Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Скажи одним и двумя словами.




Рыбу ловит - рыболов.             ...   - полотёр

паром ходит - ...               ...  - трубоукладчик

Теплом ходит-...                ... - скороварка

Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [л'] - [p']

Цель: различение звуков [л'] - [p']  в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [л'] - [p'] в слогах.

Отражённое повторение за логопедом (несколько раз):

Инструкция логопеда:

- Повтори цепочку слогов, чётко проговаривая звуки [л'] - [p']:

ля - ря    ре - ле рю - лю

ря - ля    ле - ре лю - рю

ри - ли    ре - ле арь - аль

ли - ри    лё - рё аль - арь

3. Различение звуков [л'] - [p']  в словах.

1) Отражённое проговаривание слов-паронимов.

Инструкция логопеда:

- Повтори слова, чётко проговаривая звуки [л'] - [p'].

речь - лечь   Лёва - рёва

жарь - жаль     Варя - Валя

Марина - малина

2) Самостоятельное называние слов по картинкам.

Перед ребёнком разложены картинки-символы [p'] (рычит маленький тигрёнок), [л'] (лиса). Ребёнок из общей стопки берет одну картинку за другой и дарит тигрёнку или лисе.

Гриб, лимон, малина, фонарик, редиска, орех, листик, слива, огурец.

4. Различение звуков [л'] - [p']  в предложениях и скороговорках.

Отражённое повторение за логопедом.

Марина и Вал я играл и на рояле.

Ребята видели зверей.

Мы смотрели в театре спектакль.

Ребята летом едут в лагерь.

Купили Валерику и Валеньке варежки и валенки.

Ел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку.

Подведение итогов занятия.

Приложение 1

Каждое упражнение проводить сначала медленно под счет (впервые - до 10 раз, на последующих занятиях - до 20 раз). Следить за точностью выполнения упражнения, вырабатывать плавность, силу, темп. (Вначале движение производить замедленно, отстукивать рукой или под счет, затем темп можно ускорить.)

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий

Выработке движений и положений органов артикуляцион-

Ного аппарата, необходимых для правильного произноше-

ния свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]

Заборчик» («Улыбка»)

Цель: закреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы улыбке.

Краткое описание: Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: 1) Зубы должны быть сомкнуты. 2) Следить, чтобы губы не были напряжены, а нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. 3) Верхние и нижние резцы должны быть обнажены.

Заборчик» («Рупор», «Трубочка»)

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Краткое описание: Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

Подуть через трубочку»

Цель:укреплять круговую мышцу рта, тренировать силу и длительность выдоха.

Краткое описание: губы вытянуть «трубочкой» и подуть через них. Стараться дуть как можно дольше.

Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки.

Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, направлять воздушную струю на середину языка.

Краткое описание: Улыбнуться, рот приоткрыть, язык высунуть изо рта, и подуть на него.

Методические указания: Язык должен быть широким, его края касаются углов рта, посередине языка - желобок, по которому проходит воздушная струя.

Качели»

Цель: укреплять мышцы языка, учить чередовать движения языка вверх-вниз, развивать умение управлять языком.

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Наказать непослушный язык»

Цель:вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёлыаая его губами. Произносить звуки ПЯ - ПЯ - ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: 1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

Лопата» («Блинчик»)

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживатъ его в спокойном, расслабленном состоянии.

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: 1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3) Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4) Боковые края языка должны касаться углов рта. 5) Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушый язык».

Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы» («Чьи зубы чище»)

Цель:научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончикам языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх.

Методические указания: 1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Нижняя челюсть тоже не должна двигаться. 3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.        

Горка» («Катушка»)

Цель: вырабатывать подьём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Краткое описание:  Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Методические указания:  1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Язык должен быть широким. 3) Кончик языка не должен отрываться от зубов.

Желобок»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю на середину языка.

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, язык широкий, положить его за нижние зубы, воздушную струю направлять на середину языка.

Методические указания: Язык должен быть широким, кончик языка должен упирается в корни передних нижних зубов, посередине языка - желобок.

Наказать непослушный язык» (см. следующий блок. п. 1)

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]

Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ - ПЯ - ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: 1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

Лопата» («Блинчик»)

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживатъ его в спокойном, расслабленном состоянии.

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: 1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3) Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4) Боковые края языка должны касаться углов рта. 5) Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушый язык».

Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Приклей конфетку»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Краткое описание:  Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания:  1) Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2) Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3) Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4) Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок»

Цель: вырабатывать подьём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания: 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Вкусное варенье»

Цель:вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Краткое описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания: 1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Чашечка»

Цель:Вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы.

Краткое описание: Рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки.

Методические указания:  следить, чтобы язык не касался неба.

Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стереться открывать рот всё шире и всё доль-

ше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания:  1) Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания: 1) Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2) Боковые крвя языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, а которую идёт воздушная струя. 3) Если это не получается, можно слегка придержать язык. 4) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 488.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...