Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Цели и содержание современного биологического образования




Цель занятия:сформировать прочные знания о содержании биологического образования в общеобразовательной школе и о его целях.

Задачи:

- дидактические: раскрыть содержание и структуру школьного курса биологии; расширить представление студентов об особенностях организации современного образовательного процесса по биологии в общеобразовательных школах;   продолжить формирование умения анализировать концепции учебных программ по биологии и содержание различных методических материалов;

- развивающие: развивать у студентов интерес к целеполаганию; развивать умение кратко и точно излагать свои мысли;

- воспитательные: поддерживать и укреплять стремление к самообразованию и практическому применению теоретических знаний.

 

Обсуждаемые вопросы

1 Научные основы содержания биологического образования.

2 Цели и задачи биологического образования в России.

3 Структура школьного предмета «Биология».

4 Обязательный минимум содержания биологического образования.

5 Структурные компоненты системы содержания биологического образования.

6 Значение опыта творчества, полученного выпускниками общеобразовательной школы, в дальнейшем самоопределении и в самоактуализации.

 

Практические задания для аудиторной самостоятельной работы

 

 1 Проанализируйте цели методики преподавания биологии и установите их связь с целями и задачами отечественной общеобразовательной школы.

2 Сравните цели обучения биологии в общеобразовательной школе, в «небиологическом» вузе и в «биологическом» вузе.  

Система биологических понятий и ее развитие в общеобразовательной школе

Понятие как главная дидактическая единица в школьном предмете «Биология»

 

Учебный предмет «Биология», является системой понятий, отражающих основы биологической науки. Эти понятия специально отобраны, дидактически переработаны, расположены в определенном порядке и логически взаимосвязаны друг с другом. В курсе школьной биологии можно выделить ботанические, зоологические, морфологические, физиологические, экологические, цитологические, генетические, структурно-уровневые, прикладные и другие понятия. Освоить систему знаний по основам биологической науки – значит, усвоить систему понятий, выражающих законы органического мира. Всесторонне развитая, активная личность должна иметь прочные знания по основам многих наук. Это необходимо для творческого мышления в профессии. Огромное значение в этом имеют фундаментальные понятия, являющиеся главным компонентом содержания и основной единицей знаний. Понятие – особая форма мышления. Одновременно понятие является важным объектом учебных действий и фактором умственного развития учащихся, потому что оно в своем содержании фиксирует сущность предметов или явлений. Любое знание (законы, теории, идеи) раскрывается в форме научных понятий. Понятиями человек мыслит, поэтому в системе развивающего и воспитывающего обучения вопрос о формулировании понятий – один из центральных.

Овладение понятием представляет собой процесс научного познания, который завершается переходом от незнания к знанию. Исходным моментом в этом процессе являются различные ощущения, восприятия и представления. Из обобщенных представлений образуются понятия, с помощью которых человек выходит за пределы чувственного познания объективной реальности. Поэтому понятия являются качественно новым уровнем познания. На их основе формируются суждения и умозаключения. Все эти формы мышления взаимосвязаны. Наиболее существенное в формировании понятий – их развитие. Развитие понятий – основная движущая сила всего процесса познания. Многое в живом созерцании при изучении биологии может быть заменено словом учителя, но без опоры на натуральный материал нельзя сформировать ни одного правильного понятия о живой природе.

Содержание биологических понятий

Обычно под содержанием понятия подразумевают совокупность отличительных признаков; при этом основное ядро в содержании образуют существенные признаки. Содержание понятий выражается через признаки предмета или явления. Чем сложнее понятие, тем больше законов заключается в его содержании. Значит, чем сложнее понятие, тем продолжительнее должен быть путь его раскрытия в образовательном процессе.

Даже простые понятия нельзя давать учащимся в готовом виде. Они должны «приходить» к учащимся в результате их активной мыслительной деятельности. Этот процесс проходит через ряд логически связанных этапов: восприятие – представление – понятие – система понятий. При этом учитывают возраст учащихся. Понятие всегда формируется и усваивается через включение в познавательную деятельность, а не через заучивание готовых знаний.

Есть разница в выражениях «формирование понятий» и « развитие понятий». Выражение «формирование понятий» используют обычно, когда речь идёт об определениипонятия. Например, чтобы определить (то есть сформировать) понятие «фотосинтез», надо отыскать существенные признаки данного свойства живой природы: «Фотосинтез есть процесс создания органических веществ с помощью хлорофилла». Но, чем шире и глубже познания об окружающем мире, тем полнее и точнее понятие. Поэтому вышеназванное понятие фотосинтеза, сформированное в 6 классе, в курсе общей биологии звучит иначе: «Фотосинтез это биосинтез углеводов из неорганических веществ, происходящий благодаря энергии света в зеленой клетке».

Первое определение фиксирует внимание учащихся на создании органических веществ и роли хлорофилла у растений, а второе углубляет сведения о фотосинтезе как одном из специфических видов биосинтеза живой клетки. Более полным становится и содержание понятия о фотосинтезе: хлоропласты, разные пигменты, наличие световой и темповой фаз, роль света, воды и водорода, фиксируется внимание на природе появления свободного кислорода, на накопление химической энергии в виде аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ).

Выражение «развитие понятий» отражает проблему постепенного обогащения знания, когда имеет место расширение, углубление содержания понятия в учебном предмете на каком-либо этапе обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...