые могли бы усилить политический и экономический потенциал России.

Если аборты будут осуществляться в таких же масштабах, как и сейчас, народ ждёт вырождение и гибель.

Поэтому нужно сделать всё возможное, чтобы восстановить в сознании народа те идеалы и ценности, которые были разрушены введением абортов. В этом нам поможет широкая пропаганда семейных ценностей и борьба за жизнь каждого нерождённого человека».

Заключение. Мы подводим итог, перечисляем основные постулаты лекции, подчеркиваем главный тезис и выражаем свои пожелания аудитории, связанные с целью речи. Заключение может быть следующим:

«Мы убедились, что аборт – это убийство и он несет бесчисленные бедствия народу. Это единственная операция, которая совершается с целью убийства человека и наносит увечья совершенно здоровой женщине. Поэтому эта операция противоестественна и не соответствует целям медицины. Разрешение на такую операцию – недоразумение, которое держится на предрассудках, коммерческом интересе и нежелании разобраться в вопросе.

Я буду счастлив, если моя лекция поможет сохранить хотя бы одну жизнь. Спасибо за внимание».

Эти 8 частей речи помогают изобретению речи, так как подсказывают то, о чём нужно говорить.

Например, повествование подсказывает, что нужно рассмотреть историю вопроса, доказательство – заняться поиском аргументов, опровержение – что нужно найти противоположные аргументы и подвергнуть их критике, воззвание – что нужно обратиться к эмоциям слушателей. Кроме того, речь, построенная таким образом, обладает завершённостью, так как согласно Рождественскому, крупнейшему теоретику риторики последнего времени, «о любом предмете можно говорить только этими восемью способами». Поэтому учение Квинтилиана о расположении частей речи – неоценимый вклад в теорию риторики.

 

Литература по риторике.

Основная.

1. Аннушкин В.И. «Риторика. Вводный курс» Москва, 2007.

2. Волков А.А «Курс русской риторики».

3. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. - М., 1996. - 558 с.

4. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

5. Сопер Поль Л. «Основы искусства речи»

6. Зарецкая Е.Н. «Риторика: теория и практика речевой коммуникации» М. Дело,1999.

7. Ивин А.А. «Риторика. Искусство убеждать» Москва 2003.

8. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. «Русский язык и культура речи» Москва, 2005.

9. Кошанский Н.Ф. Общая реторика. - СПб., 1829; - 2-е изд., 1830; - 3-е изд., 1834. - 131с.; - 4-е изд., 1836. - 130с.; - 5-е изд., 1838. - 130с.; - 6-е изд., 1839; - 7-е изд., 1840; - 8-е изд., 1842; - 9-е изд.,

10. Кузнецов Н.И. «Риторика»

11. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. ПСС. - М; Л., 1952. - Т. YII. - С. 89-378, 805-839.

12. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике. ПСС. - М.-Л., 1952. - Т. VII. - С. 19-79, 790-800.

13. Львов М.Р. «Риторика. Культура речи» Издательский центр «Академия», 2002.

14. Малиновский Ф. Правила красноречия, в систематический порядок науки приведенные и сократовым способом расположенные. - Спб., 1816.

15. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996. - 416 с.

16. Мурашов А.А. «Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех» Москва, 2000.

17. Об ораторском искусстве. Сост. А.Толмачев. - М., 1958; 2-е изд. - 1959; 3-е изд. - 1963; 4-е изд. - 1973.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. - М., 1987. 797 с.

19. Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. - Спб., 1844. - 216 с.

Дополнительная.

20. Аннушкин В.И. Основные труды Константина Петровича Зеленецкого (1812-1858). // Риторика. Специализированный проблемный журнал. - 1996. - № 1 (3). - С. 161-162.

21. Аннушкин В.И. Первая русская “Риторика” начала XYII века. -

22. Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М., 1978. - С. 13-164.

23. Белинский В.Г. “Общая риторика” Н.Ф.Кошанского. // Полн. собр. соч. - М., 1955. Т.8. - С. 503-514.

24. Зеленецкий К.П. Исследование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие имеет она к общей теории слова и к логике. - Одесса, 1846. - 137 с.

25. Зиновьев А.З. Основания риторики по новой и простой схеме Ауэрбаха. - М., 1836. - Ч. 1. II, XII, 54 с.

26. Касторий. Надежный способ достичь совершенства в красноречии и прочих свободных науках. Перев. с латинского языка Раифской пустыни игуменом Касторием. - Спб., 1780. – 6.

27. Мейнерс К. Способ читать, замечать и сочинять в пользу молодых людей, предложенный Мейнерсом. Пер. с нем. И.Леонтовича. - М., 1798. - 4, 79 с.

28. Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников Университетского пансиона. - М., 1809. - 2, 100с.; 2-е изд., М., 1817. - 4, 115 с.; 3-е изд., М., 1817. - 108 с.; 4-е изд., М., 1828. -113 с.

29. Миртов А.В. Умение говорить публично. Теория, задачи, упражнения. 2-е изд. - М., 1925. - 95 с.; - 3-е изд., М., 1927. - 110 с.; - 5-е изд., М., 1927. - 107, 3 с.

30. Оратор, или о трех главных совершенствах красноречия: о ясности, важности и приятности. - М., 1816. - 208 с.

31. Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики Киево-Могилянской академии. - Киев., 1982. - 382 с.

32. Сумароков А.П. О российском духовном красноречии. // Полн. собр. соч. в стихах и прозе. Собраны и изданы Николаем Новиковым. - М., 1787. - Т. 6. - С. 275-284.

33. Танеев И. Рассуждение о влиянии красноречия на счастие гражданских обществ. - [Б.м.]. 1816.

 

Александр Николаевич Гиацинтов, преподаватель риторики, директор Риторического центра "Преображение", член Российской риторической ассоциации.

 

Приложение 6.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...