Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лошадка» (Пощелкать языком)




Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания: 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3) Если у ребёнка пощелкивание не получится, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Индюк»

Цель: вырабатывать подьём язька вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание: Приоткрыть рот, положить язьвс на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и

назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.

Методические указания:  1) Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2) Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3) Язык должен облизывать, верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики» («Пулемет»)

Цель:укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вкерх и умение делать кончмк языка напряжённым.

Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнести звук [д], [д], [д], [д]. Сна-

чала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания: 1) Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2) Следить, чтобы звук [д] носил характер чёткого удара - не был хлюпающим. 3) Кончик языка не должен подворачивался. 4) Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правипьном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Иголочка» («Жало»)

Цель:вырабатывать умения удерживать острый длинный язык.

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, острый длинный язык высовывать изо рта. Удерживать высунутый язык в спокойном положении при от-

крытом рте. Упражнение выполняется под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: Язык удерживать длинный и острым, высовывается его как можно дальше.

 

 

Приложение 2

Все психические процессы у ребёнка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и мн. др.).

У ребёнка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться теми его интеллектуального развития.

В силу дефекта речи ребёнок мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим ограничивается, темп развития мышления замедляется.

В настоящее время отмечается рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

В преодолении речевых проблем базовыми являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием нетрадиционных методов, которые просты, эффективны и доступны. Их использование в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребёнка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет раздражительность, снижает утомляемость, а в целом - соматическое состояние.

Поскольку центры иннервации пальцев руки находятся рядом с центрами речи в головном мозге, мелкую моторику пальцев необходимо развивать с раннего детства, последовательно и систематически.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПНРФ доказали, что тонкие движения пальцев рук напрямую положительно влияют на развитие детской речи.

Вот почему во время игр и при выполнении различных заданий в повседневной жизни (лепка, шнуровка, застегивание пуговиц, игра с мозаикой, пирамидкой и т.д.), в которых активно задействованы пальчики, ладошки, ручки ребёнка, происходит активное развитие речи малыша.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на её развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, напрямую влияет на способностыребёнка учиться. Умелые руки - умелый ребёнок.

Перед игрой рекомендуется проводить массаж кистей рук для «разогрева» пальчиков и усиления эффекта.

Массаж пальцев следует начинать с большого пальца и заканчивать мизинцем. Растирать сначала подушечку пальца, а затем медленно подниматься к основанию.

Такой массаж желательно сопровождать веселыми стихами. Это создаёт благоприятный эмоциональный фон, дети учатся вслушиваться понимать смысл речи. Их речь становится более четкой, яркой, ритмичной, развивается память. Дети учатся запоминать положение кистей, пальцев, последовательность движений.

Упражнение «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик—папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а это я.

Это и есть моя семья!

Упражнение «Пальчики спят»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Это пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит

(Проводится массаж пальцев.)

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

(Пальцы в кулачок, указательный к губам.) .

Есть много забавных рифмовок, стихов, которые подойдут для игр с пальчиками.

Игры с загибанием пальчиков

(Локти стоят на столе, ладошки раскрыты веером, повернуты к ребёнку.)         

 Игра «Вороны»

Мы начнём ворон считать

Одна, две, три, четыре, пять.

(Загибать по одному пальчику.)

Шесть - ворона на сосне,

Семь - ворона на трубе.

Восемь - села на плакат,

Девять - кормит воронят...

Ну, а десять - это галка.

Вот и кончилась считалка.

(Повторить игру с ладошками, повернутыми от ребёнка.)

Игра «Дружба»

Дружат в нашей группе.

Девочки и мальчики.

Мы и с вами дружим,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Будем петь, дружить, плясать.

Игры на разжимание пальчиков

Упражнение «Апельсин»

Разжимать пальчики на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.


Эта долька для кота,


Эта долька для ежа,


Эта долька для бобра,


Эта долька для чижа,


Ну, а волку - кожура.


Лучшему запоминанию поможет яркий красочный рисунок!


Упражнение «Стайка птичек»



Десять птичек - стайка,


Пой-ка, подпевай-ка,

Эта птичка - соловей,


Эта птичка - воробей


Эта птичка - совушка,


Сонная головушка;


Эта птичка - свиристель,


Эта птичка - коростдль,


Эта птичка - скворушка -


Серенькое перышко;

Это - зяблик,


Это - стриж,


Это - развесёлый чиж...



Разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки (всеми пальцами поочерёдно)



Пальчик до конца согнём


И в ладонь его упрём.


Раз, два, три, четыре, пять—


Будем сверху нажимать!

Безымянный пальчик сложим


И в ладонь его положим.


Раз, два, три, четыре, пять -


Будем сверху нажимать!

Средний пальчик изогнулся

И в ладошку к нам уткнулся.


Раз, два, три, четыре, пять -


Будем сверху нажимать!

Хоть большой и всех сильнее,


Так он гнуться не умеет.


Раз, два, три, четыре, пять -


Будем сверху нажимать!



Гимнастика для кистёй


Выполнение движений в соответствии с содержанием стихотворения,


Мы капустку рубим-рубим,


(ребром кисти правой и левой руки)


Мы капустку солим-сопим,


Мы капустку трём-трём,


Мы капустку жмём-жмём.


Упражнение «Листочки»


Ветер северный подул-


все листочки с липы сдул...


(Локти стоят на столе, подуть на раскрытые веером пальцы.)


Полетели, закружились


И на землю опустились.


(Ладони обеих рук зигзагами плавно опускаются на стол.)


Дождик стал по ним стучать:


«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

(Постучать пальцами по столу.)


Град по ним заколотил,


Листья все насквозь пробил.


(Постучать кулаками по столу.)


Снег потом припорошил,


Одеялом их накрыл.


(Плавные движения кистями рук вперёд-назад, и крепко прижать ладони к столу.)


Упражнение «Дождь»


Плыли тучи дождевые:

-   Лей, дождь, лей.

(Руки над столом, встряхивание кистями рук)


Дождинки, пляшут, как живые:


-   Лей, дождь, лей!

(Постукивание пальцами о стол.)

Склонившись, рожь к земле весенней,


пьет, пьет, пьёт.

(Повороты ладоней вверх, вниз.)

А теплый дождь, неугомонный,

льёт, льёт, льёт.

(Из щепоток дети разбрызгивают «воду»)































































Самомассаж ладоней

Массаж ладонных поверхностей грецкими орехами, стеклянными разноцветными шариками «марблс», каштанами. Их нужно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в лунку, отверстие, ворота (из 2 кубиков), катать между ладонями, прокатывать между пальцами (поочерёдно), удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 503.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...