Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура предмета «Биология» в современной общеобразовательной школе




Учебный предмет представляет собой систему основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе. Учебный предмет имеет определенную логическую структуру, отраженную в программах по биологии. В них содержание биологического образования распределено по темам, разделам и годам обучения.

В российской школе биологический материал традиционно изучался последовательно по объектам живой природы: растения, животные, организм человека, обобщающий курс общей биологии, раскрывающий закономерности природы на разных уровнях ее организации.

Изучение биологии предваряет курс природоведения (или естествознания) в 5 классе, который опирается на знания, полученные учениками в начальной школе (1–4 классы) о предметах и явлениях природы, о своем организме.

В 6 классе начинается систематическое изучение биологии. Учащиеся узнают о царствах растений, бактерий, грибов. Это подготавливает их к изучению животного мира как царства живых, как и растительные организмы,  существ, но более сложных по сравнению с растениями и грибами. В 7 классе изучаются животные организмы. Изучение животных подготавливает  школьников к освоению курса «Человек» в 8 классе. В рамках этого курса учащиеся получают знания по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, экологии человека, антропологии. Завершается изучение биологии в общеобразовательной школе курсом «Общая биология» (9–11 классы). В этом курсе излагаются общие закономерности и свойства жизни, ее возникновение, развитие. Для этого привлекаются знания о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах.

Описанная последовательность в содержании школьного биологического образования дает возможность возвращаться к обсуждению наиболее сложных и важных вопросов общебиологического плана на каждом новом этапе обучения, постепенно углубляя, расширяя и обобщая круг необходимых научных знаний и способов деятельности.

Большинство методистов-биологов и практикующих учителей биологии считает педагогически целесообразной такую структуру общего биологического образования, когда от изучения растений идут к изучению животных, человека, а затем и общебиологических процессов и явлений. Постепенно возрастающая сложность учебного материала позволяет изучать предмет в условиях плавного развития системы биологических понятий.

Примерно такая же последовательность курсов в предмете «Естествознание» была заложена в свое время В.Ф. Зуевым (1786) в учебнике «Начертание естественной истории» (неживая природа, растения, животные и человек), ей же следовал А.Я. Гсрд. Практически все программы обучения биологии сохраняли отмеченную последовательность, кроме программ Д.Н. Кайгородова (1902) и ГУСа (1923–1930).

В настоящее время в подавляющем большинстве отечественных общеобразовательных школ все учебные курсы по программам основной школы изучаются в течение лишь одного учебного года (по 68 часов): растения, бактерии, грибы и лишайники (6 класс); животные (7 класс); человек (8 класс); в 9 классе, завершающем базовую школу, изучаются общебиологические закономерности и явления – курсы «Основы общей биологии» и «Введение в общую биологию и эволюцию» (авторский коллектив под руководством И.Н. Пономаревой и авторский коллектив под руководством В.В. Пасечника).

Есть и другие варианты структуры содержания биологического образования. В любом случае, мы видим, что структура предмета «Биология», характеризующая расположение системы курсов по годам изучения, сохранявшаяся в России более 200 лет, в настоящее время меняется. Изменения касаются отбора учебного содержания, последовательности и логики его раскрытия.

Педагогика выделяет разные типы структурирования содержания образования, которые практикуются и в биологии: линейное, концентрическое, спиральное и модульное построение учебного предмета.

О линейном построении предмета идет речь, когда все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания; при этом каждая часть (тема, курс) изучается только один раз.

При концентрическом построении учебного предмета происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом, более высоком, уровне изложения.

Спиралеобразное (спиральное) построение учебного предмета характеризуется тем, что учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали. При этом неоднократно возвращаются на более высоком витке (уровне) к содержанию, касающемуся важных мировоззренческих вопросов, расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности.

При модульном построении учебного предмета целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям. Например, это могут быть содержательно-описательный, операционно-деятельностный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и другие модули.

В соответствии с этим описанием программы базовой школы (6–9 классы), созданные коллективами авторов под руководством В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, В.И. Сивоглазова и Ю.И. Полянского, имеют спиралеобразную структуру, а программа М.Б. Беркинблита и А.Г. Хрипковой – линейную.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1063.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...