Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обязательный минимум содержания биологического образования
Появившееся в 1990-е гг. разнообразие учебных программ и учебников биологии, создание школ разной направленности увеличило возможности индивидуального подхода к обучению. При этом требовалось сохранить определенное единство содержания и структуры предмета «Биология» в отечественной общеобразовательной школе. Для решения данной задачи на основе Закона об образовании были разработаны следующие документы: Базисный учебный план; Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (в том числе и биологического); Требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившие суть Государственного образовательного стандарта (ГОС). На основе Единых требований к биологическому образованию школьников появились возможности для создания вариативных и региональных программ и учебников по биологии, различающихся последовательностью изложения содержания, формой подачи учебного материала, но обязательно соответствующих образовательному минимуму содержания биологического образования. В настоящее время необходимое учебное содержание биологического образования определяется обязательным минимумом общего биологического образования. Именно он дает перечень основных содержательных единиц образования, которые обязательно должны быть усвоены в школе. Названный документ можно рассматривать как основу содержания, которая достраивается до нужного объема с помощью деятельностных характеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников школы. Для общеобразовательной школы создано 4 минимума разной степени глубины содержания биологии. Первый уровень предназначен для основной базовой школы (6–9 классы). Второй уровень предназначен для полной средней школы (10 – 11 классы). Для одиннадцатилетней средней школы разработан обязательный минимум содержания общего биологического образования на двух уровнях – А и Б. Уровень А имеет минимальное биологическое содержание образования и ориентирован на гуманитарные классы (для учебных заведений, в которых биология не относится к основным предметам). Уровень Б превышает уровень А по объему и сложности, но не рассчитан на углубленное изучение предмета; предназначен для общеобразовательных средних учебных заведений. Для профильных школ, школ с углубленным изучением биологии разработан специальный уровень, превышающий уровень Б по системе знаний и характеру учебной деятельности.
Основные компоненты содержания школьного биологического образования Содержание школьного биологического образования содержит четыре основных компонента: знания, умения и навыки, воспитание и опыт творчества. Педагогически адаптированные основы биологической науки, изучаемые в школе, содержат главные научные факты, идеи, понятия, теории о законах существования живой природы и являются фундаментом школьного предмета «Биология». Знания передаются учащимся в обобщенном и сжатом виде – в понятиях. Они применяются в быту, в спорте, для сохранения здоровья, для охраны окружающей среды. Каждый культурный человек должен свободно владеть необходимым минимумом биологических понятий, поскольку они достаточно широко используются в повседневной жизни и в различных профессиональных сферах. Умения и навыки в области биологии представляют собой способы деятельности – интеллектуальные и практические. Они обеспечивают применение биологических знаний в действии. Современный образовательный процесс направлен на всестороннее развитие личности учащихся. Огромное значение в данном случае имеют обучение и развитие – как две неразрывно связанные стороны образовательного процесса. Овладение основами биологии невозможно без интеллектуальных и практических умений, без развития памяти и мышления. Биологическая наука обладает большой воспитательной силой и всемерно способствует формированию научного мировоззрения учащихся при изучении различных биологических объектов, процессов и явлений. Содержание учебного предмета «Биология» способствует усвоению учащимися системы общечеловеческих ценностей, пониманию ими ценности всего живого и своего места в жизни социума, а также формирует гуманное отношение ко всему живому. В содержании биологии находят свое отражение экологический, культурологический, валеологический подходы. На основе биологических знаний, умений и навыков при соответствующем воспитании возникают возможности развития творческих способностей в области натуралистических, экологических, физиологических, микробиологических, краеведческих исследований. Все компоненты содержания биологического образования выполняют свои функции в обучении, развитии и воспитании учащихся, будучи тесно взаимосвязанными: знания обеспечивают формирование умений и навыков, на основе знаний и умений развиваются творческие способности, которые, в свою очередь, способствуют приобретению более глубоких знаний и формированию ценностных ориентаций. Наполненность различных компонентов содержания общего биологического образования зависит от целей последнего. Вопросы для самоконтроля 1 Какова основная цель современного биологического образования в общеобразовательной школе? 2 Что представляет собой обязательный минимум содержания образования и для чего он создан? 3 Чем определяются структура и содержание биологического образования в основной школе и полной средней? 4 Охарактеризуйте главные компоненты содержания общего биологического образования учащихся. 5 Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в отечественной общеобразовательной школе в период от 80-х гг. ХХ в. до настоящего времени. С чем связаны изменения в целеполагании?
Темы для выполнения рефератов
1 Сравнительный анализ различных вариантов учебных программ по биологии для 8 класса общеобразовательной школы. 2 Практические и интеллектуальные умения как важнейший компонент содержания общего биологического образования.
Задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 1 Сопоставьте обязательные минимумы основной и старшей общеобразовательной школы. Каковы их различия? 2 Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в российской школе за период от 80-х гг. XX в. до настоящего времени.
Семинарское занятие №4 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 575. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |